Урок-повторение по теме: "Единство — сила!"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф на доске

Не в худой и не в неведомой
Земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима
Есть во всех концах земли…
Митрополит Илларион.

“Слово о законе и благодати” (XI в.)

Цели урока : Образовательные: привести учеников к новому уровню осмысления современных событий; максимально актуализировать знания учащихся по истории.

  • Развивающие: развивать навыки индивидуальной и групповой работы; учить анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине прививать уважение к людям той эпохи.

Оборудование: Физическая карта современной России, карта “Борьба иноземных захватчиков в XIII веке”, карта “Российское государство в XIV веке”, атлас “Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века, 8 класс, с контурными картами, иллюстрации “Баскаки”, “Оборона Киевской Десятинной церкви от полчищ Батыя”, “Святой князь Михаил Черниговский в Орде перед казнью в ставке Батыя”, “Князь Дмитрий Донской”.

Урок начинается с обращения внимания учащихся на дату, написанную на доске (4 ноября – День Единения).

Учитель: Этот день в нашей стране празднуется впервые. Триста девяносто три года назад, в 1612 году Нижегородское ополчение, возглавляемое посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, сумело защитить национальную независимость России в период Смутного времени. Дума, приняв, во внимание, данное историческое событие, сохранившее единство России узаконила эту дату, с целью воспитания чувства патриотизма, гражданственности в каждом из нас, с целью уважения памяти предков и любви к своей Родине.

В истории нашего Отечества было всё: и взлеты и падения, и триумфы и поражения.

И только история может нам дать мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути нашего народа, а что – позор и бесчестие?”. В свое время, знаменитый литературный критик XIX века, В. Г. Белинский высказал такую мысль “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее!”

Сегодня на уроке, разобрав события прошлого на примере единения русских княжеств, в период монгольского ига в XIII-XIV веках, мы с вами попытаемся понять современные события, происходящие в стране. Ведь именно в этот период решалась дальнейшая судьба нашего государства!

Для начала рассмотрим значение понятия “монгольское иго” - это специально разработанный комплекс политических и экономических мероприятий, позволявших держать в зависимости целый народ.

Далее задания группам:

Задание 1. (для 1 и 2 группы)

А) Работая с атласом, выписать в тетрадь названия княжеств, покоренных монголо - татарами.

Б) Работая с текстом учебника “Ордынское владычество” с. 164- 165.

1 группа. Определить, какие мероприятия того периода можно отнести к политическому комплексу.

2 группа. Определить, какие мероприятия того периода можно отнести к экономическому комплексу.

В) (Обе группы). Ответить на вопрос учителя: “Почему за короткий срок монголо – татарам удалось завоевать русские княжества?”. Сделать вывод.

Вывод: На Руси был период феодальной раздробленности, когда каждое княжество, жило само по себе, и не было между ними ни политического, ни экономического единства.

 Учитель. В XIII-XIV веках на территории нашего государства началось владычество монголов, получившее название в истории, как монголо-татарское иго. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран, пока она лежала в руинах, Европа в своем развитии ушла вперед.

Никто лучше Пушкина до сих пор не сказал об этом: “России было определено высокое предназначение, её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы… Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией”.

Ордынское иго имело очень тяжелые последствия: были разрушены города, многие из которых так и не поднялись из пепла, были забыты многие ремесла, утрачены вечевые традиции, но происходили перемены к лучшему - формировались новые города-центры - Тверь, Москва, Нижнего Новгород.

На арене политической борьбы начинает возвышаться Москва.

Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу, при нем она стала столицей княжества, самого захудалого и незавидного на Руси.

Ученик 1. В ХIII и ХIV веках территория княжества расширяется за счет включения Коломны (1300г.) и Можайска (1303г.). В 1325 году московским князем становится Иван Данилович по прозвищу Калита. Он в 1327 г. подавил восстание в Твери вместе с ханом Узбеком, за что получил от него в награду Новгород и Кострому. В 1332 г. он получил ярлык на княжение во Владимирских землях.

Став правителем “надо всею Русскою землею” Калита старательно расширял свои владения - прикупал, захватывал территории. В Орде вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки ханам. Собирал и отвозил в Орду дань и поборы, но часть собранного оседала в его кремлевских подвалах. На Руси прекратились ордынские набеги и погромы.

Учитель. Политика Ивана Калиты, а также его потомков была дальновидной и целеустремленной. Действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги, а то и хитрость московские правители медленно и верно укрепляли свою власть.

Задание 2 (1 и 2 группы выполняют одинаковое задание)

А). Работая с текстом учебника с. 175, доделать схему “Политика Ивана Калиты”.

Б) Отметить на контурной карте территорию московского княжества, используя карту атласа “Расширение земель московского княжества с 1300 -1340г.г.”.

Сделать вывод из полученных данных.

Вывод: В XIV веке Москва становится политическим центром Руси, объединяет вокруг себя русские княжества и русский народ - переходит к противостоянию Орде, так как там начались кровавые междоусобицы ханов и мурз, а это в значительной мере ослабляло силы завоевателей.

Ученик 2. Уже в 1365 году рязанские князья разгромили войско ордынского князя Тагая. 1367 год разгром войск князя Булат-Темира на Средней Волге. В ответ на такие дерзости ордынцы опустошают рязанские земли, нависает угроза и московским владениям. В 1374 году московский князь Дмитрий прекращает выплату дани Орде и тем самым рвет с ней отношения. В ответ хан Мамай посылает карательный отряд, разоривший нижегородские земли. В1377 году московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским и нижегородская рать взяли город Булгар. В городе некоторое время сидели русские правители, торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. Но в этом же году ордынский царевич Араб-Шах разгромил московских и нижегородских воевод на реке Пьяне, которые потеряли бдительность – сложили доспехи и увлеклись хмельным питием. Нижний Новгород и другие города подверглись страшному погрому. В1378 году Мамай послал войско в несколько десятков тысяч человек, стремясь вернуть былую власть над русскими землями. Но Дмитрию Ивановичу и его соратникам урок Пьяны пошел впрок. Оба войска, примерно одинаковые по численности, сошлись в августе 1378 года на реке Воже, в рязанских пределах, к югу от Оки. Они стали на противоположных берегах, несколько дней выжидали, перестреливались через реку. 11 августа ордынская конница, переправившись на северный берег, обрушилась на русский центр. Большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление, к нему присоединились полки правой и левой руки, их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев.

(Сообщение ученика о Дмитрии Донском.)

Учитель. Мамай, озлобленный поражением, организовывает набег на Рязанское княжество. Его снова разоряют дотла. Орда, не удовлетворившись этим, готовит новый поход “как при Батые было”. Его цель – обескровить Русь, снова сделать послушным вассалом ханов, подорвать растущее могущество Москвы. Ордынский хан собирает огромное войско, куда наряду с монгольскими ратями вошли полки подчиненных Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками Мамая также стали Великое княжество Литовское и Рязанское княжество. Рязанский князь Олег Иванович скрепя сердце пошел на этот шаг, так как его земля граничила с Ордой и первой могла подвергнуться нашествию, но он не спешил отправлять свою дружину к Мамаю и постоянно сообщал Дмитрию о движении ордынцев.

Ученик 3. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Русское войско, по свидетельствам летописцев не уступало в численности Мамаевой рати – “от начала такой силы русской не бывало, наряду с князьями русскими, воеводами, боярами были вся люди, народ – т. е. крестьяне, горожане, дружинники”. Ядро русского войска составляли москвичи.

По настоянию московского князя было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы. Тогда в случае поражения путь к отступлению был бы отрезан: ведь переправа в боевой обстановке почти невозможна. Таким образом, русское войско было готово сражаться до последнего.

Учитель. 625 лет назад у устья Непрядвы, на обширной равнине, всхолмленной, пересеченной оврагами и речными долинами, 8 сентября 1380 года разыгралась кровопролитная битва, которая вошла в историю нашего Отечества под названием Куликовская.

Какова была расстановка сил перед битвой, как разворачивались события, вы разбираете самостоятельно по учебнику, выполняя при этом следующее задание.

Задание 3 ( 1и 2 группы выполняют одинаковые задания)

1. Выделить основные этапы битвы, используя схему и текст в учебнике с. 178-179 и сделать вывод (для обеих групп)

2. Рассмотреть, в чем заключается историческое значение битвы на Куликовом поле.

Вывод: Победа на Куликовом поле была воспринята на Руси как конец татарского ига.

Историческое значение Куликовской битвы

  1. Русь нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, тем самым, ускорив её распад.
  2. Победа восстановила веру в свои силы у русского народа.
  3. Победа реально показала, что единственным способом избавления от врага является единение русских княжеств.

Следствие битвы: Усиливается авторитет Москвы и её роль в образовании единого Русского государства.

Учитель. Сегодня, мы с вами рассмотрели одно из событий прошлого, что бы понять современность. Прав ли был В.Г.Белинский, высказав мысль? - “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”.

Так ли сегодня актуальна эта фраза? - “Единство – сила!”.

Учитель просит прокомментировать оба высказывания.

Учащиеся отвечают на заданные вопросы, комментируют и делают вывод:

“Историю знать необходимо, чтобы избежать ошибок”.

“Вся сила и мощь государства кроется в единстве народа!”.

“Только при единении всех сил Руси было достигнуто освобождение от иноземного ига”

В конце урока зачитывается стихотворение А. Сурикова “За данью, за поборами богатыми…”

За данью, за поборами богатыми,
на Русь дружины жадные вели,
увенчанные шлемами пернатыми,
магистры, полководцы, короли.
Где слава их?
Где гордость их надменная?
Орел на шляпе, сокол на щите!
А, ты, жива, бессмертная, нетленная,
Загадочная в мудрой простоте!
А, ты, лежишь бескрайная пределами,
Ковры, своих просторных нив стеля,
Сынами, возвеличенная, смелыми,
Родная сердцу, русская земля!

Приложение

Литература

  1.  Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. М., Изд-во Просвещение, 2004.
  2. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., Просвещение, 1984.
  3. Павленко Н. И., Кобрин В.Б. История Отечества с древнейших времен до 1861 года. М., Изд- во Просвещение, 1989.
  4. Сахаров А. Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., Просвещение 1995.
  5. Щеков А.В. Итоги и перспективы изучения и популяризации военной истории в музее-заповеднике “Куликово поле и ратные поля Европы. Прошлое и настоящее. Тула, 2002.