Введение
Личность уникальна
и достойна уважения,
даже если не является
примерной.
Б.А.Ермолаева, д.п.н.
Мы часто говорим: “Дети – наше будущее. Дети спасут человечество”. Этот мотив вечен. Он и в поступи Сикстинской мадонны, и в светской философии Толстого, Достоевского. Да, ребенок – наше будущее, наши потенциальные возможности, наш сегодняшний гуманизм и наши человеческие идеалы в будущем. О государстве можно судить по тому, как оно относится к детям. Ребенок – это мера всех вещей, первообраз добра и красоты. Детство – это такое человеческое состояние, которое дышит неукротимой энергией, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. Это энергия роста, энергия зеленого побега, энергия неодолимости. Нужно помогать этому росту, единятся с ребенком в сотворчестве, в совместном поиске, чтобы он почувствовал свои силы и полюбил предмет. Отсутствие любви, интереса, удовлетворенности своим трудом создают дискомфорт в душах детей, что приводит к ослаблению воли, инфантильности, неприспособленности, а самое главное, к разным болезням. Поэтому-то занимаясь образованием, процессом обучения, мы параллельно, а может и в первую очередь, должны заботиться о здоровье ребенка – о здоровье физическом, психическом и нравственном, что взаимосвязано. Общество нуждается в сильном, в здоровом человеке.
В условиях глубоких преобразований в стране, современные выпускники школ должны не только владеть знаниями в объёме Госстандарта, но и обладать хорошим здоровьем, быть выносливыми, физически крепкими, готовыми к напряжённому творческому труду. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее его обучение. Этого можно добиться систематической работой по оздоравливанию в комплексе в урочное и внеурочное время: зарядки, физкультминутки, аутотренинги на уроках, своевременное питание, фитопрофилактика и, конечно же, разнообразные творческие уроки (урок-поход, урок- поиск, урок-экскурсия, урок-спектакль, фестиваль, викторина, урок-заседание ученого совета, презентация и т. д.), весь комплекс воспитательной работы, внеурочных мероприятий (походы, конкурсы, соревнования, занятия кружков, факультативов по интересу, научно-практические конференции …). От разнообразия форм работы без монотонности с использованием игровых и творческих элементов и благодаря возможности проведения их на свежем воздухе учащиеся получают мощную радостную энергию, удовольствие от сделанного, что является оздоравливающим фактором, укрепляется нервная система, двигательный аппарат, улучшается общий обмен веществ.
Положительные результаты в отношении сохранения и укрепления здоровья школьника я получила в ходе исследовательской деятельности со старшеклассниками по литературному краеведению, для чего мною была разработана авторская программа, утвержденная Институтом повышения квалификации учителей города Набережные Челны. На основе этой работы я создала приложение к традиционной программе по литературе “Литературное краеведение. 5–9 классы.”, содержание которого направлено на нравственное оздоравливание ребят. Немаловажную роль в выборе тематики научно-исследовательской деятельности играет методическая сторона её выполнения, разнообразие форм деятельности. Теоретические и практические данные, полученные в процессе исследовательско-поисковой деятельности, могут применяться и в процессе обучения, и в процессе воспитания, что способствует значительному повышению качества образования и, соответственно, укреплению здоровья.
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
Кл | Тема | Содержание работы | Кол-во часов | Форма работы |
Предварительные результаты | Эмоции, способствующие укреплению нравств. здоровья |
---|---|---|---|---|---|---|
5 кл. | Путешествие в страну сказок. Народные игры, песни, танцы. | 1) Игры, танцы, песни, сказки – значение,
история, связь с жизнью некоторых народов. 2) Суть поисковой работы (что? и как?) 3) Поиск игр, танцев, песен, сказок, связанных с местом проживания учащихся. 4) Анализ и оценка найденного материала. 5) Пополнение копилок – оформление найденных игр, танцев, песен, сказок форме рефератов. 6) Защита готовых работ. |
36 | – Лекция-обсуждение. – Знакомство с образцами (прослушивание грамзаписей, просмотр видезаписей). – Поисковая работа (выезды, походы, встречи). – Обучение оформлению рефератов. – Обучение анализу, рецензированию. – Обучение защите проектов. – Обучение танцам, играм, песенному исполнению. – Итоговый праздник с играми, песнями, танцами. |
– Навыки общения. – Умение вести беседу. – Умение оформления рефератов. – Навыки рецензирования. – Танцевальные, вокальные, сценические навыки и умения. – Организаторские умения. |
– Любопытство. – Уважительность. – Тактичность – Удовлетворенность. – Восторг. – Радость. – Удовлетворенность. |
6 кл. | Народные праздники, традиции, обычаи. | 1) Значение слов “праздники”,
“традиции”, “обычаи”. 2) Знакомство с образцами. 3) Поисковая работа в тех местностях, где проживают родственники. 4) Систематизация и анализ собранного материала. 5) Составление отчета о проделанной работе. 6) Подготовка творческого отчета в (театрализованной форме) по проделанной работе (организация праздника с использованием элементов традиций и обычаев). |
36 | – Работа со словарями. – Просмотр видеозаписей. – Групповая работа. – Обучение составлению письменного отчета и подготовке творческого отчета – театрализованная защита. |
– Умение работать со словарями. – Умение работать в группе. – Умение систематизировать. – Умение составлять отчет. – Театрализованные, сценические способности. |
– Серьезность. – Общительность. – Деловитость. – Самостоятельность. – Радость. – Вдохновение. |
7 кл. | Мое семейное дерево. | 1) Родословная, семейное древо (работа с
понятиями). 2) Поисковая работа среди родственников. 3) Классификация материалов: -анкетирование; 4) Оформление родословной, альбомов и газет. 5) Подготовка и проведение презентаций выполненных работ. |
36 | – Работа со словарями. – Встречи. – Беседы. – Сбор материала (воспоминания, фото). – Оформление родословной, альбомов, газет. – Презентация альбомов. |
– Умение работать со словарями. – Умение общаться ,с целью вызнать нужное. – Навыки оформления. – Умение организовывать презентацию. |
– Уважительность. – Тактичность. – Гордость. – Восхищение. – Любовь. – Удовлетворенность. |
8 кл. | Искусство народов региона. | 1) Роль искусства в жизни человека. 2) Определении видов искусства в регионе. 3) Распределение по группам: -музыкальное искусство; 4) Поисковая работа, сбор материала о видах искусства, о наиболее известных представителях этого искусства, об их творчестве. 5) Подготовка рефератов по итогам поисковой работы (своеобразный отчет). 6) Организация и проведение творческого отчета (презентации) – выставки, встречи-концерты. |
36 | – Лекция, диспут. – Круглый стол. – Встречи, беседы. – Поисковая, накопительная работа. – Самостоятельная работа с накопительным материалом. – Репетиции, подготовка презентации или конференции. |
– Умение воспринимать лекционный
материал. – Умение поддерживать разговор. – Корректность. – Умение систематизировать накопленный материал. – Умение оформлять рефераты. – Умение организовывать и активно участвовать в мероприятиях. |
– Усердие. – Корректность. – Терпение. – Удовлетворенность. – Трудолюбие. – Пытливость. – Интерес. – Удовлетворенность. |
9 кл. | Знаменитые люди региона. | 1) Значение словосочетания “ знаменитые
люди”. 2) Работа в музее, для выявления самого знаменитого представителя региона. 3) Определение групп поисковой работы по области профессий. 4) Поисковая работа (изучение жизни, творчества, причин успехов). 5) Подготовка рефератов. 6) Организация и проведение презентаций творческих работ с участием этих людей. |
36 |
– Работа со словарем. – Работа с картотекой. – Беседа с работниками музеев, библиотек. – Поиски в публикациях (газетах, журналах). – Работа с собранным материалом (систематизация, оформление рефератов). – Организация и подготовка презентаций, защит, встреч. |
– Умение работать со словарем, с
картотекой. – Умение поддерживать беседу. У– мение работать с корреспонденцией. – Умение систематизировать, составлять рефераты (самостоятельно). – Умение организовывать презентации. |
– Усидчивость. – Радость от результатов. – Корректность. – Тактичность. – Удовлетворение от доведенного до конца дела. – Радость от общения. – Чувство причастности к великому, важному. – Чувство собственного достоинства. – Гордость. – Удовлетворение собой. |
10-11 кл. |
Литературное краеведение. | По особому плану. |