Цели:
- систематизировать материал по теме;
- в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа;
- через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология “военного коммунизма”, крестьянство в гражданской войне, “белый” и “красный” террор и других, выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения;
- понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа “осчастливить” народ.
Задачи:
1. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отхода от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.
2. Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах гражданской войны и основных этапов; а результате работы с картой представлять общую картину боевых действий.
3. Опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению и террору.
Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция “белый террор”, “красный террор”.
Оборудование: карта “Гражданская война”, учебник, выставка книг, видеоматериал, мультимедийная система, диски, кассеты, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные “неуловимые мстители” и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.
Однако гражданская война - это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.
Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.
И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской? И как это не огорчительно, оказывается, не так много. История хранит еще немало “белых пятен”, малоизвестных страниц. Долгие годы отдельные темы гражданской войны были просто запретными. Документы, способные внести ясность в те или иные проблемы, находились “за семью замками” в различных спецархивах, спецфондах. Начатый процесс рассекречивания дает возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалеком будущем мы будем знать всю правду о событиях гражданской войны.
То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льется, мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь... Выходит, и в наши дни, как и восемь десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918-1920 годов учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа “осчастливить” народ.
Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская Россия победила в гражданской войне.
Учитель: Тема нашего урока “Гражданская война в России”.
Эпиграф урока: “Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка”.
Учитель: Вот как писала об этом М. Цветаева:
“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”.
Посмотрите ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в годы гражданской войны.
2. Опрос.
Вопрос: Дать определение понятиям: “гражданская война”, “иностранная интервенция”.
Назовите причины гражданской войны в России?
Вопрос: Расскажите и покажите по карте ход военных действий в период гражданской войны и иностранной интервенции.
Учитель: Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором, даже подвигом.
Вопрос: Дать характеристику разных слоёв населения: которые поддержали Советскую Россию и тех кто выступил на стороне белого движения?
Учитель: А. Блок написал следующие строки:
“Все это может показаться
смешным и устаревшим нам,
но, право, может только хам
над русской жизнью насмехаться.
Она всегда меж двух огней,
Не каждый может стать героем,
И люди лучшие, не скроем,
Бессильны часто перед ней”.
Вопрос:
Какая сила предопределила исход гражданской войны?
Какие слои населения были самые многочисленные?
Почему крестьяне встали на сторону Советской власти? Что повлияло на это решение?
Какие шаги предприняло правительство Советской России в годы гражданской войны?
Учитель: В курсе 9 класса, вы изучали гражданскую войну, и одним из актов этой войны был террор, со стороны лидеров и движущих сил “белого” движения. А сегодня, я хочу еще обратить ваше внимание на “красный террор” (Акты белого террора, был расстрел 26 бакинских комиссаров).
(Видеозапись. Отрывок из документального фильма “ Царская семья”).
Учитель: чтение документов:
от 01. 09. 1918 года – приказ КВД
от 05. 09. 1918 года – постановление СНК.
Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливались в пугачевские методы борьбы. Террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты.
Вопрос: Оправданы ли методы достижения цели Белой и Красной армий?
Учитель: А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушали сообщения о тех, кто верил в идею “мировой революции или в идею “белого движения” и преданно отдавал за идею свои жизни.
(Выступление учащихся : Чапаев, Фрунзе, Махно, Колчак, Деникин – в приложении)
3. Задание.
Учитель: А теперь давайте на основе документов ответим на вопросы и подведем итоги гражданской войны. (Работа с текстами документов).
(Документы – в приложении).
4. Заключение. (Звучит песня Александра. Малинина “Белый конь”).
Учитель: На доске написана фраза, прочитайте её и продолжите мысль
Трагедия гражданской войны 1918 – 1921 года учит нас….
Учитель: Подведем итоги нашего урока (учащимся предлагаются вопросы в форме тестов – работа на компьютере – в приложении).
Учитель: У нас нет оснований идеолизировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь – и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Этот вывод можно оспорить.. но вот второй вывод едва ли: если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа “осчастливить” народ.
Этот урок должны помнить политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество. (Звучит песня Игоря Талькова “Россия”).