Цель урока:
- обобщить и углубить знания учащихся по теме “Преобразования Петра I”, в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его реформ;
- развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать;
- воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.
Оборудование:
- карта “Россия в первой половине XVIII века”,
- выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I,
- иллюстрации "Сражение у Гангута", "Полтава",
- музыкальное оформление.
Понятийный минимум: регулярная армия, коллегии, Сенат, Синод, империя, протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, губерния.
Важные события:
1695 - 1696 гг. 1697 - 1698 гг.
1700 - 1721 гг.
1703 г.
27 июня 1709 г.
1711 г.
1714 г.
1718 - 1720 гг.
1721 г.
1722 г.
- Азовские походы. - Великое посольство в Западную Европу.
- Северная война.
- Основание Санкт-Петербурга.
- Полтавская битва.
- Прутский поход.
- Образование Сената.
- Гангутское сражение.
- Указ о единонаследии.
- введение коллегий.
- Учрежден Синод.
- Провозглашение России империей.
- "Табель о рангах".
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. .Постановка проблемного задания (2 мин.)
3. Информационно-поисковый этап (30 мин.)
4. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)
5. Рефлексивный момент (5 мин.)
6. Задание на дом (1 мин.)
I.
- Объявление темы.
- Определение целей урока.
II.
Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.
В статье “Грядущий храм” Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:
“Что такое Петр? Чудо или чудовище?” Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.
Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.
А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".
Итак, проблема:
Как же нужно оценивать деятельность Петра I?
III.
1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:
l-я - приводит факты и примеры положительной оценки реформ.
2-я - оппоненты, то есть находят недостатки реформ.
Вопросы для дискуссии:
а) экономические реформы,
б) социальная политика,
в) внешняя политика (отрывок из “Полтавы”, музыкальное оформление),
г) культура.
Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В течение урока каждый работает на индивидуальных листах.
! В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - (2')
2) Выполняют задание на доске по вариантам:
Соотнесите событие и дату. Из полученных букв составьте слово и объясните его значение.
I вариант
1. Основание Санкт-Петербурга 2. Начало Северной войны
3. Прутский поход
4. Учреждение Синода
5. Указ о единонаследии
1711 г. – Н 1721 г. – А
1703 г. – С
1714 г. – Т
1709 г – Е
II вариант
1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л 2. “Табель о рангах” 1711 г.- Л 3. Гангутское сражение 1721 г.- К 4. Учреждение Сената 1722 г.- О 5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я 6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е 7. Ништадтский мирный договор 1696 г.- Г 8. Начало городской реформы 1721 г.- И
Записывают, 2 человека работают у доски, остальные - на месте.
О какой реформе идет речь? (Отвечают)
Продолжим нашу дискуссию. Ваши аргументы “за” и “против”.
3) Задания по группам (по 4 человека) - анализ документов. (Задания прилагаются).
№ 1.
“…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:
1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...
1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...”
1. О каком документе идет речь?
2. Когда он был принят?
3. В чем его значение?
№ 2
“…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат ….
Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.
1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...
2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…”
1. Чему посвящен этот документ?
2. В чем его значение?
3. Соответствует ли он политике протекционизма?
№ 3
“...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того... тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать”
1. О какой категории работников идет речь в документе?
2. Зачем понадобился этот указ?
№ 4
“Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить.”
1. О создании чего идет речь в документах?
2. Как этот документ называется?
3. В чем его значение?
№ 5
“Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.
1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?
№ 6
“В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр.”
1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?
4) Закрепление знания исторических терминов: составление кроссворда из семи терминов.
(Один человек работает у доски, остальные – на месте.)
IV.
- Итак, подведем итоги. Как же можно оценивать реформы Петра I? Ваша позиция: + и - . (Отвечают)
V.
- Рефлексивный момент.
- Попробуйте составить свою программу или дополнения к реформам Петра I так, чтобы было как можно больше положительных результатов и были устранены недостатки.
(Работают на листах.В конце урока сдают работы, учитель оценивает всех учащихся, учитывая устные и письменные ответы.)
VI.
Д/з.: - Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание). Повторить параграфы 41 - 44.