Здоровье человека и окружающая среда (программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся)

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Образовательная область - «Естествознание».

Предмет - биология.

Цель данного курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде.

Программа опирается на содержание курса биологии «Человек», использует межпредметные связи с курсами географии, химии. Данный элективный курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению.

Актуальность данной программы:

С древнейших времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха, Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация жизни, разумное построение труда и быта.

Данная программа предусматривает изучение этих вопросов, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.

Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и экологии.

Основными методами обучения являются частично - поисковый и исследовательский.

Содержание программы

  1. Факторы, влияющие на здоровье человека. Взаимосвязь экологии и медицины в изучении здоровья человека, ответственность человека за свое здоровье и здоровье других людей, охрану окружающей среды.
  2. Факторы окружающей среды и адаптации человека. Реакции организма на внешние воздействия. Адаптации: изменение состава крови в зависимости от высоты местности, интенсивности метаболизма в зависимости от температуры среды, состояния кожи в зависимости от интенсивности солнечной радиации. Иммунные реакции организма, как адаптивные механизмы.

Искусственная среда обитания. Социальная обусловленность здоровья человека «Болезни цивилизации»: нарушение обмена веществ, аллергические, нервно-психические, респираторные, сердечно–сосудистые, онкологические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Травматизм.

Практические работы

Проведение соматотропических измерений (рост, масса, пропорции тела).

Экскурсии

В институт гигиены и профзаболеваний.

  1. Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей. Эндемические заболевания. Природно-очаговые болезни человека: клещевой энцефалит, холера, гемморагическая лихорадка.
  2. Образ жизни как фактор здоровья. Вредное влияние гиподинамии, нерационального питания курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье.

Практические работы

1) Определение работоспособности

2) Составление суточного энергетического рациона. Определение соответствия массы тела возрастной норме.

3) Гигиеническая оценка режима дня (в т.ч. школьного расписания).

5. Факторы укрепления здоровья: гигиена труда и отдыха, личная гигиена, гигиена помещений. Профилактические меры.

Практические работы

1) Гигиеническая оценка микроклимата помещения (температура, влажность, скорость проветривания, освещенность, озеленение).

2) Техника и методика самомассажа.

6. Обобщение: специальности и профессии людей, решающие вопросы сохранения здоровья и окружающей среды.

Тематическое планирование


п/п

Название
темы

К-во
часов

В т. ч. на практи-
ческую часть

1 Введение.

1

 
2 Социальные и экологические факторы становления человека, его здоровья.

5

Пр. р. №1

«Проведение соматотропических измерений». Экск. №1 в институт гигиены и профзаболеваний.

3 Экологические факторы здоровья и болезни человека.

2

 
4 Антропогенные факторы здоровья и болезни.

6

Пр. р. №2

«Определение работоспособности».

Пр. р. №3

«Составление суточного энергетического рациона».

Пр. р. №4

«Гигиеническая оценка режима дня».

5 Факторы укрепления здоровья.

5

Пр. р. №5

«Гигиеническая оценка микроклимата помещений».

Пр. р. №6 «Техника и методика самомассажа».

6 Обобщение.

1

 
  Итого:

20

7

Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Форма занятий

1

Введение.  

2

3

4

5

6

Факторы окружающей среды и адаптации человека.

Иммунные реакции как адаптивные механизмы.

«Болезни цивилизации».

Экскурсия в институт гигиены и профзаболеваний.

Пр. р. №1 «Проведение соматотропических измерений».

Беседа

Дискуссия

Конференция

Экскурсия

Пр. р.

7

8

Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей.

Эндемические и природно-очаговые болезни.

Беседа

Беседа

9

10

11

12

13

14

Образ жизни как фактор здоровья.

Вредное влияние гиподинамии. Пр. р. №2 «Определение работоспособности».

Вредное влияние нерационального питания. Пр. р. №3.

«Составление суточного энергетического рациона».

Вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Пр. р. №4 «Гигиеническая оценка режима дня» .

Дискуссия

Пр. р.

Ролевая игра

Конференция

Пр.р.

15

16

17

18

19

Факторы укрепления здоровья.

Экологические качества природной среды.

Гигиенические принципы здоровья. Профилактика заболеваний.

Пр. р. №5 « Гигиеническая оценка микроклимата помещения».

Пр. р. №6 « Техника и методика самомассажа».

Дискуссия

Лекция

Конференция

Пр.р

Пр.р

20

Обобщение. Круглый стол

Тестирование

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  1. Определение понятий «здоровье», «иммунитет», «гигиена».
  2. Отличия врожденного иммунитета от приобретенного.
  3. Причины и проявления заболеваний: СПИДа, туберкулеза, венерических, острых респираторно-вирусных, гипертонии, гиподинамии и др.
  4. Факторы среды, ухудшающие здоровье: экологическое состояние городов, сокращение площади лесов, сокращение объемов чистой пресной воды.
  5. Факторы среды, улучшающие здоровье: озеленение городов, использование безотходных и малоотходных технологий, использование альтернативных источников энергии и пр.

Учащиеся должны уметь:

  1. Проводить соматотропические измерения.
  2. Определять работоспособность.
  3. Составлять суточный энергетический рацион, соблюдая правила сбалансированного питания.
  4. Давать гигиеническую оценку режиму дня, микроклимату помещений.
  5. Овладеть простейшими приемами самомассажа.

Литература

Для учащихся:

  1. Батуев А. С., Соколова Л. В., Левитин М. Г.. Человек. Основы физиологии и психологии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П.. Экология. 9 класс. - М.: Дрофа, 1995.
  3. Основы медицинских знаний. Под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

Для учителя:

  1. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Гурова А. И., Горлова О. Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991.
  3. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Рохлов В.С., Сивоглазов В. И. Практикум по анатомии и физиологии человека. - М.: АКАДЕМИЯ, 1999.
  6. Улащик В. С. Домашняя физиотерапия. – Минск: Беларусь, 1993.
  7. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Под ред. Н. Г. Ивановой. - М.: Первое сентября, 2000.

Приложения №1, №2