Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
ЦЕЛИ:
Обучающая:
- продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”;
- повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.
Развивающая:
- развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);
- развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.
Воспитательная:
- показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну;
- воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: интеллектуальная игра с элементами театрализации.
Основные понятия: гражданская война, интервенция, “красный террор”, сепаратный мирный договор.
Персоналии: А. Колчак, Л.Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, Ф. Дзержинский, В. Чапаев.
Оборудование: Учебник Н.В. Загладин “История России ХХ в.”, карта “Гражданская война и интервенция в России”, портреты исторических персоналий, в \ фильм “Гражданская война”, раздаточный материал, атрибуты и элементы костюмов.
“Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить … Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн”.
И. Ильин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель объясняет форму проходимого урока – проведение интеллектуальной игры между 3 командами.
Проводится жеребьевка (обучающиеся вытягивают жетоны красного, белого и зеленого цвета, согласно которым занимают столы того же цвета).
Учитель объясняет условия игры, правила поведения обучающихся во время игры.
2. Интеллектуальная игра.
Учитель предлагает ученикам переместиться в 20-30 г. г. ХХ века.
Демонстрация фрагмента в\фильма под словесное сопровождение учителя.
Вопрос 1: Что такое “Гражданская война”?
Гражданская война – это трагические события в истории народа нашей страны, разделенной на противоборствующие лагеря, окрашенные в красный, белый и зеленый цвет.
Задание №1 “Проблемное задание”. Проблема начала Гражданской войны является из наиболее дискуссионных.
Одни историки полагают, что Февральская революция не привела к Гражданской войне, а это сделал Октябрь. Большевики решили установить диктатуру пролетариата и вести страну к социализму, тем самым развязав войну.
Другие считают, что в развязывании войны были заинтересованы большевики и кадеты, а так же другие политические и социальные силы. Начало войны приходится на сентябрь – октябрь 1917 г.
Третьи называют весну 1918 г. началом войны.
- Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Почему?
- Что, на Ваш взгляд, явилось причиной войны?
Учитель: Гражданская война поделила страну на 3 враждующих лагеря: белые, красные и зеленые.
Задание №2 “Люди войны”.
(Для команды “красных”)
- Используя портреты, определите лидеров красного движения.
- Почему это движение получило такое название?
Дзержинский Ф.Э., Фрунзе М.В., Троцкий Л.Д., К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, В.И. Чапаев и др. Красная Армия – это Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА).
(Для команды “белых”).
- Используя портреты, определите лидеров белого движения.
- Почему это движение получило такое название?
Ядро белого движения составили офицеры царской армии Колчак А.В., Юденич Н.Н., Деникин А.И., Каледин А.М., Корнилов Л.Г. и др. Они выступали оппозиционно против большевиков.
(Для команды “зеленых”)
- Используя портреты, определите лидеров зеленого движения.
- Почему это движение получило такое название?
Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно (анархист, участвовал в террористических актах, отбывал бессрочную каторгу). Зеленый цвет – цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движению.
Учитель: Гражданская война проходила на фоне интервенции.
Вопрос 2: Что такое интервенция? Какое событие предшествовало интервенции и впоследствии послужило поводом для ее начала?
Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств с целью захвата территории и установления своего господства.
Интервенция начинается после подписания Брестского мира 3 марта 1918 г. По Брест – Литовскому сепаратному договору Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии.
Вопрос 3: Что такое сепаратный мирный договор?
Сепаратный договор – это договор, подписанный с раннее враждующим государством без согласия союзников. В данном случае речь идет о Брест – Литовском мире, который подписала Россия с Германией без согласия стран Антанты (Англии и Франции).
Вопрос 4: Назовите страны, которые участвовали в организации интервенции против Советской России.
В январе 1918 г. Румыния захватила Бесарабию, Германия – Курскую, Воронежскую, Орловскую губернии.
Весной 1918 г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии, Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке.
Задание №3 “Карта войны”.
(Для команды “красных”)
1. Используя карту, показать территорию Западного фронта и дать общую характеристику военных действий.
(Для команды “белых”)
1. Используя карту, показать территорию Восточного фронта и дать общую характеристику военных действий.
(Для команды “зеленых”)
1. Используя карту, показать территорию Южного фронта и дать общую характеристику военных действий.
Задание №4 “Моменты войны”. Театрализация.
Учитель: Строительство Красной Армии было весьма трудным. С июня 1918 г. Красная Армия перестала быть чисто добровольческой, в нее начался призыв. С этого момента армия столкнулась с новой серьезной проблемой – массовым дезертирством.
Действие команды “красных”.
Дед: - Эй, милок, служивый, ты куда путь держишь?
Красноармеец: - Дак, домой!
Дед: - А как же служба?
Красноармеец: - Дак, я, дед, мужик, а он воевать не хочет, как не хотел при царе – батюшке. Негоже уходить далеко от мест родных, бросать на произвол судьбы свою землю и дом. Сейчас все бегут. А если что, зеленые рядом, в Гуляй Поле подамся, навоюемся еще!
Дед: - И то верно, служивый, ступай с Богом!
Задание для команды “красных”. Какое влияние на Гражданскую войну оказало зеленое движение? Кто его возглавлял, и что оно из себя представляло?
Зеленая армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали свое поле, деревню, волость.
Действие команды “зеленых”.
Барин: - Вы, посмотрите-ка, что делается!
Фекла: - Что это вы там вычитали, батюшка?
Барин: - До чего же мы господа докатились, послушай, Фекла, объявление: “Продается охотничья карета Александра II. Отделана слоновой костью.” Это надо же!
Фекла: - Дак ведь, барин, весь императорский дворец, что в Гатчине, разграблен.
Задание для команды “зеленых”. О каком явлении, имеющем место в армиях Деникина, Колчака, Юденича идет речь? Кто оказывал существенную помощь Юденичу во время наступления на Петроград?
Как и другие белые армии, войска Юденича не отказывали себе в богатой военной добыче. Особенно много ценностей было вывезено из пригородов Петрограда. Войскам Юденича существенную роль оказали англичане, во главе с министром У. Черчиллем.
Учитель: Некоторые факты свидетельствуют о зверствах большевиков и белогвардейцев во время Гражданской войны. В мае 1918 г. кулацкий съезд в Новоузенске постановил расстрелять всех большевиков. В Александров-Гае казаки убили всех сдавшихся в плен 96 красноармейцев, раненых засыпали землей в общей яме. Всего белые расстреляли в селе 675 человек. Террор был реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав.
Действие команды “белых”.
Красноармеец: - Я в ваше распоряжение прибыл, Мартын Иванович!
Лацис (член ВЧК): - Присаживайтесь, пожалуйста, товарищ Берестов. Вы знаете, Андрей Степанович, обстановка в районе складывается не из лучших. Страна Советов в опасности, у нас много врагов. Наша задача: при поимке врагов не искать в их деле обвинительных улик. Первым делом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какое у него образование и какова его профессия. И все будет ясно. Они убивают личности, мы убьем классы!
Красноармеец: - Я вас понял, товарищ Лацис.
Лацис: - Действуйте, товарищ Берестов.
Задание для команды “белых”. Когда и после каких событий было принято постановление о красном терроре? Что Вы понимаете под “красным террором”?
5 сентября 1918 г. Совнарком принял постановление о красном терроре. Оно было принято после убийства В. Володарского и М. Урицкого, покушения на Н. Подвойского и ранения В.И. Ленина.
Все меры, проводимые большевиками, были оправданы: все делалось ради победы над белогвардейцами и сохранения своей власти.
Задание №5 “Документы войны”.
Каковы, на Ваш взгляд, причины победы большевиков в Гражданской войне? При ответе используйте документы.
Учитель: Причины успеха красных объясняются слабостью позиции белых. Народ их воспринимал как поборников старых порядков. Белые не имели единого руководства, действия их лидеров были разрозненны. Они были связаны с интервентами. Выполнение своих обещаний они откладывали до полной победы над большевиками. В тылу армии процветали мародерство, расстрелы, порки. Все это отталкивало население. Ходило мнение: “Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти что разбойники”.
Большевикам удалось сконцентрировать промышленные и людские ресурсы. Их лозунги были понятны массам.
Задание №6 “Лозунги войны”. Творческое задание.
Отобразить на бумаге лозунги Гражданской войны и интервенции.
Учитель: Завершилась Гражданская война в ноябре 1920 г. ликвидацией последнего фронта в европейской части России (в Крыму). Некоторые историки считают, что полностью Гражданская война и интервенция закончилась в 1922 г., когда японские войска были выведены с Дальнего Востока.
Вывод: Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась победой большевиков. Гражданская война и военная интервенция принесли нашей стране огромные разрушения и потери. Ущерб для Советской России составил 50 млрд. золотых рублей. Общие демографические потери на фронтах и в тылу достигли 8 млн. человек.
Подведение итогов. Выявление команды победителей.
Домашнее задание.
Подготовить названия художественных произведений и фильмов о Гражданской войне.
Документ №1.
Приказ
Председателя Революционного Военного Совета Республики
войскам и советским учреждениям Южного фронта №65.
24 ноября 1918 г.
- Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет РАССТРЕЛЯН.
- Всякий солдат Красной Армии, который самовольно покинет боевой пост, будет РАССТРЕЛЯН.
- Всякий солдат, который бросит винтовку или продаст часть обмундирования, будет РАССТРЕЛЯН.
- Во всякой прифронтовой полосе распределены заградительные отряды для ловли дезертиров. Всякий солдат, который попытается оказать этим отрядам сопротивление, должен быть РАССТРЕЛЯН на месте.
- Все местные советы и комитеты обязуются со своей стороны принимать все меры к ловле дезертиров, дважды в сутки устраивая облавы: в 8 часов утра и в 8 часов вечера. Пойманных доставлять в штаб ближайшей части и в ближайший военный комиссариат.
- За укрывательство дезертиров виновные подлежат РАССТРЕЛУ.
- Дома, в которых будут скрыты дезертиры, будут подвергнуты сожжению.
Смерть шкурникам и предателям!
Смерть дезертирам и Красновским агентам!
Председатель Революционного Военного Совета Республики Народный комиссар по военным и морским делам
Л. Троцкий.
Документ №2.
В.И. Ленин об источниках победы Красной Армии.
Всякий раз, когда наступал трудный момент в войне, партия мобилизовывала коммунистов, и в первую голову они гибли в первых рядах, тысячами они погибали на фронте Юденича и Колчака; гибли лучшие люди рабочего класса, которые жертвовали собой, понимая, что они погибнут, но спасут поколения, спасут тысячи и тысячи рабочих и крестьян. Они беспощадно позорили и травили шкурников, тех, кто на войне заботился о своей персоне, и беспощадно расстреливали их. Мы гордимся этой диктатурой, этой железной властью рабочих, которая сказала: мы свергли капиталистов, и мы ляжем все костьми при малейшей попытке их снова восстановить свою власть.