Урок в 10-м классе по теме: "Россия в ХVI в."

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся по эпохе Ивана Грозного в форме игры.
  • Развивать умения учащихся применять теоретические знания в практической деятельности, работать с историческими понятиями, хронологией, исторической картой, историческими фактами и событиями, умения применять информационные технологии.
  • Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, патриотизма.

Тип урока: повторительно –обобщающий урок

Вид урока: урок самореализации

Оборудование: иллюстративные материалы, карточки, тестовые задания, фрагменты исторических карт.

Предварительная подготовка урока. Учащиеся заранее делятся на команды (их может быть не более 5 при наполняемости класса в 25 человек), избирают капитанов команд, придумывают название своим командам и готовят домашнее задание защита названия свой команды.

На данном уроке в 10 “А” классе за игровыми столами находилось 4 команды по 5 -6

учащихся. На каждом столе стояли таблички (их необходимо подготовить заранее) с названиями команд. Учитель представляет каждую команду, называет название и капитана каждой команды.

Команда № 1 – Боярская дума; Команда № 3 – Избранная рада;

Команда № 2 – Земский собор; Команда № 4 – Опричники.

Учитель объясняет условия игры: на доске заранее записываются названия команд и фамилии капитанов команд (доска разделяется на 4 части для фиксации ответов, которые можно отмечать знаком +), ответ считается принятым учителем, если учащийся поднимает руку. Учитель объявляет первый тур игры: “Защита названия команды”. В этом туре учащиеся как можно более подробно раскрывают название свой команды, например, если название команды “Избранная рада” значит учащиеся из данной команды должны подробно рассказать об Избранной раде, используя заранее подготовленный материал (дополнительные данные вне учебника), таким образом, команды выполняют своё домашнее задание. Максимальная оценка за данное задание -5 баллов (5+). Учащиеся могут защищать название своей команды и с помощью информационных технологий, защищая презентационные проекты.

Второй тур игры: “Хронология”. Учитель объясняет условия игры в этом туре. Капитаны команд называют номер карточки (учитель заранее подготавливает 4 карточки с датами) от 1 до 4, затем карточка с соответствующим номером выдаётся команде и в течение 1 минуты команда изучает задание по карточке. Далее учитель называет команду, которая будет первая давать ответ

на задания по хронологической карточке. Следует заметить, что учитель называет конкретно фамилию учащегося из команды, который должен раскрыть дату из своей карточки (поэтому в каждой хронологической карточке должно быть от 5 до 6 дат по количеству учащихся в команде).Образец хронологической карточки: (на карточке записываются 5- 6 исторических дат,

связанных с эпохой Ивана Грозного) 1558 -1583; 1569; 1552; 1564 -1572; 1564.

В третьем туре команды выполняют тест (на выполнение теста отводится 3 минуты). Каждая команда получает одинаковый тест. Поэтому учитель заранее подготавливает по количеству команд одинаковый тест (с пятью заданиями) и на каждом столе для команды приготавливается чистый лист и фломастер. Капитан каждой из команд на доске под названием своей команды прикрепляет ответы к тесту (ответы номеруются от 1 до 5 и записываются выбранные ответы под буквами, необходимо требовать, чтобы учащиеся вписывали только печатные буквы). Образец теста:

1.Английская торговая компания, основанная в ХVI в., называлась:

А) Аглицкой;
Б) Московской;
В) Северной;
Г) Архангельской.

2.Во время восстания в Москве в 1547 г. Иван IV :

А) вышел на площадь объясниться с народом;
Б) выдал одного из Глинских и самолично его казнил;
В) испытал страх и уехал в село Воробъёво;
Г) разгневался и казнил каждого десятого из восставших.

3.Челобитную с обоснованием программы усиления дворянства и ограничения боярской знати подал Ивану IV:

А) митрополит Макарий;
Б) дворянин И. С. Пересветов;
В) священник Сильвестр;
Г) вотчинник А. Ф. Адашев.

4.Одна из самых известных летописей, повествующих о походе Ермака в Сибирь, была составлена в:

А) Тобольске;
Б) Москве;
В) Перми;
Г) Соли –Вычегодской.

5.Польский король Стефан Баторий в 1581 г. осадил Псков, но псковичи отстояли город под руководством:

А) М. И. Воротынского;
Б) А. Ф. Адашева;
В) А. М. Курбского;
Г) И. П. Шуйского.

В четвертом туре командам предстоит выполнить задание по иллюстрациям (учитель готовит их заранее, выдаёт одинаковые иллюстрации для всех команд). От имени команды ответ даёт капитан команды. Необходимо дать ответ, что изображено на этих иллюстрациях. Можно данный тур провести при помощи информационных технологий, выведя рисунки на большой экран или на монитор компьютера ( естественно, что тогда данный урок необходимо проводить в кабинете информатики), но использование компьютерных технологий будет намного эффективней.

В следующем, пятом туре, команды будут работать с исторической картой ( также заранее учитель готовит соответствующие исторические карты для всех команд одинаковые) и как в четвертом туре ответ дает от имени команды её капитан, также можно использовать информационные технологии по образцу четвертого тура. Учащимся необходимо выполнить задания по карточкам, связанные с исторической картой (для этого можно использовать “старые” учебники для 8 класса, используя карты-вставки). Каждая команда получает фрагмент исторической карты и выполняет задания по карточке (для всех команд карточки одинаковые). Образец карточки:

ПЯТЫЙ ЭТАП.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА.

1.Любым знаком на исторической карте выделите город, ставший главным торговым портом России в ХVI веке.

2.Укажите на исторической карте любым знаком столицу опричнины при Иване IV.

3.Поставьте дату возле города, который был взят русскими войсками в 1552 году. В честь взятия этого города был заложен Покровский собор.

Каждый правильный ответ оценивается знаком + (как 1 балл). Фрагмент исторической карты.

Шестой тур проводится в форме блиц-опроса. Учитель ставит вопросы, и команды отвечают на опережение, но с обязательным условием: участник любой команды должен поднять руку перед ответом. Многие вопросы в этом туре довольны непростые, поэтому учащиеся заранее должны проработать дополнительные источники по эпохе Ивана Грозного. Примерные вопросы к блиц –опросу:

1.Когда в истории России в особом почёте была метла? (Во времена опричнины. Опричники привязывали к седлам своих лошадей метлы и собачьи головы-символы преданности царю. Метла - выметать измену).

2.На средства каких предпринимателей был организован поход Ермака в Сибирь?

( На средства предпринимателей Строгановых).

3.Что такое местничество? (Порядок занятия должностей по знатности происхождения).

4.Кого называли при Иване IV “излюбленными головами”? (Людей, выбранных в органы местного самоуправления).

5.Крымский хан Девлет –Гирей в 1572 г. повторил поход на Москву, но был разгромлен русским полководцем, кем именно? (М. И. Воротынским).

6.Как назывались в Боярской думе первые три чина? (Боярин, окольничий, думный дворянин).

7.Какой документ определял порядок формирования дворянского ополчения (со 150 десятин выставить одного воина)? (“Уложение о службе”).

8.Сколько весила царь –пушка? ( 40 тонн).

9.Помимо Москвы в ХVI веке, где ещё была создана типография? (Александрова слобода).

10.Когда проявилось недовольство политикой Ивана Грозного? ( После церковного собора 1551 г.).

В седьмом туре учащимся предстоит прочитать исторический текст и указать о каком историческом документе идет речь. Каждой команде выдается одинаковый для всех текст.

Примерный образец исторического текста.

Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им.

Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовно принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.

Как детей учить и страхом спасать.

Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.

(“Домострой”, ХVI век).

Восьмой тур посвящен рубрике “Историческая личность”. Каждой команде выдается текст об исторических личностях (тексты для всех команд одинаковые). За 3 минуты команды должны отгадать, прочитав внимательно текст, о какой исторической личности идет речь. Ответ может давать капитан команды.

Примерные тексты об исторических личностях.

Дьяк, талантливый инженер, по его проекту были проведены подкопы под стены Казанского кремля, а также руководил строительством города Свияжск (город построили напротив Казани в рекордно короткие сроки). (Иван Выродков).

Двоюродный брат Ивана Грозного. Он по сути, был последним удельным князем. Его отношения с подозрительным царём складывались непросто. Постоянно следил за князем, так как тот после него был единственным и серьёзным претендентом на трон. Когда Иван тяжело заболел (поговаривали даже о его близкой кончине), при дворе сложилась группировка, в намерения которой входило возвести на трон князя. Неизвестно, знал ли о плане заговорщиков князь, однако царь ему этого не простил. Удельный князь был схвачен вместе со своей семьёй (матерью, женой и четырьмя детьми) и убит. (Князь Владимир Андреевич Старицкий).

В девятом туре, который называется “Историческое событие с иллюстрации”, учащимся предстоит разгадать историческое событие, изображённое на иллюстрации. Каждая команда получает одинаковые иллюстрации и в течение 1-2 минут дает свой вариант ответа.

Примерные иллюстративные материалы ( можно по 1-3 иллюстрации или по усмотрению учителя).

В первом случае на иллюстрации изображено событие: “Покорение Сибири Ермаком”, на второй иллюстрации – “Земский собор”.

В десятом туре “Историческое событие” учащиеся из одинакового текста должны за 3 минуты отгадать, о каком историческом событии идет речь в тексте.

Примерный текст об историческом событии.

Поводом для похода на город послужил донос о зреющей там измене. Царь не терпел независимых людей, но ещё больше он ненавидел независимые порядки. 8 января 1570 г.

Иван Грозный торжественно въехал в город. На мосту он отказался поцеловать крест, с которым встретил его архиепископ Пимен. Когда опричники наелись и напились, царь крикнул: “Гойда!”. Людей убивали без всякой причины, только за то, что они жители этого города. Убивали стариков, детей, поджигали, облив горючей смесью, сбрасывали с моста в реку и добивали в воде камнями и топорами. Город так опустел, что в народных песнях возник даже поэтический образ этой трагической пустоты:”Коею улицею ехал Иван Грозный царь Васильевич, тут кура не поет”. (Событие о новгородском погроме во время опричнины).

Одиннадцатый тур “Исторические понятия”. Проводится жребий среди капитанов команд, которые выбирают для команд карточки с понятиями. В каждой карточке по пять понятий. Для команд предлагаются разные понятия. Примерные карточки–понятия (если в игре участвует 5 команд).

Гостиная сотня

“Полоняничные деньги”

Губа

Регентство

Заповедные годы

Круг

Ясак

Речь Посполитая

Поместный приказ

Стригольники

Разбойный приказ

Большая соха

“Излюбленные головы”

Четьи –Минеи

“Белые” дворы и слободы

Лицевой летописный свод

Тягло

Стихирарь

“Ручницы”

Тягеляй

Челобитный приказ

Зерцала

Ливония

Александрова слобода

Целовальники

Учитель оценивает ответы учащихся: правильность и полноту ответа. За каждый правильный ответ -+.

Ответы на понятия.

Гостиная сотня – привилегированная корпорация русского купечества. 

“Полоняничные деньги” - введенные при Иване Грозном налоги на выкуп пленников.

Губа-территория, находящаяся в ведении выборного старосты.

Регентство- временное правление при малолетнем монархе.

Заповедные годы – на этот период запрещался переход крестьян в Юрьев день. Впервые они появляются при Иване грозном в 1581 г. (заповедь – запрет).

Круг – казачье вече. 

Ясак – налог с народов Сибири, как правило пушниной, который они платили России.

Речь Посполитая – (от польского произношения общее дело, республика). Официальное название объединенного польско-литовского государства (1569 г.).

Поместный приказ – приказ, ведавший наделением землей служилых людей.

Стригольники – так называли еретиков в Российском государстве.

Разбойный приказ – суд по уголовным делам.

Большая соха – единица поземельного налога.

“Излюбленные головы” - земские старосты, чиновники, выборные из черносошных крестьян или горожан.

Четьи –Минеи – житийная литература. Четьи –книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. Минеи –сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням в которые их рекомендуется читать.

“Белые” дворы и слободы – в городах, территории, освобожденные от казенных платежей и повинностей.

Лицевой летописный свод – Никоновская летопись, украшенная почти 16 тысячами миниатюр –иллюстраций (“лиц” -отсюда название свода).

Тягло – (от древнерусского тянуть, тягнуть, то есть, нести повинность) –это совокупность денежных и натуральных повинностей крестьян и посадских людей.

Стихирарь – книга, содержащая стихири (церковные песнопения).

“Ручницы” - длинноствольные фитильные ружья.

Тягеляй – стеганый кафтан с высоким воротником, иногда отороченным мехом, и рукавами по локоть. Сшитые из кожи и крепкого холста, набитые внутри ватой, тягелеи были столь плотными, что, по отзыву современника, “едва ли можно их прострелить”.

Челобитный приказ – своего рода “приказ над приказами”, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы.

Зерцала – круглые или прямоугольные пластины, скрепленные между собой. Надевались поверх кольчуги. Назывались они так потому, что по форме напоминали зеркало и имели блестящую поверхность.

Ливония- территория, почти 2/3 латышских и эстонских земель, захваченных немецкими рыцарями.

Александрова слобода – столица опричнины в период правления Ивана Грозного (ныне –город Александров Владимирской области).

Целовальники – помощники “излюбленных голов” (земские старосты).

Завершающим, двенадцатым туром будет конкурс капитанов. Капитаны команд разыгрывают жребий и получают карточки с заданиями (учитель сам устанавливает очередность ответов капитанов команд). Каждый правильный ответ оценивается знаком + ( 1 балл). Примерные задания на карточках для капитанов команд. Выберите одно лишнее слово или словосочетание.

Андрей Курбский,

Рада,

Алексей Адашев,

Стоглав.

Думный дьяк

Сильвестр,

Иван Висковатый

Балтийское

море,

Дерпт,

Полоцк,

Александрова

слобода,

Стефан Баторий,

Нарва

 

Манси,

Ермак,

Эдигар,

Сигизмунд I I,

Тобольск,

ясак

 

 

 

 

Земщина,

Александрова

слобода,

опричники,

земли Строгановых,

Ям –Запольский,

Ермак Тимофеевич

 

Андроник Невежа,

Иван Висковатый,

Иван Федоров,

“Часослов”,

“Апостол”,

Петр Мстиславец

Учитель подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учащихся. Безусловно, что команда, занявшая первое место отмечается оценками “5”. Для наиболее отличившихся членов команд можно приготовить грамоты или наградные жетоны (творчество каждого учителя).