Задачи:
- конкретизировать знания учащихся о разнообразии мира цветковых растений;
- показать соответствие строения растении условиям их обитания;
- развивать систематические понятия “вид”, “класс”, “семейство”;
- ознакомить с ядовитыми растениями; способствовать развитию биологических умении, необходимых при описании и определении растений.
- продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, устанавливая единство в растительном мире и выявляя причины разнообразия растений;
- воспитывать культуру общения с природой.
Объекты: растительность у дорог, зданий, на пустырях, сорная растительность.
Растения: подорожник (большой, малый, ланцетовидный), одуванчик лекарственный, спорыш птичий, клевер (ползучий, красный, гибридный), ромашка (аптечная, пахучая), гусиная лапка, мятлик однолетний и др.
Оборудование: определительные карточки для определения семейств и для определения видов растений; экскурсионные лупы; инструктивные карты; копалки; блокноты; карандаш на тесьме; экологические знаки; повязка дежурного по группе.
Форма работы: групповая.
Структура содержания и проведения экскурсии.
Сообщение цели и постановка познавательной задачи.
Цветковые растения очень разнообразны. Среди них есть пигмеи (ряски) и гиганты (эвкалипты), однолетние и многолетние, деревья, кустарники, травы, есть культурные формы растений и дикорастущие. Цветковые растения способны развиваться в любой климатической зоне и в различных экологических условиях.
Познавательная задача: познакомиться с миром цветковых растений пришкольной территории и понять причины их разнообразия. Вспомнить правила поведения в природе.
Внимание! Объявляется конкурс на самых наблюдательных, смышленых и организованных коллекционеров знаний. За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон, который сможете определенным образом превратить в оценку в журнале.
Пункт 1. Школьный двор.
Задания:
- Сосчитать число видов цветковых растений на клумбе, сосчитать число особей цветковых растений на клумбе. Можно ли растущие на клумбе растения объединить в один тип, в один класс, в одно семейство.
- Подсчитать число видов деревьев, кустарников, травянистых растений своего участка.
- Отыскать растения семейства крестоцветных и бобовых, заполнить таблицу:
- Работа с определительными карточками.
Видовое название | Особенности внешнего строения |
||
Листьев |
Цветков (формула) |
Плодов |
|
Проанализируйте записи и сделайте вывод, используя вопросы:
- Чем отличаются растения разных видов данных семейств?
- Какими общими признаками обладают растения данных семейств?
- Чем объяснить сходства в строении растении одного семейства?
- К какому классу и типу относятся данные семейства?
Пункт 2. Обочина дороги.
Задание 1.
Сравните одуванчик или подорожник, растущий у дороги. Установите причины сходства в строении стебля и расположении листьев. Ответьте на вопрос: каковы условия жизни на дороге? Оцените значение выявленных признаков для выживаемости особей и сохранении видов.
Задание 2.
Сравните подорожник и одуванчик, растущие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги. Охарактеризуйте условия их жизни.
Задание 3.
Определите систематическое положение объектов исследования.
Демонстрация: черты приспособленности у лапчатки гусиной (укороченный побег, прикорневая розетка), клевер ползучего(стебель ползучий), ромашки пахучей и спорыша (упругий, приподнятый стебель), у всех – мелкие, рассеченные листья.
Пункт 3. Пустырь.
Растения: лопух, чертополох, крапива и др.
- Почему лопух вытесняет другие растения?
- Почему животные и человек обходят растения пустырей?
- Почему животные не поедают эти растения?
- Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений?
- Каковы условия жизни растений пустырей?
- Какие приспособления выработались у этих растений?
- По определителю определите, к какому семейству относятся лопух большой, чертополох, бодяк полевой.
Возвращение в школьный двор.
Изучение и определение характерных сорных растений.
Задание.
Осторожно, с помощью копалки удалите сорняки на площадке, указанной учителем. Рассмотрите их и распределите по 3 группам: однолетние, двулетние, многолетние. Определите, к какому семейству относится каждое растение. Заполните таблицу:
№ | Особенности внешнего строения органов | Меры борьбы | Семейство | Видовое название | |
наземных | подземных | ||||
Сделайте вывод, используя вопросы: какие приспособления выработались у сорных видов? Какими биологическими особенностями характеризуются однолетние, двулетние, многолетние и сорные растения.
Итоговая мини-конференция
Участники конференции – по 2 представителя каждой группы. Они готовят развернутый ответ на один выбранный ими вопрос учителя.
Вопросы.
- Докажите разнообразие цветковых растений.
- Почему растения пустыря не растут в лесу?
- Почему сорные растения не растут на болоте?
- Почему южные растения не растут в тайге?
Остальные учащиеся во время подготовки конференции принимают участие в ролевой игре “Что бы я сделал для сохранения растений, если бы был…”
Роли:
- Турист;
- Журналист;
- Директор ботанического сада;
- Директор химического завода;
- Учитель;
- Мэр города и т.д.
Выступления участников конференции и подведение итогов урока (цена жетона – 1 балл).