Урок по истории на тему: "Импрессионизм, как реалистическое направление в живописи конца ХIX — начало ХХ века". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

1. Показать, чем были вызваны принципиальные изменения в искусстве в конце XIX - начале XX вв., появление нового направления в искусстве - импрессионизма.

2. Познакомить с некоторыми из представителей импрессионизма: К.Моне, Э. Мане, О. Ренуаром, В. Ван - Гогом, П. Гогеном.

3. Показать идейные задачи, особенности живописного языка импрессионистов, манеру письма.

4. Добиваться объёмного восприятия картин художников импрессионистов.

5. Помочь увидеть гуманистические черты живописи импрессионистов.

6. Развивать коммуникативные особенности детей (умение общаться в ассоциированном и диассоциированном состоянии), слышать и слушать товарищей, делать выводы, формировать целостное восприятие.

Тип урока: бинарный урок (история и И3О) с использованием социокультурных технологий эффективного обучения).

Оборудование: краски, кисти, планшеты.

Наглядность: картины художников импрессионистов, портреты художников.

1. Ознакомление с творчеством импрессионистов.

Из огромного объема темы “Культура второй половине XIX в.” мы выделили тему “Искусство импрессионистов” и хотели бы вас познакомить с творчеством художников нового реалистического направления.

Появления этого реалистического направления было не случайным и было вызвано, прежде всего, изменениями в экономике, политике и социальной сфере.

Бурное развитие производительных сил потребовало распространения научных знаний о природе и обществе, общество становится более демократичным и реальным.

Появляется группа молодых художников: К.Моне, Э.Мане, П. Ренуар, К.Писсарро, которые взяли себе за правило писать не в мастерской, а на природе: в лесу, на берегу моря, в поле. Стали писать природу в ее естественном проявлении то открывающуюся, то таинственную и манящую.

Они хотели показать реальность мира в его мгновенной неповторимости, постоянном движении и изменении.

Чтобы выразить свое отношение к миру, художники создают свою форму письма - подвижный, легкий мазок.

После выставки в 1874 г. группа молодых художников получила свое название - импрессионисты. В переводе на русский язык Impression – “впечатление”.

Критик Леруа, увидев на выставке картину К. Моне “Впечатление. Восход солнца” воскликнул: “Так это всего лишь впечатление и больше ничего”. Сказано, сначала в осуждение слово со временем стало определением мировоззрения, видения, манеры живописного исполнения художников.

Художники резко выступали против оторванного от жизни академического искусства, против надоевших мифологических и исторических сюжетов, против трафаретных художественных приемов, однако необходимо отметить, что ничто в мире не возникает на голом месте, вне связи с великими завоеваниями прошлого. Искусство импрессионистов было подготовлено открытиями, гениальными находками мастеров многих столетий.

1. Назовите основные прогрессивные направления в искусстве XVIII – начала XIX в.?

2. Какие творческие задачи ставили перед собой художники-реалисты?

3. Назовите известных вам ведущих художников этого направления.

Ребята называют художников романтического направления (острая восприимчивость романтиков к движению человеческих душ, их стремление показать красоту естественной природы, особая звучность цвета, свойственная их полотнам) например, Делакруа. Демократического направления: Курбе, Домье (близость и уважение к народу труженику), Тициан, Веласкес, Гойя (стремящихся усовершенствовать язык живописи, ее выразительные средства, передать ощущение движения). Связь импрессионистов с творчеством этих художников несомненна, и вы убедитесь в этом после знакомства с творчеством художников-импрессионистов.

Эдуард Мане (1832 – 1883) родился в богатой семье крупного государственного чиновника. Он получил прекрасное образование, учился в школе изящных искусств под руководством модных живописцев тех лет. Э. Мане прививали академическую манеру письма (густая, темная живопись, одноцветные непрозрачные тени). Но юноша протестовал. Он утверждал, что тени имеют цвет, они светятся, и цвет их зависит от окраски освещения окружающих предметов. Эдуард Мане определил свое кредо художника: естественность, простота в изображении окружающей живописи; писать то, что видишь, и так, как видишь.

В дни коммуны Эдуард Мане находился в Париже. Он оставил потомкам потрясающий документ: гравюры и рисунки о трагических днях майской недели.

В рисунке “Расстрел коммунаров” среди массы приговоренных людей, зажатых между стенами домов, выделены двое. Один опустил голову, другой вскинул руку вверх и кричит что-то палачам. Они равнодушно деловито убивают. Тревожные контрасты чёрного и белого, стремительная фиксация очевидца.

Те же контрасты цвета в портрете Эмиля Золя. Портрет был написан Мане в 1868 г. в период первых выступлений импрессионистов. Золя, тогда один из немногих, открыто выступил в защиту художников. Наверно по этому в портрете проявилось стремление Мане увидеть в этом человеке отблеск душевного совершенства, увидеть внутренний свет, который только и составляет подлинную ценность личности.

Перед смертью Эдуард Мане (он умер в расцвете сил в возрасте 50 лет) мечтал написать картину, сюжетом которой будут машинист и кочегар паровоза за работой “Вот они совершенные герои!” - восклицал художник.

Иначе сложилась судьба К. Моне (1840 – 1926) “Мне всё труднее и труднее - писал художник осенью 1878 г. – с позавчерашнего дня у меня нет не сантима, нет больше кредита не у мясника, ни у булочника. Хотя я и верю в будущее, но вы сами видите, что мне очень тяжело в настоящем”. Нищета свела в могилу горячо любимую жену Клода – Камиллу, на руках художника остались двое сыновей. Сомнения в правильности выбранного пути терзали его, но Моне работал. Моне пристально изучает каждый миг природы. Как и другие импрессионисты, он пишет большие полотна картина на открытом воздухе, непосредственно с натуры. Он стремится уловить связь между светом и цветом, светом и тенью и приходит к выводу, что раз тень порождена светом, то и меняется вместе с ним. Моне делает поразительные открытия: окраска любого предмета, которую видит глаз человека, обусловлена не только его собственным цветом, но и цветом соседних предметов.

В 1911 г. Бель-Иль Клод Моне пишет скалы и море, здесь как и в картине “Впечатление. Восход солнца” поражает живое волнующее изображение моря.

Удивительно естественен и реален уходящий день на картине Клода “Сноп сена в Живерии”.

Особенно мне бы хотелось остановиться на творчестве художника импрессиониста Пьера Огюста Ренуара (1841-1919). Жизненный путь Ренуара был столь тернист, столь полон тяготами, что по неволе удивляешься: в каких неисчерпаемых источниках снова и снова находил художник силы, чтобы воспевать счастье, солнечный свет, красоту жизни?

Родившись в семье многодетного бедного парижского портного, Ренуар интуитивно избегал отрицательных сторон окружавшей его обыденности, жадно впитывал нечастые радостные впечатления. После работы на фабрике фарфора, он поступает в школу при Академии художеств.

В занятиях живописью он видел наслаждение, а не священнодействие. Не понимал зачем нужно затемнять картины - и перестал это делать. В парижских пригородах искал и находил новых героев картин: прачек, модисток, мелких торговок, клерков, актрис, никогда не интересуясь их добропорядочностью. Старался запечатлеть на полотне поэзию движения, обаяния зыбкой переменчивости - волны поднимающегося нагретого воздуха, пульсирование солнечного света в листве дерева, неожиданную улыбку на лице...

Так, сам к тому не стремясь, он вступил в конфликт с живописной классикой с неумолимым жюри Солона (официальных выставок), что только не пришлось услышать от критиков: “Обезьяна, которая овладела ящиком с красками”, “какой-то сумасшедший, который пишет картину, трясясь в белой горячке” - и это ещё не самые резкие из отзывов.

Борьба за признание была долгой, изнурительной. В конце концов, Ренуару удалось выставить в Салоне несколько картин, получить положительные отзывы в прессе, заручиться поддержкой влиятельных меценатов. Заказы на картины посыпались один за одним, а в жизни 40-летнего художника появилось очаровательное существо – Алина Шармо, которой, оказалось, по силам привести потрепанный житейскими бурями холостяцкий корабль в семейную гавань.

На закате жизни Ренуар не оставлял творческих поисков. Но как бы не ложились мазки кисти, люди на его картинах по-прежнему не унывали сами и заражали счастьем других.

Ему дважды грозил расстрел в дни парижской коммуны; исход жизни омрачила катастрофа первой мировой войны и тревога за сына, в ней участвовавшего. Он терял близких и друзей; он похоронил любимую жену и жестоко страдал от мучивших его болезней. Но и молодой нищий упрямец, и скрюченный ревматизмом старик в инвалидном кресле - это всё тот же Ренуар: “На мой взгляд, картина должна быть приятной, весёлой и красивой, да, красивой! В жизни и так много тяжёлого, чтобы ещё это изображать”. Что же, это позиция, и позиция выстраданная, а значит имеющая право на существование. Как она актуальна в наши дни: сколько нам, людям, отпущено хорошего судьбой или, по крайней мере, как мы могли быть счастливы. В этом - общечеловеческая ценность и немеркнущая актуальность художественного наследия Ренуара.

В этом все его картины: “Портрет Жанны Самари”, “Большие купальницы”, “Девушка с веером”, “Обнажённая”, “Лягушатник” и др. (Знакомство с картинами.)

Сейчас я с удовольствием передаю эстафетную палочку учителю рисования Г. В. Инешину, который не только расскажет, но и покажет особенности стиля и техники художников - импрессионистов.

Заслугой импрессионистов было не только новое видение реальности, но и новая её оценка вообще... Они открыли для искусства много новых тем, и прежде всего современный город...

Никто до импрессионистов “не умел различать в пейзаже столько света, сделать даль такой лёгкой, не прибегая к густой тени на переднем плане”.

Итак, основа техники импрессионистов - подвижный, лёгкий мазок. Кисть, рука не должны отставать от глаза (на глазах детей рождается картина), который фиксирует постоянную смену световых пятен, солнечных бликов. Раздельные мазки чистых, не смешанных на палитре красок сливаются в волнующую картину живой природы. Листья могут быть не только зелёными, солнце не только жёлтым, а виноградники могут быть “красными в зависимости от света и настроения художника. Большим мастером света был художник импрессионист Винцент Ван-Гог (1853-1890).

Краски служат художнику, как звуки музыканту для выражения идеи, главной мысли произведения.

Стремясь с наибольшей полнотой использовать цвет для того, чтобы передать не только то, что видит художник в окружающем его мире, но и то, что он знает о нём. Ван-Гог развивает совершенствует найденное импрессионистами.

Лучшие его работы написаны летом 1888 г, во время пребывания на юге Франции, в Арле.

Особенность творчества Ван-Гога, его художественное видение мира прекрасно выразил он сам: “Допустим мне хочется написать портрет моего друга, у которого большие замыслы и который работает так естественно, как поёт соловей - такая уж у него натура. Этот человек светловолос. И я хотел бы вложить в картину всё моё восхищение, всю мою любовь к нему. Следовательно, для начала я напишу его со всей точностью, на которую способен. Но полотно после этого ещё не закончено. Чтобы завершить его, - я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комнатушки, а бесконечность - создаю простой но максимально интенсивный и богатый синий тон, на который только я способен...

“Благодаря такому простому приёму - заключает Ван-Гог - портрет приобретает особый смысл. Белокурая голова художника начинает светиться, как звезда в голубой лазури”.

Одинокий, непризнанный и гонимый, тяжело больной художник создавал полотна, которые утверждали любовь к людям, восторг перед постоянно меняющейся, одухотворённой трудом человека, природой.

На его полотнах трепещут листки подсолнечника (“Подсолнухи”) торжествующе поднимают к солнцу цветущие ветки весенние яблони (Памяти Мауве), стремительно раскрывается широчайшая картина полей (“Дорога в Овере после дождя”) в полуденном пекле жаркие красные виноградники (“Красные виноградники в Арле”) и в центре всей живописи человек - труженик. Даже природу Ван-Гог видел сквозь призму сочувствия и любви к трудовому народу.

И все же главное в творчестве импрессионистов - не новая техника письма, а новое отношение к миру, которое для своего выражения и нашло эту технику.

А сейчас мы хотели бы пригласить вас на выставку художников-импрессионистов, побывать в роли критиков, почувствовать и передать впечатления от увиденного, поделиться ими со всеми.

II часть урока: работа в группах.

Каждая группа работает над одной из картин художников импрессионистов.

1 группа. О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари.

Говорят дети:

“Ренуар верен себе - портрет молодой женщины выражен в светлых красках: зелёных, розовых, голубых. Каждый мазок виден, но на расстоянии отдельные мазки создают впечатление воздушности, радости”.

“Она красивая, ей сопутствует смех, она радуется жизни”.

“Я чувствую, как ей хорошо, она вся как бы светится”.

“Умные, синие глаза, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы и нежный румянец делают её восхитительной”.

“Она сама мадонна, хоть и молода, но представляется, что она родит здоровых, крепких детей, которым с ней будет хорошо”.

2 группа. К. Моне “Скалы в Бель-Иль”.

“В этой картине особенно остро ощущается новая техника письма импрессионистов - подвижный, лёгкий мазок”.

“Красновато-лиловые каменные зубцы лилово-зелёные волны. Синие, фиолетовые, желтые мазки. Картина вызывает ощущение слепящего света”.

“Я словно слышу кружащие вокруг скал вихри прибоя, чувствую его брызги, порывы морской прохлады”.

“Я вижу как волны играют с ветром и мурашки идут по телу”.

3 группа. К. Моне “Уголок сада в Монжероне”.

“В этой картине тоже чувствуется стиль импрессионистов. Мазки сливаются и мы видим райский уголок: благоухающие розы, другие яркие цветы, утомлённая дневной жарой речка, которая отдаёт свою прохладу всему живому”.

“Природа, как бы отдыхает от зноя, убаюкивает не только прохлада вечера, но и запах цветов, а также тишина, ты как бы паришь в воздухе”.

“А я наоборот лежу на мягкой траве, засыпаю, мне хорошо здесь на земле”.

“Я другими глазами посмотрел на картины художников-импрессионистов, это уже не мазня, как мне представлялось раньше, это великое искусство”.

III часть урока

В переводе на русский язык слово “импрессион” значит “впечатление”, впечатление от природы, человека. Художники-импрессионисты нанесли эти впечатления на свои полотна, отражая их в естестве. Мы бы хотели, чтобы вы выразили впечатление на бумаге от музыки, которая сейчас прозвучит. (Звучит “Лунная соната” Бетховена.) Ребята рисуют впечатления от прослушанной музыки. Рождаются настоящие картины.

IV часть урока

Ваши замечательные картины подтверждение того, как необыкновенно прекрасна и разнообразна наша жизнь, дарящая нам массу впечатлений и очарования. Мы еще раз восхищаемся полотнами: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, В. Ван-Гога, которые воспевали эту жизнь и были неисправимыми почитателями солнечного света и человеческого счастья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Д Ревалд. “История импрессионизма”. М., 1959 г.
  2. Э Мнае. “Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников”. М., 1965 г.
  3. А. В. Луначарский. “Огюст Ренуар – живописец счастья” М., 1969 г.
  4. Искусство импрессионистов – в кн. “Французская живопись второй половины XIX в. И современная ей художественная культура” \М., 1972 г.
  5. Винер, Клод Моне – В кн. “Французская живопись второй половины XIX в”.
  6. В Ван-Гог. “Письма”. М-Л., 1966 г.
  7. А. Перргомо. “Жизнь Ренуара”., 1964 г.