Задачи урока:
- Образовательные – расширить знания учащихся о питании живых организмов, раскрыв особенности питания животных. Осмысление чтения информационного текста.
- Воспитательные – продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения), развивать творческий потенциал, критическое мышление, бережное отношения к живому.
Этапа урока
Первый этап.
Вызов (мозговой штурм – то, что учащиеся знают).
Повторение предыдущего материала о строении живых организмов. Ответить на вопросы:
- Какие живые организмы мы изучили и в какие Царства они занесены (Царство Бактерий, Грибы, Вирусы, Растения и Животные)?
- Какими признаками обладают все живые организмы (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и т.д.)? Растения и Животные – это живые организмы, на которых нужно подробно остановиться.
- Что у них общего (то, что они питаются, дышат)?
- Какой основной признак различия между растениями и животными (способы питания)?
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем её в тетради: “Питание животных”. На партах лежат оценочные листы на 1–3 задания, в которых учащиеся проставят текущие оценки за задания и в конце урока – оценку за весь урок.
Изучая способы питания животных, заполнить таблицу (кластер):
Задание 1.
Типы питания
Растения | Животные |
1.Почвенное 2.Воздушное 3.Паразиты |
1. 2. 3. 4. 5. |
Второй этап.
Осмысление (работа с текстом).
Задание 2 (метод Инсерта).
Для обогащения знаний, прочитать текст учебника стр. 60–62, делая пометки карандашом на полях (маркировка текста)
"+" – узнал новое,
"–" – вызывает сомнения.
Беседа с классом.
Задание 3.
Составление простых и сложных вопросов, можно не из текста, для уточнения того, что хотели и могли бы узнать на уроке. На оценочных листах предложены варианты начала таких вопросов, продолжить их..
Простые Сложные Кто такие паразиты?
Что...
Когда...
Мог ли...
Верно ли...
Чем...Объясните, почему...
Почему вы думаете...
Что, если...
Почему вы считаете...
Предположим, что если...
Озвучивание некоторых вопросов. Одни учащиеся задают вопросы, другие отвечают. Вопросы, на которые не смогли ответить, записать в тетради, на следующем уроке вернуться к ним, посоветовать обратиться к дополнительной литературе.
Возвращение к схеме “Типы питания”.
Типы питания
Растения Животные 1.Почвенное
2.Воздушное
3.Паразиты
4.Симбионты
5.Автотрофы1.Растительноядные
2.Хищники
3.Трупоеды
4.Симбионты
5.Всеядные
6.Гетеротрофы
Расширив материал учебника, учитель добавляет, что есть еще группа животных – всеядные (дополняют под цифрой 5), и организмы, которые сами синтезируют органические вещества – автотрофы; организмы, которые используют готовые органические вещества – гетеротрофы ( подписывают под схемой).
Показать рисунки животных, которые обитают в Якутии (медведь бурый, волк серый, белка обыкновенная, олень северный, сокол сапсан, ворона обыкновенная). Определить, к каким животным по типу питания они относятся. Это дикие животные, но ведь дома нас тоже окружают любимые животные. Прочитать отрывки сочинений, которые дети подготовили дома о своих домашних животных.
Важно заботиться о животных, соблюдая правильный рацион питания, так как полноценное питание – это путь к здоровью животных. Беседа о рекламе кормов для животных. Учащиеся высказываются о пользе кормов, о беседе с ветеринарным врачом.
Третий этап (рефлексия) – итоги урока, возврат к ранее изученному.
Повторить типы питания по заполненной схеме. Закрепить пройденное на составлении синквейна – пятистишия по плану:
- Существительное, например, паразиты.
- Два прилагательных, например, опасные, вредные.
- Три глагола, например, уничтожают, заражают, портят.
- Предложение из 4-х слов, связанных с этой темой, например, наносят вред живым организмам.
- Подобрать синоним к существительному, например, вредители.
Домашнее задание.
- Подготовить ответы на вопросы в тетради.
- Составить рассказ по схеме “Питание”.
- Все новые слова записать в словарь.
- Составить пятистишие со словами “Хищник” и “Питание”.
Учащиеся сдают оценочные листы, по которым учитель выставляет оценки в журнал. Спасибо за урок.