Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок может реализовать свои способности.
Задача школы – поддержать ученика и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Научно-исследовательской работой я занимаюсь шесть лет. Хочу поделиться своим опытом - как привлечь ребят к научно-исследовательской работе. Надо построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, курсовая, научная работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература. Проводим игры: “Отыщи тот или иной материал”.
Большое значение имеют так же встречи с научными работниками Норильского индустриального института, музеев, традиционными стали экскурсии на Станцию юных техников. Там мы посещаем уголок зоологии, растениеводства и овощеводства. Для учеников – жителей Крайнего Севера многое здесь - необычное, новое. Ребята выбирают дело по душе. Помогаю выбрать тему. Вместе с руководителем кружка растениеводства интегрируем знания, полученные на уроках биологии, экологии и практические умения, полученные в ходе работы в кружке. На уроках экологии предлагаю учащимся разрабатывать темы, исследования по которым можно провести в школе: “Чем вреден табак?”, “Нужна ли сменная обувь?”, “Биоритмы и человек” и т.д.
Самое главное – выявить интерес ученика, его желание искать узнавать новое и поддержать его устремления. Не надо бояться слабоуспевающих детей. Среди троечников встречаются дети очень способные к поисковой, исследовательской работе. В школе был такой случай. Я предложила ученику 5 класса заниматься в кружке. По характеру он очень застенчивый, тихий, о таких часто говорят “никакой”, попросила, чтобы она дала ему работу. Первое время он не справлялся, но желание было очень большим. Я стала ему помогать, поддерживать каждый его шаг. Занимаясь научно–исследовательской деятельностью, он стал учиться лучше, а сейчас является постоянным участником школьных научно-практических конференций.
Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят работать с картотекой, каталогом.
Немаловажным фактом также является взаимодействие с родителями. Я стараюсь сразу известить, что их ребенок проявляет интерес к исследовательской работе, а такая работа требует временных затрат и порой материальных. Приглашаю родителей на занятия, иногда они даже не предполагают, что их ребенок может проводить самостоятельные исследования, поисковую работу и многое другое. Некоторые из них предлагают свою помощь и т.д.
Самым "горячим" моментом является подготовка к выступлению на научно-практической конференции, а значит, к защите работы. Здесь самое главное - умение преподнести материал. Провожу предзащиты работ. На них приглашаю психолога. Психолог работает на начальном этапе и на последнем. Пишем план выступления. Для того, чтобы не бояться выступления, ребята читают свои работы в своем классе, напоминаю, что слова произносятся четко, термины выделяются и в некоторых случаях объясняются. Ребята хорошо должны знать текст работы.
Каждый мой участник научно-практической конференции знает, что он будет награжден, а значит, его труд оценен. Лучшие работы будут включены в сборник “Молодой ученый”.
Таким образом, научно-исследовательская работа с учащимися это большой и кропотливый совместный творческий труд. Основная цель которого – сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
В рамках научно–исследовательской деятельности приводился урок в 8 классе большой практической направленности, способствующий формированию исследовательских навыков у учащихся.
Урок на тему
“Внешние и внутренние кровотечения. Оказания
первой помощи при кровотечении”
Цель урока: Дать представление о внешних и внутренних кровотечениях и о мерах первой помощи при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях.
Задачи:
Образовательная: Научить учащихся
распознавать виды кровотечений: внешние и
внутренние.
Развивающая: Раскрыть значения и правила
первой помощи при кровотечениях и обработки ран.
Воспитательная: Воспитывать правильное
отношение к своему здоровью через умение
пользоваться бытовыми приборами дома и вне дома.
Оборудование: Демонстрационные таблицы “Схема кровообращения”, “Виды кровотечений”, бинты, вата, жгуты резиновые, палочки-закрутки.
Элементы урока: беседа с элементами рассказа, работа с учебником, творческая работа учащихся, практическая работа.
Ход урока:
Учитель: Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей жизни. Задачи нашего урока следующие: научиться распознавать виды кровотечений, устанавливать тип того или иного кровотечения, а самое главное, оказывать первую помощь при кровотечениях (практическая часть). После выполнения практической части вы составите таблицу “Первая помощь при кровотечениях”.
На прошлом уроке мы изучали кровеносную систему и выяснили, что к кровеносной системе относится… Так что же относится к кровеносной системе? Что такое сердце? По каким сосудам кровь отправляется в путь? Давайте вспомним названия сосудов. Какая кровь называется артериальной, какая венозной? Как отличить артериальную кровь от венозной? Что такое кровотечения? Как можно предотвратить гибель человека от большой потери крови? (Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Итак: кровотечения бывают внутренние (закрытые) и внешние (открытые).
Учитель: Далее беседа с элементами рассказа, обращение к таблицам и схеме.
Практическая часть.
Цель: научить останавливать артериальное кровотечение при помощи наложения закрутки. А венозное кровотечение - при помощи давящей повязки.
Оборудование: закрутка, бинт, салфетки, палочки.
Ход работы: см. в учебнике “Биология (человек)” 8 класс, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева стр. 127-129.
Под руководством медицинской сестры школы учащиеся выполняют приемы остановки кровотечений (ролевая игра), анализируют работу, по итогам заполняют таблицу (нарисована на доске)
Виды кровотечений | Особенности кровотечения | Первая доврачебная помощь |
Выводы по практической работе: Ученики выполнили работу. Практическая часть оценивается медицинской сестрой школы. Оценки комментируются.
Итоги урока: Мы с вами реализовали цель урока, научились оказывать доврачебную помощь при кровотечениях.
Домашнее задание: прочитать параграф и подготовить научную работу по теме “Какой нос по форме лучше иметь на севере”. На уроках физкультуры проследить за частотой дыхания в начале урока и после выполнения физических упражнений, сделать вывод.
Индивидуальное задание: 1 ученику сделать сообщение на тему “История развития органов дыхания”.
Спасибо за урок!
Дополнительная литература к уроку:
- Залесский М.З. “Занимательная анатомия для детей”. Изд. М. РОСМЭН, 2000 г.
- Ян Юнас “Атлас первой медицинской помощи”. Изд. Освета Мартин, 1974 г.