Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


“Свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого”.

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны.

Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном, эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия:

  • углубленное теоретическое изучение материала;
  • разнообразие форм и методов;
  • самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования;
  • соблюдение принципов интереса и добровольности учащихся.

Практика показала, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории Отечества, делает знания более глубокими.

Таким образом, цель моей работы заключается в использовании местного материала в изучении курса истории и развитие патриотического воспитания учащихся.

Выработанная мною тема, это результат напряжённых поисков. Я пришла к выводу, что никакая система приемов обучения не будет по настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребятами. Именно краеведение дает простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин.

Исследования ученых и собственная практика доказывают, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработки у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Историческое прошлое как бы приближает к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Краеведческий подход позволяет учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.

Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний и умений, полученных учащимися в кружках, факультативах, при изучении нового программного материала.

Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

Ввиду того, что в настоящее время школьное патриотическое воспитание сошло “на нет”, а так же в программе на изучение регионального компонента относится мало времени например, как на изучение темы “Великая Отечественная война”, материал очень большой, и не может сложиться у учащихся полной картины истории родного края.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.

Краеведение, помогает реализовать концептуальные положения Закона РФ об образовании (1992), в частности его ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать ее прошлое, традиции, жить ее заботами.

А.Е. Сейненский выделяет три уровня краеведческой познавательной работы учащихся.

  1. Получение школьниками “готовых” знаний о крае со слов учителя.
  2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев.
  3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. Изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках.

В основе авторской модели исторического краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний:

  • мой дом, родословная семьи;
  • родная школа, ее история и традиции;
  • село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
  • история района, области. рподная школа,ее история и традиции;
  • село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
  • история района, области.

Девизом краеведческих поисков для меня стали слова В.Бианки: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь”.

Свою поисковую работу я начала в 1998г., когда стала работать над проблемой расширения самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

При изучении в 11 классе темы “Международная политика СССР в 70-е-80-е гг.”, вопросу о войне в Афганистане уделяется мало внимания, но учащиеся решили подробнее разобраться в причинах и сущности этой войны. Их интерес был вызван тем, что отец одного учащегося был участником этой войны и награжден правительственными наградами. “За что?”, “Почему?”, “Сколько таких людей в селе?”, “Что это была за война глазами ее участников?”

Для достижения поставленных задач нужно было овладеть методикой краеведческого поиска, изучить источники по истории родного края.

  • Имея навыки работы с книгой и текстом одна группа начала изучать вопрос по материалам имеющимся в книгах и газетах. Собранный материал из периодической печати послужил основой создания газеты “ Афганистан – боль моя”.
  • Вторая группа установила участников афганской войны проживающих в селе (из оказалось два человека) и начали собирать материал – воспоминания, стихи, песни о войне.

- Была составлена анкета для участников Афганского конфликта. Приложение №1.

- Далее нужно было научить учащихся грамотно оформлять разысканные материалы (газетные и журнальные статьи). Для этого выработали памятку, как составить аннотированную карточку на каждую газетную или журнальную статью:

  1. Указать фамилию автора
  2. Название статьи
  3. Название газеты
  4. Дата публикации.
  • Третья группа ребят изготовили схему карты Афганистана, где отметили места прохождения службы наших односельчан в этой стране.

Сбор материалов был сложной и кропотливой работой. Готовясь к семинарскому занятию, они производили поиск, сбор, накопление материала, подвергали его анализу, систематизировали, обобщали, делали первичные выводы. Более подготовленные писали доклады, рефераты, а остальные разрабатывали отдельные вопросы и выступали в качестве содокладчиков. Для подведения итогов этой работы и систематизации знаний мы провели урок – конференцию с участием воинов – афганцев по теме “По афганским дорогам” в форме телепередачи “Как это было”. Приложение № 2

Результат урока показал, что такой способ (исследовательно-поисковый) позволяет глубже изучить тему, понять её и сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, учащиеся начали проводить причинно-следственную связь с другими событиями и современностью. Активная познавательная деятельность учащихся в процессе самостоятельной работы оказали воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Практикуются лабораторные занятия. На них школьники приобретают определенные умения и навыки, учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками школьного музея, правилам записи и оформления воспоминаний.

  • Показывается образец оформления воспоминания
  • Сами записывают воспоминания очевидцев
  • Анализируют эти записи
  • Запись воспоминаний ветеранов войны и труда нашего села (в этом случае они составляют план, краткий вопросник, производится запись по определенной теме).
  • Оформление и предоставление в качестве зачетной работы

Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи истории села.

Для выполнения этой работы были созданы поисковые группы учащихся по конкретным заданиям (темам):

  • Географическое положение села.
  • История создания села.
  • Состав населения.
  • Образование колхозов.
  • Открытие школы.
  • Обряды и праздники.
  • По военным дорогам односельчан:

- Советско-финская война.

- Вторая мировая война.

- Афганская война.

- Чеченская война.

Источниками для изучения этих тем послужили воспоминания старожилов: Каплуновой П. И., Каплуновой М. И, участников войны - Сабельникова А.К., Пашинцева И.П., очевидцев - Конарева А.Д., Фирсовой В.В., участников военных конфликтов - Филиппова А.А., Быкова А.М., Васильева А.Н. Периодическая печать, документальные материалы, личные наблюдения учеников.

Самые благоприятные условия для организации самостоятельной работы учащихся создают краеведческие факультативы, знакомя их с методами исторической науки и вырабатывая у них умения и навыки исторического исследования.

Особенностью методики факультатива является построение работы в основном на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Постепенно старшеклассники приобщаются к самостоятельным исследованиям, что говорит о наличии хорошо развитых навыков самообразования у учащихся.

Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, ученики сами намечают план поиска, строят предположение, определяют способ ее проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, квалифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигнута наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

На факультативах чтобы исключить перегрузку учащихся и развивая умения самостоятельной работы у них, мы подходим к одному из основных видов – написанию рефератов. Здесь мы соблюдаем следующие требования:

  • Добровольность,
  • Глубокий интерес к теме,
  • Максимальная самостоятельность.

Начинается работа над рефератом таким образом:

- вместе с учеником определяем тему реферата;

- учитель знакомит с литературой;

- учащийся изучает документальный материал, воспоминания участников событий;

- обрабатывает, записывает полученную информацию.

К написанию реферата предъявляются следующие требования:

  1. наличие самостоятельного критического анализа собранной литературы и других источников, а также высказана своя точка зрения по тому или иному вопросу;
  2. логическое изложение;
  3. кроме библиографии необходимо иметь наличие ссылок на используемые источники.

Таким образом, работа над рефератом сводится к определению темы, составлению плана реферата, библиографии, непосредственному исследованию темы: сбору материала, обработке, систематизации; написанию, оформлению и защиты реферата.

Подготовка реферата учит критически подходить к источникам, всесторонние обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать оценку, делать выводы и, таким образом, прививает интерес к исследованию

Обычно реферат состоит из:

  • введения (указывается связь местного материала с общеисторическим, дается характеристика эпохи, когда происходило, то или иное событие в крае);
  • основной части (изложение главного содержания в соответствии с планом реферата);
  • заключения (раскрывается значение того или иного исторического события для края и страны).

В данной работе использовались методы косвенного и прямого наблюдения, экспериментальный. Предложенный мною метод применения самостоятельной работы с использованием краеведческого материала позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать навыки самообразования. А также делает процесс обучения интересным и занимательным создает у школьников рабочее настроение, облегчает преодолевать трудности в усвоение учебного материала. Активизирует мыслительную деятельность, развивает образное и логическое мышление, внимание, повышает интеллект каждого учащегося; идет развитие самостоятельности, отработка умений и навыков в работе с документами, таблицами, схемами, научно –популярной литературой, справочниками, словарями; вырабатывается умение правильного чтения учебника; идет рост и развитие индивидуальных способностей и стремление к самообразованию; расширяется способность оценивать исторические события, правильно оперировать фактами и историческими понятиями, идет развитие речи.

Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности учащихся.

Краеведческая работа – как средство совершенствования навыков самообразования.

Объектом исследования: - учащиеся 5-11 классов “МОУ Курск – Смоленской СОШ”

Гипотеза: краеведческая работа как средство совершенствования навыков и умений, учащихся при условии если:

  • осуществляется учет возрастных особенностей;
  • используются разнообразные виды деятельности;
  • правильно планируется работа.

Самостоятельная работа может рассматриваться как путь повышения новых и совершенствование имеющихся знаний и навыков самообразования.

Исходя из цели, объекта, гипотезы исследования мы определили задачи:

  • с помощью краеведческая работы увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными творцами урока;
  • сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей рабочее настроение;
  • развивать навыки самообразования на всех уроках.

Занимаясь этой проблемой, я обратила внимание, что уже намечаются первые положительные результаты. Активность ребят на уроках возрастает, стали интересоваться историей даже те ученики, которым с самого начала изучение предмета всё было безразлично. Изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Активность сказалась на накопляемости оценок. Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам.

Полученный результат позволяет сделать ряд выводов о возможности и необходимости проведения самостоятельной работы и использование краеведческого материала, как основного пути развития навыков самообразования. Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию. При постоянном проведение на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной этапности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.

Самостоятельное мышление, умение учиться не приходит само собой. Задача учителя организовать самостоятельную работу класса, оказать помощь в формирование знаний, умений и навыков, избегая при этом каких бы-то ни было проявлений, шаблона, формализма. Взаимосвязь между различными видами педагогической деятельности способствуют воспитанию у школьников интереса к осмыслению современной политической жизни, учит их самостоятельно оценивать текущие события, а так же обеспечивает качественную подготовку всесторонне развитых молодых людей для нашего общества.