Значительную помощь в обучении биологии, развитии и воспитании школьников могут оказать учителю литературные материалы. Особенно полезно их применение в классах гуманитарного профиля.
Разумеется, использование литературных текстов не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение таких материалов способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучение вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Ребята охотно участвуют в работе с литературными материалами на уроке, сами подбирают отрывки из художественных произведений с описаниями биологических явлений. Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий. При этом исходные данные могут быть взяты как непосредственно из текста произведения, так из справочной литературы, а основные приемы работы сводятся к следующим:
- Учитель знакомит учащихся с отрывком из литературного произведения и предлагает решить составленную им задачу.
- Учащимся предлагается конкретный отрывок из произведения и тема, на которую они должны составить задачу.
- Учитель указывает художественное произведение или отрывок из него, на основе которого учащиеся составляют свои биологические задания.
Практика показала целесообразность сочетания этих приемов.
Литературные тексты используются для создания проблемной ситуации, анализа биологической сути изучаемого явления, его иллюстрации и т.д. Время работы с фрагментами не превышает обычно 3-5 минут. Приведу несколько примеров использования отрывков из литературных произведений на занятиях по биологии.
Так, например, в 7 классе при изучении класса Ракообразные обращаюсь к басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”, в которой говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так? Привожу общеизвестные выражения “красный, как рак”, и “когда рак на горе свистнет”, “где раки зимуют”. Ученики удивлены, но научно объяснить, как передвигается рак, когда он бывает красным и может ли он подняться на гору и свистеть, не могут. Возникает учебная проблема – “Изучить внешнее строение и образ жизни речного рака”.
С той же целью в 6 классе при изучении темы: “Корень” используется стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как не тонок, неприметен
Под землей корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В. Жак.
Школьникам задается вопрос: почему растение не может жить без корня?
Для закрепления материала по теме: “Гипофиз”, при обсуждении его роли в жизни человеческого организма можно привести в качестве примера “Собачье Сердце” М.А. Булгакова: “ ...Одним словом, гипофиз закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо... Это в миниатюре - сам мозг...”, не забыв упомянуть о том, что попытки трансплантировать людям эндокринные железы неоднократно имели место так же, впрочем, как и попытки пересадки головы на другое туловище (“Голова профессора Доуэля”). И первенство в этой области принадлежит российскому хирургу В.П.Демихову, который в декабре 1958 года демонстрировал в Лейпциге взрослую собаку, на спину которой была трансплантирована передняя половина тела щенка.
Литературные произведения могут быть с успехом использованы и в других темах по анатомии и физиологии человека. К примеру, разбирая с учениками такое понятие, как иммунитет, следует обратить внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе "На дне", повестях "Фома Гордеев" и "Детство" Горького, "В братьях Карамазовых" Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова "Несмертельный Голован", в которой мы сталкиваемся с примером врождённого иммунитета: "Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна…Голован не вылечивал, но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумлённые лачуги и поил заражённых. Язва Голована не касалась".
На уроках биологии полезно в ряде случаев использовать некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения. В частности, в ряде классических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 9-м классе. Например, рассказ Ю.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик” не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме “Железы внутренней секреции”, так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент “вымывается” из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, “закручивать” ноги и руки. Именно это и мог делать “гуттаперчевый мальчик”, обеспечивая, таким образом, успех своих выступлений.
В литературе можно найти примеры неверных или искаженных представлений о биологических явлениях.
В частности, в стихотворении А. Фета “Бабочка”, допущена ошибка.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
Учащиеся сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не два, а четыре крыла.
На ряде уроков можно привлекать примеры из произведений научной фантастики. В 8 классе предлагаю определить, о каких доисторических животных идет речь в данных отрывках.
“Со следующей страницы альбома на меня глянуло нечто необычное. Такое чудовище могло возникнуть только в видениях курильщиков опиума или в бреду горячечного больного. Голова у него была птичья, тело как у непомерно раздувшейся ящерицы, волочащийся по земле хвост щетинился острыми иглами, а изогнутая спина была усажена высокими шипами, похожими на петушьи гребешки …”
Артур Конан Дойл, “Затерянный мир”.
Среди литературных произведений особое место занимает такой фольклорный жанр, как загадка. Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Использование загадок — универсальный методический прием, т.к. загадывать их можно и при закреплении материала, и при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в качестве домашнего задания. Приведу примеры загадок, которые я использую на уроках в 7-х классах.
Б. Заходер
Они все — живые,
с хвостами, усами,
Бегать умеют они и летать,
ползать и плавать,
кусать и хватать.
Они мохнатые, они и пернатые,
они и стройны, но бывают горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались?
(Животные)
Я видел в море чудо-диво:
в воде животное-чернила.
(Осьминог с чернильной железой)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет –
Крохи собирает,
В полях ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей)
Во внеклассной работе по предмету литературные материалы имеют еще большую область применения, особенно интересны в этом случае факты отношения писателей к тем или иным событиям в биологии.
Эти примеры демонстрируют возможность интеграции таких, казалось бы, далёких друг от друга предметов, как биология и литература. Применение такого подхода, с одной стороны, даёт возможность по-новому взглянуть на литературные произведения и, с другой стороны, разнообразить и оживить тот учебный материал, с которым дети имеют дело на уроках биологии.
Таким образом, школьный предмет биологии обладает большими возможностями в плане развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру (способность чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и другому человеку), без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.