Биология
-
Теплокровные животные 2005
Данный урок разработан в форме модульного урока. Сущность модульного обучения - ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля: 1) целевой план действия, 2) банк информации, 3) методическое руководство по достижению дидактических целей.
-
Индивидуальное развитие организма 2005
Данный урок проведен в 10-м классе по блочно-модульной системе. Урок рассчитан на 90 минут. Блочно-модульное изучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 часов) и представить в них несколько модулей обучения: модуль 1 – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий; модуль 2 – самостоятельные и практические работы, ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы; модуль 3 – контроль знаний учащихся по всей теме.
-
Проект о влиянии курения на организм человека 2005
Представлен материал творческой работы учителя и учеников о воздействии курения на все системы организма человека, в том числе и на потомство курильщика. Для реализации проекта используются разные методы и формы: групповая и индивидуальная работа, развитие познавательной деятельности учащихся, здоровьесберегающие аспекты, применение учащимися современных технологий.
-
Урок по теме: "Без билета по белу свету" 2005
Представлен урок, в ходе которого в занимательной форме учащиеся знакомятся со способами размножения растений в различных условиях среды. За много лет эволюции растения приспособились выживать в самых, казалось бы, невероятных ситуациях...
-
Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез 2005
Основная задача урока - формирование знаний о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений, о световой фазе фотосинтеза, механизмах использования энергии света в гранах хлоропластов, расщеплении воды, об образовании кислорода, АТФ, о темновой фазе фотосинтеза - восстановлении углекислого газа до углевода. Краткая запись происходящих процессов в форме таблицы "Фазы фотосинтеза". Проверка первичного усвоения учащимися материала лекции с помощью дидактических материалов.
-
Программа "Интеграция элементов профилактики зависимостей в предметы БУПа" как средство формирования единого профилактического пространства в образовательной среде 2005
Профилактика зависимого поведения должна наполнить весь образовательный процесс в ОУ. Это достигается за счет интеграции элементов профилактической работы в процесс преподавания любого предмета. Выделяются следующие направления интеграции: - Осуществление "информационного посредничества". - Воспитание критического отношения к информации. - Воспитание человека ответственного за свое поведение. - Формирование ценности ЗОЖ.
-
Дидактический компакт-диск "Занимательная современная зоология" 2005
Дидактико-игровой раздел представлен для использования в разноуровневых (профильных) классах на всех этапах урока кабинета - читального зала, самостоятельной досуговой деятельности увлеченных знаниями учащихся в домашней библиотеке. В предлагаемый материал включены мини-тесты (кроссворд), биотелетайп, схемы, психологический практикум, заповеди здоровья, лабороторно-исследовательская работа "Проверь в природе" для организации лучшего усвоения информации и развития интеллектуально-творчестких способностей.
-
Интегрированный урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей" 2005
Интегрированный урок на тему "Гидросфера, как среда обитания водорослей" преследует следующие цели: учить детей самостоятельно добывать знания; развивать интерес к предметам естественно- научного цикла; воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы; развивать умения применять полученные знания на практике. На уроке применяются разные формы работы, что способствует целостному восприятию мира и системности мышления.
-
Урок — деловая игра по биологии в 6 классе по теме: "Водоросли. Одноклеточные водоросли" 2005
Одноклеточные водоросли" проводится в нетрадиционной форме. Работа в группах сменного состава развивает коммуникативные способности учащихся. Компьютерная презентация оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей. Работа с натуральными объектами способствует осознанному получению знаний.
-
Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край" 2005
Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край". Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края как части общечеловеческой культуры. Заключительный этап КТД проходит в виде викторины между командами 2 классов.
-
"Научно-исследовательская работа учащихся: опыт, поиск, результаты. Внешние и внутренние кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечении". 2005
Данный урок входит в систему уроков, посвященных изучению темы: "Кровеносная и лимфатическая система". Проводится он как итоговый урок. Форма урока комбинированная. Используются сообщения, беседа, практическая часть. Урок практической направленности способствует развитию исследовательских навыков учащихся.
-
Использование литературных материалов в процессе обучения биологии 2005
Статья содержит фрагменты дидактических материалов по биологии, составленные на основе фрагментов из литературных произведений. Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения учебных тем по биологии, делает урока более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.
-
Урок биологии по теме: "Состав и функции биосферы"в 11 классе 2005
Урок "Состав и функции биосферы" начинает раздел "Взаимоотношения организма и среды". На уроке создаются условия для возникновения внутренней потребности включе- ния в деятельность ("хочу"), предлагаются индивидуальные задания, требующие нового способа действия. Учащиеся называют цель и формируют тему урока, выбирают способ решения учебной задачи, используя схемы, рисунки в учебнике, текст параграфа.
-
Проведение интегрированных уроков биологии и информатики в классах естественнонаучного профиля 2005
Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Очевидно, что при изучении биологии в профильных классах информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. В дополнение к традиционным технологиям обучения биологии, интегрированное преподавание сочетает в себе совокупность методов наглядности, доступности и скорости обработки информации.
-
Урок-путешествие по экологической тропе на пришкольной территории "Удивительная коллекция" 2005
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Мы предлагаем Вашему вниманию урок в виде путешествия по окрестностям школы, который может быть как одной из форм организации, как урока, так и внеклассного мероприятия по биологии и экологии. Выбранная нами форма организации урока закладывает основы исследовательской деятельности учащихся. Данный урок соответствует требования авторской программы Сонина Н.И. для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы. Возможно проведение данного урока, как итогового по теме "Цветковые растения".
-
Открытый урок. Педагогическая мастерская по теме: "Листорасположение. Жилкование листа", 6-й класс 2005
Особая форма проведения занятий – педагогическая мастерская, где красной нитью проходит главный принцип социальной экологии: “Не навреди ближнему”. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Мастер не ставит цель, не ставит оценок, что является нормой. На мастерской царит уважение и радость. Нормой является ошибка, и она обязательно предполагается, исправленная ошибка – знания. На проблемных уроках предполагается догадка – гипотеза. Теорию дает учитель. На мастерской теорию строит ученик, для сравнения дает учитель, подходят к истине, к знанию сами. Догадка –> гипотеза –> теория –> знания. Индуктор – побудитель мысли, первое задание на мастерской, мотивирующие дальнейшую деятельность. Разрыв – парадоксальное содержание. Парадокс – осмысление тупиковой ситуации – поиск – озарение.
-
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии 2005
В данной статье представлен урок-семинар с учащимися 11-х классов. Рассмотрен алгоритм проведения семинарского занятия.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Урок биологии по теме: "Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе 2005
При изучении учащиеся знакомятся с процессом опыления, видами опыления, признаками приспособленности растений к различным способам опыления. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, используются: работа с учебником, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, игровые моменты. Учащиеся узнают о практическом применении знаний по данной теме. Игра способствует развитию чувства коллективизма и ответственности, создает ситуацию успеха у детей,
-
Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления 2005
Конференция является одним из самых познавательных, интересных, а главное эффективных методов формирования экологического мышления. Предлагаемый вариант проходит в виде деловой игры, в которой учащиеся выступают в роли экологов, врачей, ученых-атомщиков, представителей культуры и журналистов. Это яркое интегрированное мероприятие для недели экологии в школе.
-
Интегрированный урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" 2005
Материал может быть использован как в 8-м классе (но с необходимым расширением биологического аспекта), так и в курсе 11 класса (с расширением материала из "Геометрической оптики"). На основе этого материала можно выстроить информационно- исследовательский проект. Интересны могут быть версии учеников по интеллектуальным заданиям. Имеются так же рекомендации по сохранению зрения и глазная гимнастика.
-
Урок-исследование "Особенности скелета человека" 2005
Задачи урока: продолжить формирование навыков групповой работы; развить умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; через обсуждение работы в группах подвести учащихся к выводу о роли социальных факторов антропогенеза.
-
Здоровье человека и окружающая среда (программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся) 2005
Цель курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде. Курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.
-
Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека 2005
Интегрированный урок по теме «Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека». Бинарный урок по биологии и химии с элементами ролевой игры и использованием модуля. Рекомендуется проводить урок в 9 классе. Тема актуальна. Учащиеся с интересом выполняют предложенные задания
-
О профилированном преподавании химии в профессиональном лицее 2005
Целью данной работы является создание профилированного курса химии для учащихся, обучающихся по профессиям "портной-закройщик" и "парикмахер" на базе основного образования.
-
Рекомендации по применению модульной технологии на уроках биологии в 7–9-х классах 2005
Модульная технология - это личностно-ориентированная технология, где в центре внимания учителя познавательная деятельность ученика, а учитель выступает в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя направляются не столько на контроль знаний, умений, навыков учащихся, сколько на диагностику их деятельности с целью коррекции знаний. Рекомендую использовать модульную технологию на различных типах уроков, особенно на уроках обобщения и контроля знаний.
-
Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости" 2005
В ротовой полости начинается первичная механическая и химическая обработка пищи: размельчение при жевании, смачивание слюной и формирование ее в пищевой комок, который затем в результате глотания поступает в пищевод и далее - в желудок. Слюна, секретируемая слюнными железами, представляет собой слабощелочную жидкость, содержащую ферменты, неорганические соли, белок и муцин. Пищеварение в ротовой полости связано, главным образом, с расщеплением углеводов. Фермент амилаза гидролизует крахмал до мальтозы, которую затем мальтаза превращает в глюкозу. В незначительных количествах в слюне содержатся и протеолитические ферменты, расщепляющие белки. Переваривание углеводов под влиянием ферментов слюны продолжается внутри пищевого комка и в желудке, до тех пор, пока соляная кислота желудочного сока не дезактивирует эти ферменты. Значимость данной темы для учащихся медицинских профильных классов очевидна.
-
Урок биологии на тему: "Питание животных" 2005
Вопросы, рассмотренные на уроке на тему “ Питание животных”, расширяют знания учащихся о питании всех живых организмов.
-
Курить — здоровью вредить?! 2005
Задача урока - разобраться, действительно ли курить - здоровью вредить. Учащиеся выясняют, каким образом никотин воздействует на организм человека, и к каким последствиям это может привести.