Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников

Разделы: История и обществознание, Литература, Классное руководство


Введение

Личность уникальна
и достойна уважения,
даже если не является
примерной.

Б.А.Ермолаева, д.п.н.

Мы часто говорим: “Дети – наше будущее. Дети спасут человечество”. Этот мотив вечен. Он и в поступи Сикстинской мадонны, и в светской философии Толстого, Достоевского. Да, ребенок – наше будущее, наши потенциальные возможности, наш сегодняшний гуманизм и наши человеческие идеалы в будущем. О государстве можно судить по тому, как оно относится к детям. Ребенок – это мера всех вещей, первообраз добра и красоты. Детство – это такое человеческое состояние, которое дышит неукротимой энергией, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. Это энергия роста, энергия зеленого побега, энергия неодолимости. Нужно помогать этому росту, единятся с ребенком в сотворчестве, в совместном поиске, чтобы он почувствовал свои силы и полюбил предмет. Отсутствие любви, интереса, удовлетворенности своим трудом создают дискомфорт в душах детей, что приводит к ослаблению воли, инфантильности, неприспособленности, а самое главное, к разным болезням. Поэтому-то занимаясь образованием, процессом обучения, мы параллельно, а может и в первую очередь, должны заботиться о здоровье ребенка – о здоровье физическом, психическом и нравственном, что взаимосвязано. Общество нуждается в сильном, в здоровом человеке.

В условиях глубоких преобразований в стране, современные выпускники школ должны не только владеть знаниями в объёме Госстандарта, но и обладать хорошим здоровьем, быть выносливыми, физически крепкими, готовыми к напряжённому творческому труду. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее его обучение. Этого можно добиться систематической работой по оздоравливанию в комплексе в урочное и внеурочное время: зарядки, физкультминутки, аутотренинги на уроках, своевременное питание, фитопрофилактика и, конечно же, разнообразные творческие уроки (урок-поход, урок- поиск, урок-экскурсия, урок-спектакль, фестиваль, викторина, урок-заседание ученого совета, презентация и т. д.), весь комплекс воспитательной работы, внеурочных мероприятий (походы, конкурсы, соревнования, занятия кружков, факультативов по интересу, научно-практические конференции …). От разнообразия форм работы без монотонности с использованием игровых и творческих элементов и благодаря возможности проведения их на свежем воздухе учащиеся получают мощную радостную энергию, удовольствие от сделанного, что является оздоравливающим фактором, укрепляется нервная система, двигательный аппарат, улучшается общий обмен веществ.

Положительные результаты в отношении сохранения и укрепления здоровья школьника я получила в ходе исследовательской деятельности со старшеклассниками по литературному краеведению, для чего мною была разработана авторская программа, утвержденная Институтом повышения квалификации учителей города Набережные Челны. На основе этой работы я создала приложение к традиционной программе по литературе “Литературное краеведение. 5–9 классы.”, содержание которого направлено на нравственное оздоравливание ребят. Немаловажную роль в выборе тематики научно-исследовательской деятельности играет методическая сторона её выполнения, разнообразие форм деятельности. Теоретические и практические данные, полученные в процессе исследовательско-поисковой деятельности, могут применяться и в процессе обучения, и в процессе воспитания, что способствует значительному повышению качества образования и, соответственно, укреплению здоровья.

Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.

Кл Тема Содержание работы Кол-во часов Форма
работы
Предварительные результаты Эмоции, способствующие укреплению
нравств.
здоровья
5 кл. Путешествие в страну сказок. Народные игры, песни, танцы. 1) Игры, танцы, песни, сказки – значение, история, связь с жизнью некоторых народов.

2) Суть поисковой работы (что? и как?)

3) Поиск игр, танцев, песен, сказок, связанных с местом проживания учащихся.

4) Анализ и оценка найденного материала.

5) Пополнение копилок – оформление найденных игр, танцев, песен, сказок форме рефератов.

6) Защита готовых работ.

36 – Лекция-обсуждение.

– Знакомство с образцами (прослушивание грамзаписей, просмотр видезаписей).

– Поисковая работа (выезды, походы, встречи).

– Обучение оформлению рефератов.

– Обучение анализу, рецензированию.

– Обучение защите проектов.

– Обучение танцам, играм, песенному исполнению.

– Итоговый праздник с играми, песнями, танцами.

–  Навыки общения.

– Умение вести беседу.

– Умение оформления рефератов.

– Навыки рецензирования.

– Танцевальные, вокальные, сценические навыки и умения.

– Организаторские умения.

– Любопытство.

– Уважительность.

– Тактичность

– Удовлетворенность.

– Восторг.

– Радость.

– Удовлетворенность.

6 кл. Народные праздники, традиции, обычаи. 1) Значение слов “праздники”, “традиции”, “обычаи”.

2) Знакомство с образцами.

3) Поисковая работа в тех местностях, где проживают родственники.

4) Систематизация и анализ собранного материала.

5) Составление отчета о проделанной работе.

6) Подготовка творческого отчета в (театрализованной форме) по проделанной работе (организация праздника с использованием элементов традиций и обычаев).

36 – Работа со словарями.

– Просмотр видеозаписей.

– Групповая работа.

– Обучение составлению письменного отчета и подготовке творческого отчета – театрализованная защита.

– Умение работать со словарями.

– Умение работать в группе.

– Умение систематизировать.

– Умение составлять отчет.

– Театрализованные, сценические способности.

– Серьезность.

– Общительность.

– Деловитость.

– Самостоятельность.

– Радость.

– Вдохновение.

7 кл. Мое семейное дерево. 1) Родословная, семейное древо (работа с понятиями).

2) Поисковая работа среди родственников.

3) Классификация материалов:

-анкетирование;
-мемуары, воспоминания;
-источники периодики;
-фотофакты;
и т.д.

4) Оформление родословной, альбомов и газет.

5) Подготовка и проведение презентаций выполненных работ.

36 – Работа со словарями.

– Встречи.

– Беседы.

– Сбор материала (воспоминания, фото).

– Оформление родословной, альбомов, газет.

– Презентация альбомов.

– Умение работать со словарями.

– Умение общаться ,с целью вызнать нужное.

– Навыки оформления.

– Умение организовывать презентацию.

– Уважительность.

– Тактичность.

– Гордость.

– Восхищение.

– Любовь.

– Удовлетворенность.

8 кл. Искусство народов региона. 1) Роль искусства в жизни человека.

2) Определении видов искусства в регионе.

3) Распределение по группам:

-музыкальное искусство;
-изобразительное искусство;
-сценическое искусство;
-литературное творчество.

4) Поисковая работа, сбор материала о видах искусства, о наиболее известных представителях этого искусства, об их творчестве.

5) Подготовка рефератов по итогам поисковой работы (своеобразный отчет).

6) Организация и проведение творческого отчета (презентации) – выставки, встречи-концерты.

36 – Лекция, диспут.

– Круглый стол.

– Встречи, беседы.

– Поисковая, накопительная работа.

– Самостоятельная работа с накопительным материалом.

– Репетиции, подготовка презентации или конференции.

– Умение воспринимать лекционный материал.

– Умение поддерживать разговор.

– Корректность.

– Умение систематизировать накопленный материал.

– Умение оформлять рефераты.

– Умение организовывать и активно участвовать в мероприятиях.

– Усердие.

– Корректность.

– Терпение.

– Удовлетворенность.

– Трудолюбие.

– Пытливость.

– Интерес.

– Удовлетворенность.

9 кл. Знаменитые люди региона. 1) Значение словосочетания “ знаменитые люди”.

2) Работа в музее, для выявления самого знаменитого представителя региона.

3) Определение групп поисковой работы по области профессий.

4) Поисковая работа (изучение жизни, творчества, причин успехов).

5) Подготовка рефератов.

6) Организация и проведение презентаций творческих работ с участием этих людей.

36

– Работа со словарем.

– Работа с картотекой.

– Беседа с работниками музеев, библиотек.

– Поиски в публикациях (газетах, журналах).

– Работа с собранным материалом (систематизация, оформление рефератов).

– Организация и подготовка презентаций, защит, встреч.

– Умение работать со словарем, с картотекой.

– Умение поддерживать беседу. У– мение работать с корреспонденцией.

– Умение систематизировать, составлять рефераты (самостоятельно).

– Умение организовывать презентации.

– Усидчивость.

– Радость от результатов.

– Корректность.

– Тактичность.

– Удовлетворение от доведенного до конца дела.

– Радость от общения.

– Чувство причастности к великому, важному.

– Чувство собственного достоинства.

– Гордость.

– Удовлетворение собой.

10-11 кл.

Литературное краеведение. По особому плану.