Тема урока: "Семинарская система работы на уроках социально-политического цикла"

Разделы: История и обществознание


Для преподавания гуманитарных дисциплин в ФГОУСПО “ЕМРПТ” используется лекционно-семинарская форма работы. На лекционных уроках преподаватель объясняет новую тему, ставит проблему перед студентами, решение которой выносится на общее обсуждение.

Семинары по предмету “Основы философии” отличаются, к примеру, от семинаров по предмету “Основы социологии и политологии” тем, что последние принимают форму политического диспута. Обсуждение философских проблем проходит более спокойно, но это не значит, что нет желания спорить. Преподаватель и студенты спорят на равных, дискуссии проходят очень живо, интересно, увлекают всю группу в общий разговор. Семинары необходимы, они помогают студенту тщательно, от урока к уроку систематизировать свои знания.

Цель - активизировать самостоятельную работу учащихся, стимулировать к глубокому усвоению изучаемого материала.

Они интересны для студентов и оставляют у них в душе массу впечатлений, будят размышления о смысле жизни, об окружающем мире, помогая находить себя и своё место в нём.

Студенты знают заранее, что через 2-3 лекции будет семинар, на котором они должны будут показать свои знания, полученные на лекциях и приобретенные самостоятельно, в результате подготовки к семинару.

Семинары - это живое обсуждение тем, изученных на предыдущих уроках. Что же такое семинарское занятие? Мне это видится так.

Семинарское занятие - это форма развития продуктивного мышления студентов в ходе обсуждения рассматриваемых проблем, вовлечение их в коллективную, познавательную деятельность. Семинарское занятие дает студенту возможность овладеть умениями, точно и документально выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, политический диалог, оппонировать.

Для семинаров характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, поэтому очень важно установить доверительное общение, создать атмосферу товарищеской близости, взаимопонимания, умело, вовлекая студентов в дискуссию. Такие занятия эффективны тогда, когда они проводятся как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них.

Критериями оценки качества семинарского занятиями считаю следующие:

  • Целенаправленность - постановка проблемы, стремление связать теоретический материал с практикой; планирование - выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомство с последними достижениями науки и техники по предмету;
  • организация работы - пробудить способность к дискуссии и поддержать её конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;
  • стиль проведения занятий — оживлённый, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли;
  • отношение преподавателя к студентам - уважительное, в меру требовательное или равнодушное;
  • отношение студентов к преподавателю - уважительное или безразличное, критическое;
  • управление группой — преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон;
  • заключения преподавателя - квалифицированные, убедительные или не обогащающие знаний студентов, не содержащие теоретических обобщений.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями, когда изучается новый учебный материал и самостоятельная работа студентов, и в этом их существенная особенность. Учебный материал семинаров не дублирует материала, изложенного преподавателем на лекции, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями. Например, семинар по предмету “Основы философии” на тему “Античная философия” позволит студентам более четко рассмотреть начатые на лекции вопросы об истории развития философии, как науки.

Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, вычленении существенных вопросов для обсуждения студентами в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом их обсуждения.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы и быть краткими, чёткими, понятными всеми студентами. Например, семинар по предмету “Основы социологии политологии”, на тему: “Политические режимы и системы: сущность, типология, тенденции развития”.

План:

  1. Понятие политического режима.
  2. Проблема классификации политических режимов.
  3. Основные темы политических режимов и их характеристика.

Их можно формулировать как в утвердительной форме, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-6 часов лекций, так как большее количество рассеивает внимание студентов и ведёт к неглубокому рассмотрению вопросов.

В зависимости от способа проведения на уроках социально-политического цикла использую следующие виды семинаров:

Семинар-беседа - наиболее распространённый вид. Она проводится в форме развёрнутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех студентов по всем вопросам семинара, позволяет вовлечь максимум студентов в активные обсуждения темы.

Достигается это путём заслушивания развёрнутого выступления нескольких студентов по всем вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.

Семинар - заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между студентами и подготовку ими докладов и рефератов.

В докладе выделяют три основные части: вступительную, в которой определяется тема, её значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особое внимание обращается на убедительность и доказательность доклада. По продолжительности он должен быть не более 5 минут. Центральным на семинаре подобного вида является обсуждение докладов (прения), после ответов на вопросы и обсуждения доклада докладчик выступает заключительным словом.

Подготовка реферата - более высокая форма творческой работы студента, по сути, он представляет собой сочинение, законченный труд.

Выполнение творческих работ, например, рефератов, оказывает большое воздействие на развитие способностей студентов, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой.

При работе над рефератами, как правило, проявляются особенности личности студента, его отношение к событиям окружающей жизни, понятие об этических нормах. Поэтому такие работы требуют более детального и обстоятельного разбора. С этой целью при распределении тем рефератов одновременно назначаются оппоненты, которые должны заранее ознакомиться с содержанием реферата и подготовить отзыв: отметить достоинства и недостатки, сделать замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются все студенты. В заключении преподаватель даёт оценку реферату, оппонентам и другим выступающим.

Семинар-диспут, предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут осуществляется в форме диалогического общения его участников.

Для удачного проведения семинара-диспута необходимы определённые социально-психологические условия, доброжелательные отношения между участниками, коммуникативные умения, их культура мышления.

Используется так же смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждения докладов, свободные выступления студентов, а так же дискуссионные обсуждения.

Мне кажется, что наиболее удачным видом семинара является семинар-диспут, так как он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Педагогическое руководство подготовкой студентов к семинару состоит в том, что преподаватель помогает им подготовить план выступления,

  • экспериментального подтверждения изложенных теоретических положений путём проведения малых по продолжительности лабораторных работ на том же уроке;
  • проверки правильности понимания студентами нового материала путем устного опроса, безмашинного или машинного программированного контроля.

Для урока следует отбирать учебный материал, формирующий практические умения, первоначальное обучение которым может осуществляться непосредственно на уроке вслед за изложением (решение задач, выполнение упражнений, анализ производственных ситуаций, используемых как для формирования практических умений, так и закрепления знаний); материал, который может быть эффективно использован для активизации познавательной деятельности студентов и развития творческого мышления. Тогда освоение нового учебного материала осуществляется в процессе эвристической беседы, проблемного изложения с созданием проблемной ситуации; стройно и полно изложенный в обучающих программах, программированных и учебных пособиях материал, который студенты могут изучать на уроке самостоятельно, в результате чего они приобретают не только знания, но и умения и навыки самостоятельного умственного труда.

Второй вариант использования лекций и семинаров предполагает применение лекционно - семинарской системы, типичной в полном её виде для высшей школы. Лекционно-семинарская система обучения даёт возможность повысить уровень преподавания, активизировать познавательную деятельность студента, привить им навыки самостоятельной работы. Чаще всего эта система применяется на старших курсах обучения, а так же в работе со студентами, обучающимися на базе средней школы.

В зависимости от имеющейся материально-технической базы, вместительности аудиторий чтение лекций допускается для потоков, включающих в себя не менее двух учебных групп, и отдельно каждой учебной группы.

Семинарские занятия по содержанию максимально согласовывают с лекционным курсом, при этом они не должны ни опережать, ни отставать от лекций. Планы семинаров составляют на весь семестр. Каждый план сообщает студентам в начале изучения темы, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. С целью оказания помощи в подготовке к семинарам в учебных кабинетах, библиотеке, метод кабинете оформляют стенды-выставки рекомендуемой литературы.

Преподаватель обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформировать тезисы выступления, наблюдать за самостоятельной работой, консультирует студентов по другим вопросам.

Многообразие организационных форм учебного процесса — отличительная черта средних специальных учебных заведений. Широкое распространение получили два варианта организаций обучения. При первом варианте лекция и семинар используются в рамках обычной организации обучения, когда ведущей формой учебного процесса служит урок. Поэтому для сообщения новых знаний могут быть использованы и лекции, смешанные уроки.

Преподаватель имеет право выбора организационной формы, ориентируясь на особенности и принципы учебного материала для той или иной формы.

При выборе лекции как формы организации учебного процесса следует учитывать, что она наиболее целесообразна для сообщения учебного материала, который не требует подкрепления его в виде лабораторных и практических работ, непосредственно проводимых после изложения, то есть для следующего материала:

  • знакомящего студентов со значением, общим содержанием предмета, его связью с другими предметами;
  • включающего в себя наиболее общие закономерности, положения, принципы, классификации;
  • содержащего большой объём информации;
  • связанного с систематизацией, обобщением учебного материала.

Особенно целесообразно использование лекций в тех случаях, когда учебный материал не находит достаточной опоры в предшествующем познавательном опыте, когда намечено использовать дедуктивный путь движения студентов к знанию, то есть предварительно ознакомить студентов с основными положениями темы, а на последующих занятиях обеспечить системность знаний для развития научного мировоззрения, повышение качества обучения.

Для изложения на уроке целесообразно отбирать такой материал, который требует:

  • усиления межпредметной связи с использованием не только знаний, но часто и умений студентов;
  • возможна организация дежурства для проведения групповых и индивидуальных консультаций, ответов на вопросы, которые возникают во время самостоятельной подготовки.

Для обобщения и систематизации знаний и умений студентов целесообразно в систему лекций и семинаров включать учебно-обобщающие уроки по отдельным разделам программы, а так же по сквозным проблемам курса.

На эти уроки отбирают учебный материал, касающийся самых важных вопросов, основных связей, центральных понятий, правил и закономерностей. Большое внимание уделяют сложному учебному материалу, который недостаточно глубоко и прочно усваивается студентами.

Такое обобщающее повторение при лекционно-семинарской системе преподавания делает учебный процесс более целенаправленным и эффективным.