Урок по истории в 10-м классе по теме: "Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • обобщить и углубить знания учащихся по теме “Преобразования Петра I”, в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его реформ;
  • развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.

Оборудование:

  • карта “Россия в первой половине XVIII века”,
  • выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I,
  • иллюстрации "Сражение у Гангута", "Полтава",
  • музыкальное оформление.

Понятийный минимум: регулярная армия, коллегии, Сенат, Синод, империя, протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, губерния.

Важные события:

1695 - 1696 гг.

1697 - 1698 гг.

1700 - 1721 гг.

1703 г.

27 июня 1709 г.

1711 г.

 

1714 г.

 

1718 - 1720 гг.

1721 г.

 

1722 г.

- Азовские походы.

- Великое посольство в Западную Европу.

- Северная война.

- Основание Санкт-Петербурга.

- Полтавская битва.

- Прутский поход.

- Образование Сената.

- Гангутское сражение.

- Указ о единонаследии.

- введение коллегий.

- Учрежден Синод.

- Провозглашение России империей.

- "Табель о рангах".

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. .Постановка проблемного задания (2 мин.)

3. Информационно-поисковый этап (30 мин.)

4. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)

5. Рефлексивный момент (5 мин.)

6. Задание на дом (1 мин.)

 I.

  • Объявление темы.
  • Определение целей урока.

II.

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

В статье “Грядущий храм” Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:

“Что такое Петр? Чудо или чудовище?” Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.

Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Итак, проблема:

Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

III.

1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:

l-я - приводит факты и примеры положительной оценки реформ.

2-я - оппоненты, то есть находят недостатки реформ.

Вопросы для дискуссии:

а) экономические реформы,

б) социальная политика,

в) внешняя политика (отрывок из “Полтавы”, музыкальное оформление),

г) культура.

Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В течение урока каждый работает на индивидуальных листах.

! В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - (2')

2) Выполняют задание на доске по вариантам:

Соотнесите событие и дату. Из полученных букв составьте слово и объясните его значение.

I вариант

1. Основание Санкт-Петербурга

2. Начало Северной войны

3. Прутский поход

4. Учреждение Синода

5. Указ о единонаследии

1711 г. – Н

1721 г. – А

1703 г. – С

1714 г. – Т

1709 г – Е

II вариант

1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л
2. “Табель о рангах” 1711 г.- Л
3. Гангутское сражение 1721 г.- К
4. Учреждение Сената 1722 г.- О
5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я
6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е
7. Ништадтский мирный договор 1696 г.- Г
8. Начало городской реформы 1721 г.- И

Записывают, 2 человека работают у доски, остальные - на месте.

О какой реформе идет речь? (Отвечают)

Продолжим нашу дискуссию. Ваши аргументы “за” и “против”.

3) Задания по группам (по 4 человека) - анализ документов. (Задания прилагаются).

№ 1.

“…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...”

1. О каком документе идет речь?

2. Когда он был принят?

3. В чем его значение?

№ 2

“…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат ….

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…”

1. Чему посвящен этот документ?

2. В чем его значение?

3. Соответствует ли он политике протекционизма?

№ 3

“...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того... тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать”

1. О какой категории работников идет речь в документе?

2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4

“Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить.”

1. О создании чего идет речь в документах?

2. Как этот документ называется?

3. В чем его значение?

№ 5

“Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?

№ 6

“В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр.”

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?

4) Закрепление знания исторических терминов: составление кроссворда из семи терминов.

(Один человек работает у доски, остальные – на месте.)

 IV.

- Итак, подведем итоги. Как же можно оценивать реформы Петра I? Ваша позиция: + и - . (Отвечают)

V.

- Рефлексивный момент.

- Попробуйте составить свою программу или дополнения к реформам Петра I так, чтобы было как можно больше положительных результатов и были устранены недостатки.

(Работают на листах.В конце урока сдают работы, учитель оценивает всех учащихся, учитывая устные и письменные ответы.)

VI.

Д/з.: - Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание).  Повторить параграфы 41 - 44.