Тип урока: Урок – исследование
“Много есть чудес на свете,
Человек — их всех чудесней”
Софокл
Мы продолжаем познавать себя — один из более 1,5 миллионов видов живых существ, населяющих планету Земля, имя которому Человек разумный.
Как вы думаете, имеет ли скелет человека отличительные особенности строения?
(Объявляется тема урока — “Особенности скелета человека” и цель: установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.)
Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек; каждая группа получает один из шести вариантов задания.
Результатом работы в группе должно стать выявление отличительных особенностей разных отделов скелета человека и установление причин, которыми обусловлены появившиеся изменения.
Вариант № 1
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок2>.
Сравнить череп человека и млекопитающего животного: какой отдел более развит у животного? А у человека? Как вы думаете, почему?
Вариант № 2
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок3>, <Рисунок4>.
Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного: чем отличается позвоночник человека от позвоночника животного по форме? По строению позвонков? Чем вы объясните такие особенности в позвоночнике человека?
Вариант № 3
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок5>.
Сравнить грудную клетку человека и млекопитающего животного: чем различаются по форме грудные клетки? Как вы объясните это различие?
Вариант № 4
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок6>.
Сравнить тазовый пояс человека и млекопитающего животного: в чем различие формы таза у человека и животного? С чем связано это различие?
Вариант № 5
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок7>.
Сравнить строение верхней конечности человека и млекопитающего животного: какая часть конечности имеет отличительные особенности? Как вы объясните это? Какое значение для человека имеют эти отличия в строении?
Вариант № 6
.Смотри <Рисунок1>, <Рисунок8>, <Рисунок9>.
Сравнить строение нижней конечности человека и млекопитающего животного: какие особенности строения отличают нижние конечности человека? Чем они обусловлены? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?
По окончании работы в группах в классе проходит обсуждение результатов и заполнение в тетради таблицы “Особенности скелет человека”:
Отдел скелета |
Особенности, свойственные скелету человека |
Причины появления этих особенностей |
Череп | Преобладание мозгового отдела над лицевым | Увеличение объема головного мозга; развитие речи |
Позвоночник | Изгибы; массивность костей поясницы; срастание позвоночного крестца | Прямохождение; смещение центра тяжести |
Грудная клетка | Расширена в стороны | Прямохождение |
Таз | Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости | Прямохождение; смещение центра тяжести |
Верхние конечности | Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец | Трудовая деятельность |
Нижние конечности | Массивные кости; сводчатая стопа | Прямохождение; смещение центра тяжести |
Итогом урока является формирование вывода по уроку и запись его в тетради:
скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи; эти факторы являются определяющими антропогенеза.