История и обществознание
-
Урок-проект: "Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина" 2005
Творческая работа учащихся заключается в создании и защите проектов, которые выполняются в группах. Ценность урока заключается в том, что учащиеся работают спмостоятельно и к концу урока каждая группа представляет свой продукт.
-
Урок истории в 5 классе по теме: "Путешествие на Олимп" 2005
Урок обобщения полученных знаний по разделу "Древняя Греция" включает в себя работу с картой, работу по группам. Учащиеся должны уметь давать характеристику государства, знать религиозные верования греков, сказания о богах и героях.
-
Россия первой четверти ХХ века в занимательных заданиях и в игре "Колесо истории" 2005
Особенно сложные и противоречивые периоды истории, каковым является, по сути весь ХХ век, лучше запоминаются, если применять нетрадиционные формы закрепления пройденного материала. В это время однозначно активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается степень усвоения ранее изученного, появляется желание вновь и вновь соприкасаться с этой исторической эпохой через другие учебные издания, художественную литературу и видеоматериалы.
-
Конспект урока по обществознанию в 10-м общеобразовательном классе. Тема: "Познавательная деятельность человека" 2005
Уроки по познавательной деятельности человека призваны сформировать общее представление о данной сфере человеческой деятельности, ввести в круг наиболее существенных и актуальных проблем: что значит познавать мир и самого себя, какую роль играют знания в жизни общества и человека, как соотносятся мышление, чувства и интуиция в процессе познания. Школьникам предстоит познакомиться с различными подходами в прошлом и сегодня к решению этих проблем. Представленный урок проводился во время республиканских фундаментальных курсов для учителей истории и обществоведения в 2001 г. и вошел в подборку уроков для работы над научно-методической темой "Опорные схемы как средство развития мыслительных операций учащихся". Уроки по данной научно-методической теме показываются систематически на семинарах различных уровней.
-
Путешествие в загадочную Арктиду (интегрированный урок история + география) 2005
Урок является неотъемлемой итоговой частью темы "Великие мировые и русские географические открытия", состоит из двух частей или в форме урока-модуля. Учитель может по своему усмотрению распределить срок его проведения.
-
Ролевой урок-суд по теме: "А.В. Колчак. Крест власти" 2005
Основная цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем "Великие русские географические открытия", "Войны России в начале ХХ века: русско-японская, первая мировая и гражданская. А.В. Колчак". Занятие способствует развитию умения давать оценку историческим событиям и их современникам, высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения, мнения, принципы и позиции, "читать" документы и драматизировать их.
-
Разработка урока по теме "Политическое развитие России в XVII веке". 7-й класс 2005
В статье содержится описание хода урока. Целями урока является освоение учащимися новых знаний о процессе централизации государственной власти, окончательном оформлении крепостного права; овладение умениями работы с текстом, схемой, таблицей; поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; формирование познавательного интереса к истории. Урок сопровождается компьютерной презентацией.
-
Повторительно-обобщающий урок-игра по истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город" 2005
Цель урока: обобщить и закрепить знания по пройденным темам, совершенствовать навыки устной речи, работы в группе и работы с контурной картой, развивать творческие способности через выполнение соответствующих заданий. Задачи: проверить и закрепить знания исторической терминологии по теме, умение ориентироваться в историческом пространстве; логически мыслить, исправляя исторические ошибки в тексте, развивать воображение и умение излагать материал в устном развернутом ответе, воспитывать коллективизм в группах через соревновательные моменты урока, стимулировать интерес учащихся к изучению предмета история.
-
Использование новых информационных технологий в организации исторического практикума. 11-й класс 2005
Урок предполагает работу учащихся с историческими документами по данной проблеме, каждый новый слайд отражает новый документ. Документы учащиеся разбирают вместе с учителем, одновременно заполняя таблицу, которая в конце урока поможет решить сформулированную учителем проблему.
-
Использование новых информационных технологий на уроках истории 2005
В статье представлен урок по теме "Главные политические центры Руси" с использованием мультимедийных технологий в форме презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: запись на доске; наглядность; таблицы и схемы; учебник; рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы.
-
Проект открытого урока в 10-м классе по теме: "Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления" 2005
Урок проводится в 10-м классе. Цели: обобщить знания учащихся и сформировать представление об исторической эпохе; научить давать оценку неоднозначности, противоречивости эпохи, явлений и деятелей; размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции. Для интеллектуального развития большую роль играет опережающее задание. Урок в форме игры - это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация. У детей раскрываются индивидуальные творческие способности.
-
Беседа "Национальной валюте Казахстана — 11 лет" 2005
Наравне с флагом, гимном и гербом к государственной символике относится и национальная валюта. О становлении тенге как национальной валюты Республики Казахстан, идёт речь в беседе "Национальной валюте Казахстана - 11 лет". Этот материал будет интересен не только жителям Казахстана, но и любому человеку, интересующемуся нумизматикой, валютой и историей денежных единиц мира. Беседа рекомендуется для широкого круга учащихся и студентов.
-
Тема урока по истории: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб". 11-й класс 2005
Данный урок помогает учащимся осмыслить основные вопросы гражданской войны, прививает умение работать с фактическим материалом, документами.
-
Тема урока по истории: "Древняя Индия". 5-й класс 2005
Урок посвящен изучению культуры, истории, религии и общественного устройства Древней Индии. Урок рассчитан на 5-й класс.
-
Урок истории по теме: "Первая мировая война 1914—1918 гг.", 9 класс 2005
Новизна состоит в том, что учитель на данном уроке не выполняет традиционную функцию носителя знаний. В данном случае носитель знаний электронная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001" (БЭКМ). Персональный компьютер - рабочий инструмент учебной деятельности учащихся. Учитель - посредник между БЭКМ и учеником. Учитель - консультант, его задача направлять, координировать поисковую работу обучающихся.
-
Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" 2005
Интегрированный урок (история + физкультура) в 5-м классе - одна из форм обучения зарубежной истории, которую можно успешно применять учителем в условиях концентрической структуры школьного исторического образования.
-
Урок истории по теме: "Социально-экономическое развитие России в 60—90 годы XVIII в. с использованием программы Презентация Microsoft PowerPoint" 2005
Значительно интереснее изучать предмет, используя современные технические средства и технологии. Предлагаю урок с применением компьютерной программы создания презентаций.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.
-
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005
Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.
-
Игра-путешествие: "По Великому шелковому пути" 2005
Шёлковый путь - это своеобразная держава без имени и юридического статуса, объединение без признаков государственности. Сотня больших и малых городов, канувших в вечность или существующих и ныне, могут открыть нам подлинное величие и значимость этой древней магистрали. Великий Шёлковый путь стал примером первого в истории человечества мирного и долгосрочного контакта между Востоком и Западом. Сегодня, когда нередки случаи непонимания и неприятия одного народа другим, как нельзя более актуально возвращение к истории этого одного из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации культурного наследия. Подобные программы содействуют формированию толерантности у наших детей.
-
Урок-заседание "В гостях у словарей" 2005
Урок- заседание, цели которого: совершенствовать умение работать с лексическим строем русского языка; формировать навык самостоятельной работы со словарями; совершенствовать умение грамотного правописания слов на заданную тему; формировать навык составления предложений по данной схеме.
-
Урок истории по теме: "Гражданин земли Тюменской" 2005
Урок проводится в краеведческом разделе школьного музея. На стенде - тема и план урока; словарная справка слова Гражданин, проблемный вопрос, а также раскладушка, в которой размещены фотографии и документы по теме исследования.
-
Заключительное занятие по истории Древнего мира по теме: "Первобытное общество" 2005
"Машина времени" переносит учащихся в мир первобытных людей, их культуры и быта.
-
Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 года" 2005
Данный урок может быть использован при изучении темы "Отечественная война 1812 года" с учащимися 8-го класса. Использование компьютерной версии для рассмотрения хода военных действий вызовет у учащихся заинтересованность своей необычностью, оригинальностью, яркостью изложения. Использование инсценировки позволит ребятам окунуться в сложный, противоречивый мир, где каждый человек, принимая любое решение, должен быть готов нести и ответственность за свой выбор. А также будет способствовать развитию у учащихся творческих способностей.
-
Обобщающий урок по теме: "Глобальные проблемы" 2005
Проект дает возможность раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас; развить умение анализировать проблемные ситуации; выработать навыки работы со специальной литературой и компьютерными технологиями.
-
Урок-путешествие "Русь моя, краса моя", 6 класс 2005
Урок-путешествие относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет создать атмосферу сопричастности к историческому прошлому. Включение в сценарий урока героев "прошлого времени" наполняет эпоху живыми красками и чувствами. Такие уроки развивают интерес к предмету, формируют личностное отношение к историческим событиям.
-
Урок "Ах, мода, ветреная мода…" (История костюма первой половины XIX в. по произведениям А.С. Пушкина) 2005
Урок представляет собой интегрированное занятие, включающее в себя материалы по истории культуры и быта, искусствоведению, литературе, лингвистике и т.д. Этот урок расширяет привычные рамки преподавания истории XIX века в зависимости от уровня подготовки и может быть предложен для учащихся 8-х классов при изучении темы "Золотой век русской культуры", или для учащихся 11-х классов в разделе: "Основные проблемы истории России XIX века", при преподавании курса МХК, литературы, декоративно-прикладного искусства, художественного труда и т.д.
-
Интегрированный урок по теме: "Мировоззрение славян и хакасов — основа жизнесохранения народностей" 2005
Интегрированный урок посвящен проблеме толерантности народов, проживающих на территории Хакасии. Сравнивая созданные в древности пантеоны богов двух народов, учащиеся приходят к мысли - целью создания данных пантеонов божеств было сохранение жизни своего народа.
-
Большая Боярская писаница – полотно жизни скифо-сибирской цивилизации 2005
Решается проблема сохранности исторических памятников региона, в частности, наскального полотна, выбитого древними художниками во времена скифо-сибирской цивилизации. Идет знакомство с мировоззрением, образом жизни, занятости племен живших в эту эпоху.