В настоящее время сохранение природы на нашей планете — проблема глобальная, она актуальна для всех стран и народов. Мы находимся накануне экологического кризиса, а точнее, уже вступили в него. Достаточно сказать, что на земном шаре за последние столетия исчезло две трети лесов, а без лесов человечество существовать не может. Степей практически не осталось — они распаханы или стравлены скотом. если не считать отдельных небольших степных участков на неудобиях и степи, сохранившиеся в малочисленных заповедниках. Не лучше обстоит дело и со многими другими природными ландшафтами.
Борьба за сохранение природы и восстановление должна проводиться на всех уровнях – мировом, государственном и региональном. В нашей стране наиболее дальновидные ученые уже в начале прошлого века поставили вопрос о необходимости охраны природы России и об установлении заповедного режима на отдельных ее территориях (И.П.Бородин, В.Н.Сукачев и некоторые другие), но только в 1924 году была создана специальная организация — добровольное общество охраны природы, которое стало проводить полезную природоохранную работу. Большим событием стало принятие в декабре 1991 года общероссийского Закона “Об охране окружающей природной среды”. Была создана государственная служба по охране природы. И совсем недавно, в феврале 1995 г., в развитие 3aкона l991 г, был принят дополнительный федеральный Закон, “Об особо охраняемых природных территориях”, где четко определен режим в заповедниках, заказниках, в памятниках природы в на других охраняемых территориях Российской Федерации. Эти. законодательные акты позволят шире развернуть природоохранную работу, в том числе и в Ульяновской области.
Непременным условием для целесообразного и грамотного выделения территорий с заповедным режимом является хорошее знание природы Ульяновской области. Однако в прошлом природа Симбирской губернии, а впоследствии Ульяновской области, во многих отношениях была изучена совершенно недостаточно. В значительной степени это объяснялось тем, что на территории губернии, а потом и области долгое время не было высших учебных заведений или научных учреждений, поэтому не было и систематически работающих научных кадров. Правда, эпизодически работали крупные ученые-естествоиспытатели, и значение их работ нельзя недооценивать, но этого было недостаточно. Особенно плохо обстояло дело с изучением флоры Ульяновской области, а также мира насекомых. Систематические и планомерные исследования в этом направлении начались в послевоенный период — с 1946 г., и они продолжаются до настоящего времени. В основном эти исследования проводятся ботаниками и зоологами Ульяновского пединститута (теперь педуниверситета). Ежегодно организуются биологические экспедиции по области, не говоря уже о полевых исследованиях отдельных специалистов. Широко к этой работе привлекаются и студенты, большую роль в этом отношении сыграла студенческая дружина по охране природы при нашем педвузе. Одновременно в эти годы проводились исследования геологов, геоморфологов, охотоведов, ихтиологов, гидрологов и ряда других специалистов.
В результате всех этих исследований в Ульяновской области удалось выделить многочисленные территории с тем или иным заповедным режимом, которые и были утверждены администрацией области. Правда, до сих пор не создан Ульяновский государственный заповедник, но этот вопрос не снят с повестки дня. В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы. Больше всего в Ульяновской области лесных памятников природы — это более или менее хорошо сохранившиеся участки реликтовых (древних) лесов, но есть и воднолесные памятники природы, когда водный объект (озеро, исток реки) окружен реликтовым лесом. Имеется несколько лесостепных памятников природы, где сочетаются лесные и степные реликтовые участки. Сравнительно невелико число степных памятников природы, Также выделены болотные памятники природы, зоологические, ландшафтные, геологические, палеоботанические и чисто водные памятники природы (преимущественно родники). Особую категорию составляют заповедные парки естественного и искусственного происхождения, а также некоторые искусственные посадки деревьев. Кроме памятников природы, дается описание 13 заказников разного направления (охотничьих, зоологических, ландшафтных, палеонтологических, ихтиологических). В них разрешается ограниченная хозяйственная деятельность.
Старый Симбирск славился фруктовыми садами. Садоводство было одним из любимых занятий симбирян. Почти весь скат Симбирской горы от Венца к Волге был покрыт многочисленными плодовыми насаждениями.
Сады существовали со времени построения города. Уже в 1654 году здесь были не только фруктовые, но и тутовые сады. Во многих из них. вплоть до начала нашего столетия, сохранялись остатки пещер, где в старое время укрывались беглые и собирались на моление раскольники. Например, в 40-е годы XIX в. в одном из садов, Мингалеевском, был пойман известный расколоучитель Афоний Кокуев, В некоторых садах были заметны остатки земляных укреплений, возведенных Степаном Разиным при осаде Симбирска в 1670 году. 150 лет назад в Симбирске насчитывалось более 350 садов, раскинувшихся на 300 десятинах земли. Не редкостью были сады в 20 и более десятин, Для жителей заволжских слобод - Часовни, Канавы, Королевки - садоводство было главным источником дохода. Сады располагались сзади дворов, отдельными участками. Из разводимых плодовых деревьев первое место занимали яблони и вишни, Большим разнообразием отличались сорта. Одних яблонь было до 50 сортов. Сбор урожая начинался обычно со среднего Спаса (6 августа] и до 1 сентября. Фрукты и ягоды сбывались в свежем виде на месте и развозились в более отдаленные места по Волге на Нижегородскую ярмарку, в Вятку, Пермь, по железной дороге в Пензу, Оренбург, Уральск, в обе столицы и в Сибирь. Будущие цены на фрукты формировались на Симбирской и Соборной ярмарке. Цены на фрукты колебались в зависимости от года. Так, пуд яблок мог стоить от 30 копеек до 3 рублей, вишни - от 80 копеек до 5 рублей (когда ее родилось много, продавали себе в убыток по 20-30 копеек за пуд].Владельцы садов извлекали солидные доходы, сдавая сады в аренду, обычно на одно лето, реже - на более продолжительный срок (3-6-12 лет).
В Симбирской губернии промышленное фруктовое садоводство особенно развито было в Тушинской волости Симбирского уезда, в Курмышском, Сенгилеевском, Сызранском и отчасти в Ардатовском уездах. Славились сады купца Кнерцера (200 десятин) в Карсунском уезде и Абушева в деревне Бирючевка рядом с Ишеевкой, Здесь было до 30 лучших сортов яблонь. У князя Баратаева в саду на реке Сельдь было высажено 2 тысячи яблонь, введено искусственное орошение, построены оранжереи, Для малоземельных крестьян сады зачастую были главным источником дохода. К 80-м годам наметился упадок садоводства, симбирские сады постепенно старели, многие запускались. Старые сады требовали поддержки и обновления. Через 10 лет Симбирская городская Дума ходатайствовала перед Министерством земледелия об устройстве в губернии показательного сада и питомника, где выращивались бы плодовые деревья и кустарники "форм и видов, наиболее пригодных и выгодных для разведения в Симбирской губернии, и где велись бы опыты рациональных способое борьбы с вредителя ми садов". Ставился вопрос об организации школы садоводства. Дума предложила организовать образцовый плодопитомник со школой в Обрезковом саду за Волгой. Здесь было высажено 100 фруктовых деревьев. устроены парники и фруктовые сараи. В школе садоводства проводились занятия для учеников старших классов городских училищ.
В1895 году городской Думой учреждается стипендия в Петровской школе плодоводства (Пензенская губерния). Симбирские стипендиаты по окончании курса должны были работать у себя в губернии инструкторами, знакомить население с рациональными началами плодоводства, возрождая былую славу волжских садов, К началу XX века произошел новый всплеск интереса к садоводству. В это время симбирские сады раскинулись на 7 тысячах десятин земли.
Голыш РОМАНОВА, ведущий архивист Гжархива.
Был устроен в 1837 году по указанию императора Николая1 дважды в неделю все городское общество, привлеченное музыкой полкового оркестра собиралась здесь. Находился сад на Соборной площади между зданиями гимназии. В присутственных места его территории располагался Николаевский собор в западной половине сада находился гимназический плац, в 1921 году здесь был открыт памятник К. Марксу и разбит сквер этом саду был построен небольшой вокзал с буфетом, позволявший публике любоваться прекрасным видом на Волгу с открытой террасы. При пожаре 1864 года сад вместе с вокзалом сгорел. Вскоре он был восстановлен, но публика стала посещать его реже, а потом и совсем забыла. Расчищенный и приведенный в порядок летом 1898 года, он уже не мог конкурировать с бульваром на Венце и с Владимирским садом.
Александровский сад
Получил свое название потому. что располагался за Александровской больницей (ныне 1-я областная больница). Он был приобретен в 1801 году от купца Пустынникова вместе с домом для больницы и сразу стал общественным местом, предназначенным для гуляний, а так как он был отдален от центра и соседствовал с больницей, публика почти не посещала его. Когда в 1824 году император Александр I посетил Симбирск, городское общество устроило здесь праздник в его честь. Была построена специальная палатка, в ней император пил чай. Во время войны 1877 года Общество Красного Креста в благотворительных целях устраивало летом ежедневные гуляния, сбор от которых шел на устройство лазаретов. В саду были посажены чудесные цветы, которые цвели с ранней весны до поздней осени, но гуляния все же не пользовалось успехом. Горожане предпочитали Николаевский сад(по Л. Мартынову).
Владимирский сад
В 1872 году городская управа обратила внимание Думы на пустырь возле водопроводной башни и предложила разбить здесь сад. Дума ассигновала значительную сумму. Место было обнесено забором. Стали сажаться деревья. В 1889 году изгородь из горбулей была заменена декоративной решеткой из металла, а на верхней площадке сада был устроен фонтан. И посетители ЦПКиО им. Свердлова могут увидеть его и сегодня. А назван сад Владимирским, скорее всего, в память бывшего симбирского губернатора графа Владимира Владимировича Орлова Давыдова, который осуществил постройку первого симбирского водопровода. Летом 1897 года на верхней площадке сада был открыт красивый павильон. Здесь сейчас находится кафе. Вокруг павильона была устроена площадка, уставленная столами и скамейками и разбиты чудесные цветочные клумбы. Рядом был построен кегельбан. Вечера с музыкой и танцами а затем и с аттракционами надолго сделали этот сад любимым местом симбирян, так же как и Карамзинский сквер.
Симбирский ботанический сад
Слава о некоторых садах Симбирска дошла и до наших дней. Так в шестидесятые годы прошлого столетия на Тутовской горе, ныне склон напротив речного порта, произростал сад купца И. И. Макке, итальянца по происхождению. Современники называли его симбирским ботаническим садом. Чего в нем только не росло! Одних яблонь около 2,3 тысяч. А в огромной оранжерее, отапливаемой круглый год, зрели тропические фрукты, цвели диковенные цветы. В такой же оранжерее симбирского помещика А. Л. Киндякова в кадках и цветочных горшках росло 71 тропическое растение: виноград, инжир, абрикос, мандарин и многое другое. Позднее мода на оранжереи прошла (уж очень дорогим было это удовольствие). Но и в начале нашего века у самых богатых горожан при особняках создавались мини оранжереи. Большинство же подгорных садов принадлежало людям победнее. Они представляли собой просто целые леса яблонь, груш, слив, вишен вперемешку с кустами смородины, крыжовника, барбариса и малины. Так писал о них симбирянин, известный зоолог и писатель М. Н. Богданов: “Будучи гимназистом, он с друзьями не раз ловил силками в этих садовых дебрях певчих птиц. чтобы весной выпустить их на волю”. (По Л. Громовой).
Чтобы представить себе все разнообразие цветущих растений, произраставших в городе Симбирске и его окрестностях, приведем такой факт. Когда в 1863 году в Симбирск нанес визит сын Александра II цесаревич Николай со свитой. Симбиряне превратили комнаты губернаторского дома, где остановился высокий гость, в своеобразный ботанический сад. Сюда со всего города, а также из оранжерей и теплиц окрестных дворянских усадеб были свезены самые красивые и редкие растения. Казалось, весь Симбирск, - писал очевидец событий Д. П. Ознобишин - снес сюда всю взлелеянную им заграничную и местную флору…” И далее добавлял: “Приемная зала губернаторского дома благоухала экзотической растительностью: померанцевыми, апельсиновыми и лимонными деревьями, покрытыми роскошным цветом и золотистыми плодами, по углам стояли молодые пальмы, широколистные музы и астрагалы. В просторной гостиной красовалось в полном цвету ландышевое дерево, а в простенках между окнами и зеркалами размещались камелии, пышные рододендроны, азалии и дафны. Разных сортов фуксии, пеларгонии и розы весело и свежо смотрели из своих жардиньеров, выполненных местными резчиками из орехового дерева. С открытого балкона веяло ароматом левкоев, и резеды, и олеандров (по А. Сытину).
Сад Тутовых деревьев
Рассказ о садах Симбирска был бы неполным, если не упомянуть о саде. которого давно уже нет и лишь название одного из микрорайонов города может о нем напомнить. Тути …Эта равнинная земля вдоль реки Свияги в районе старого железнодорожного вокзала была превращена по указу царя А. М. Романова в Сад тутовых деревьев (1653 год). Не чудо ли? В старинном Симбирске более 2 столетий назад существовал тутовый сад! Редчайшее, прихотливое в российских климатических условиях тутовое дерево разводилось здесь по указанию царя для производства натурального шелка из коконов тутового шелкопряда. О тутовом саде сохранились лишь скудные архивные сведения, а вот старый уголок Симбирска, где некогда разводился шелкопряд, до сих пор в народе зовут Тутями. В нашем климате тутовник приживался с трудом: то мороз прихватит вершины, а то и летний зной сушит. Тутовые деревья не только сеяли семенами, но и привозили из Астрахани саженцы, - очень хотел А. М. Романов иметь свой шелк, “освободиться от иностранной зависимости”, поэтому на разведение тутовых деревьев денег не жалел. Сад был огорожен. Для хранения коконов построили амбар. Разбойники нападали на служителей сада, разрушали постройки, грабили. Людская молва передает из поколения в поколения, что тутовник погиб от морозов, и остался на месте сада пустырь, на котором в начале XIX века стали отвадить земли инвалидам войны и солдатам, прослужившим в армии 25 лет.
Карамзинский сквер
В Ульяновске есть Сад сирени. Так называемый Карамзинский сквер. Вскоре после пожара 1864 года по распоряжению губернатора барона Велио был разбит этот сквер. Вокруг сквера был положен прекрасный асфальтовый тротуар, в то время, как улицы были немощенными. В сквере были поставлены скамейки и посажены кусты сирени, разбиты клумбы. засаженные разнообразными цветами. Сирень не случайно считается одним из любимейших растений симбирян. Это очень ценный и полезный кустарник. Знаете ли вы что листья сирени поглощают в три раза больше пыли, чем листья липы или тополя. Может быть поэтому так много сирени на улицах Нового города и на бульваре Венца. (по Л. Мартынову). Во все времена года этот сквер в центре Ульяновска имеет свое очарование. Весной – это лиловое кружево цветущей сирени. Летом - зеленый и тенистый шатер листвы деревьев и кустарников. зимой - это белые ветки. поблескивающие кристаллами инея и долголежащий ослепительный снег. И всегда в любую погоду здесь выделяются сосны, придающие скверу особую привлекательность. И над всем сквером возвышается величественная муза истории Клио… Сквер, где стоит памятник Н. М. Карамзину, - единственный уголок города где сохранились насаждения 60-80 годов девятнадцатого столетия. Это отдельные экземпляры деревьев и кустарников и крупповые посадки сирени обыкновенной. Работы, начатые весной 1896 года по созданию Карамзинского сквера и бульвара на венце, были в основном завершены к концу того же года.” Нынешнею весною мы увидим Соборную площадь, превращенную в сквер”. Для посадки было куплено тогда 10000 саженцев желтой акации, сирени – 1000, спиреи – 700, жасмина – 300, вишни - 200, кустарников других видов - 100.
Как же выглядел Карамзинский сквер в год своего образования? По фотографиям того времени можно установить, что в мае-июне 1897 года в сквере было около 40 деревьев, где преобладали липа, береза и вяз. Из кустарников видна лишь живая изгородь из желтой акации, караганы древовидной, которая располагалась вдоль ограды по всему периметру сквера. Первоначально сквер имел деревянное ограждение из длинных жердей на крестообразных подставках. Высаживалось в сквере довольно много цветов, гораздо больше, чем в настоящее время, причем их ассортимент постоянно менялся. Так у монумента Карамзину в разные годы высаживались душистый табак, георгины, розы, то низкорослые - маргаритки, лобелия… К интересным фактам можно отнести посадку здесь в 1903 году 11сортов роз, выписанных из Люксембурга.
Три сосны, сохранившиеся до настоящего времени, были посажены в конце 80-х или в начале 90-х годов 19 века. В эти же годы высаживались березы и тополя и возможно, другие виды деревьев и кустарников. Два тополя и одна береза, словно могучие стражи возвышаются у скверной границы сквера. А в 30е годы в сквере появились ясень пенсильванский, выделяющийся в зимнее время коричневатыми плодами, да клен американский За памятником Карамзину стоят два крупных дерева, стволы которых с пепельно-серой трещиноватой и чешуйчатой корой внешне ничем не отличаются друг от друга. И только посмотрев вверх, на крону можно заметить между ними разницу один из них вяз, а другой ясень пенсильванский. Ограда на восточной стороне сквера была разобрана и площадь сквера увеличилась до 1,16 га против первоначальной - 0,74 га.
Сейчас в сквере в современных границах произрастает около 300 деревьев и кустарников, представленных 16 видами из 14 родов и 11 семейств, и добрая половина из них приходится на “жемчужину весны “ - сирень обыкновенную” - любимый кустарник Н. М. Карамзина.
Центральный бульвар
Бульвар Большой Саратовской улицы, ныне ул. Гончарова, тянулся от улицы Лисиной к Либкнехта до Кирпичной. Улица разделялась на шесть частей. Каждая часть состояла из кирпичной дорожки в четыре сажени шириной. По обоим сторонам дорожки были нарыты валы шириной по одной сажени, засаженные рядами акации и по откосам со стороны проезжей части улиц обложенные дерном. Сейчас здесь посажены разные деревья. На темной зелени елей переливаются багряные клены, оранжевые и золотые березки, румянятся рябины красавицы. Падают листья, и по бульвару стелится желтая дорожка. (по Б. Аржанцеву) Есть в Ульяновске свой сирингалий. Пожалуй, ни один местный поэт не обходил своим вниманием ее благоухающие грозди.
Н. Благов
Сад вломился в окна, в сени.
Распластался на ветру.
Город ходит по сирени.
Задыхается в цвету.
Низкий стелется, натужный
По земле пчелиный гул.
Непосильный цвет удушной ветки,
Как плоды нагнул.
Д. Минаев
У нас бульвар устроили. (1854 год)
У нас бульвар устроили
Средь улицы Большой.
Но не блестит уж нынче он
Шумливой суетой.
Когда он был новинкою.
Гуляли стар и млад.
Смеялись и злословили.
Казали свой наряд.
Бульвар на Венце
Бульвар на Венце покрывался весной легкой сиреневой дымкой, здесь буйствовала сирень. А на клумбах все теплое время года пестрели гвоздики и левкои царили розы, важно качались на ветерке прекрасные лилии и ирисы, слали осенний привет астры, георгины и хризантемы. По волжскому склону – Обрезков сад, Оброчный сад и Садовое место, а также частные “садыюн бюр”. Белая гора из-за садов и получила свое название по цвету яблоневых садов.