Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология


На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Возникает вопрос: что такое активные приёмы? Определение этого понятия в педагогической литературе не встречается, поэтому остановимся сначала на родственных понятиях: активность, познавательная активность, активизация. Активность (от лат. activus - деятельный) — это психическое качество, черта характера человека выражающаяся в условной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и мы учителя, имеющие большой опыт работы, знаем: что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Какие же методы обучения относятся к активным?

Методы обучения по источнику знаний делятся на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Все эти методы будут служить активизирующим потенциалом на уроках, если учитель будет их умело использовать.

Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работаты с книгой: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации. Выступления учащихся на семинаре способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.

Эффективность урока-семинара во многом зависит от того, как организуется подготовка к нему учащихся. Организация и проведение урока-семинара обычно сводится к следующей схеме: определение темы, подготовка вопросов для обсуждения — подбор дополнительной литературы — распределение заданий и тем для сообщений — формулировка задач и знакомства с планом проведения урока — выступление учащихся, обсуждение вопросов — подведение итогов.

Подготовку к семинару начинаем заранее, примерно за 2-3 недели. Учитель сообщает тему семинара, подготавливает вопросы для обсуждения и вывешивает их на стенд в классе, подбирает список и дополнительную литературу, распределяет задания и темы для дополнительного сообщения. При подготовке к семинару весь класс делится на группы и берет определённую тему, согласуя её с учителем, а учитель из данной группы назначает одного ученика-консультанта. Консультанты выполняют контролирующую и координирующую функцию: помогают подобрать литературу, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся правильно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные всего на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся.

Непременным условием успешной работы семинара является подготовка к нему всех без исключения учащихся. Это достигается ознакомлением всех ребят с темами сообщений, вопросами для обсуждения.

Познакомимся с опытом работы на основе конспекта одного урока-семинара (уроки спаренные).

УРОК-СЕМИНАР

11 класс

Тема урока: Работы И.В. Мичурина. Достижение селекции растений.

Цели:

1. Выявить основные направления селекционной науки, обогащенной работами И.В.Мичурина, познакомиться с достижениями отечественных учёных-селекционеров, обратить внимание на расцвет селекции — как науки.

2. Способствовать выработке умений работать с газетными материалами научно- популярной литературой.

Учитель знакомит учащихся с задачами семинарского занятия, с планом его проведения, ставит проблему.

ХОД УРОКА

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать селекцию растений. Используя методы гибридизации и отбор, учёные занимались выведением новых сортов зерновых и плодово-ягодных культур. Говоря о плодово-ягодных культурах, хочется остановиться на работах И.В.Мичурина. Давайте послушаем сообщения.

1. Сообщение по теме: "Биография И.В. Мичурина. О методах работы И.В. Мичурина по выведению новых сортов плодово-ягодных культур".

Учитель: Ребята! Дайте, пожалуйста, рецензии дополнительного сообщения, которое приготовила Степанова О. (По схеме, схема в папках у каждого ученика на столе.)

1. Эмоциональность и выразительность.
2. Глубина и последовательность ответа.
3. Доказательность
4. Чему можно поучиться у товарищей?
5. Какие недостатки вы отметили?

После рецензии ответа учитель обращается к классу, с вопросами по первому выступлению (вопросы лежат в папках на столах).

1. Какими методами пользовался И.В. Мичурин при выведении плодовых и плодово-ягодных культур?
2. Какие сорта яблонь вывёл И.В. Мичурин? Какими методами?

Учитель: Вывод: И.В. Мичурин принял отдалённую гибридизацию — скрещивание особей разных видов и даже родов и получил гибриды ежевики и малины, сливы и тёрна. Большинство сортов, полученных Мичуриным, сложные гетерозиготы. Для сохранения качеств их размножают вегетативным путём.

2. Сообщение по теме: "Работы П.П. Лукьяненко".

Учитель: Следующее выступление о работе П.П. Лукьяненко по выведению новых сортов озимой пшеницы.

Рецензия дополнительного сообщения.
Вопросы к классу:

1. Какие сорта озимой пшеницы вывел П.П. Лукьяненко?
2. Какими свойствами обладали сорта пшеницы введённые П.П. Лукьяненко?

Учитель всё обобщает о работе П.П. Лукьяненко по выведению зерновых культур.

3. Сообщение по теме: "Селекция растений. Работы В.Н.Ремесло".

Учитель: Следующее дополнительное сообщение на тему: “Селекция растений. Работы В.Н.Ремесло” — Загидуллина Г.

После чтения дополнительного сообщения учащиеся дают рецензию и отвечают на вопросы:

1. Какие сорта пшеницы вывел В.Н. Ремесло?
2. Какими методами пользовался В.Н. Ремесло при выведении новых сортов пшеницы?

4. Сообщение по теме: "Достижения селекции растений. Работа И.В. Цицина на основе межлинейной гибридизации пшеницы и пырея".

5. Сообщение по теме: "Достижения селекции растений. Работа А.П. Шехурдина и В.Н.Мамонтовой по выведению новых сортов озимой пшеницы".

6. Сообщение по теме: “Достижения селекции растений. Работа В.С. Пустовойта, выведение нового сорта подсолнечника”

После дополнительного сообщения учащихся, их работы были прорецензированы, а ребята ответили на вопросы, которые заранее были им известны:

1. В чем заслуга И.В. Цицина в селекции растений?
2, Какие сорта озимой пшеницы выведены А.П. Шехурдиным,и В.Н. Мамонтовой?
3. Какие сорта подсолнечника вывел В.С. Пустовойт?
4. Какие исходные сорта брал В.С. Пустовойт?

Учитель рассказывает о работе селекционеров в нашей республике. Из папок на столах учащиеся записывают сорта зерновых культур, выращиваемых в нашем Мелеузовском районе и Республике Башкортостан.

После всех выступлений учитель делает вывод по уроку-семинару. Проводится опрос, стоит ли проводить такие уроки?

Оценки получают все учащиеся, которые готовили дополнительные сообщения и кто отвечал по ходу урока-семинара.

Подготовка дополнительного материала послужила выработкой умений работать с научно-популярной литературой.

В классе на стенде были вопросы, на которые ребята должны были ответить при подготовке к уроку семинару:

1. Какими методами пользовался И.В. Мичурин плодовых и плодово-ягодных культур?
2. Какие сорта яблонь вывел И.В. Мичурин?
3. Какие сорта озимой пшеницы вывел П.П. Лукьяненко?
4. Какие сорта пшеницы вывел В.Н. Ремесло?
5. В чем заслуга И.В. Цицина в селекции растений?
6. Кто из учёных-селекционеров является автором озимых пшениц: Саратовская-29, Люцесценс-62, Альбидум-604, Горденформе-432 ?
7. Какие сорта подсолнечника вывел В.С. Пустовойт?
8. Каким методом пользовался В.С. Пустовойт при выведение масленичных сортов подсолнечника?

Учитель подводит итог урока, анализирует выступления учащихся, оценивает их участие в дискуссии, обобщает материал и делает выводы. Комментирует оценки.

В конце урока-семинара учащиеся отвечают на вопросы теста и решают творческие задания по селекции растений, по закреплению нового материала. Работы проверяются в парах (без оценки).

Тест для закрепления знаний по теме:
“Работы И.В. Мичурина. Достижения селекции растений”.

Выпишите номера правильных суждений.

1. Задачи селекции состоят в создании новых и улучшение существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
2. И.В. Мичурин пользовался основным методом гибридизации и отбором.
3. Полиплодия - это перестройка хромосом.
4. Сорт яровой пшеницы Саратовская-29 вывел П.П. Лукьяненко.
5. И.В. Ремесло вывел высокоурожайные сорта Мироновская-264, Мироновская-808, Мироновская юбилейная, Ильичевка.
6. Академик П.П. Лукьяненко создал ряд высокоурожайных сортов озимой пшеницы Безостая-1, Кавказ, Аврора.
7. Большинство сортов, полученных И.В. Мичуриным, представляет собой сложные гетерозиготы.
8. Впервые способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов разработал Н.И. Вавилов.
9. При скрещивании разных сортов растений, а также при межвидовом скрещивании, наблюдается эффект гетерозиса.
10. Совокупность культурных растений одного вида искусственно созданная человеком называется породой.
11. М.И. Хаджинов занимался выведением новых сортов кукурузы.
12. В.С. Пустовойт вывел сорта подсолнечника: Передовик, Армарвиский, Зеленка-368, Салют, Заря, Восход.
13. А.Н. Луткова, П.В. Засимович работали по выведению новых сортов сахарной свеклы.
14. В результате гибридизации пшеницы с рожью Цицин получил новое культурное растение тратикале.
15. Башкирский ученый-селекционер А.С. Кунакбаев вывел сорт озимой ржи Чулпан-3.

(Номера правильных ответов: 1, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15).

В конце урока ученикам предлагается решить биологические задачи:

1. Многие культурные растения, например пшеница, картофель, овёс, сахарная свекла полиплоиды. Они обладают хорошей урожайностью и большой устойчивостью к действию неблагоприятных факторов по сравнению со своими дикими сородичами. Какому типу изменчивости относится полиплоидия, и почему она повышает продуктивность особей?

2. Существует выражение: “Человека кормят и одевают полиплоиды”. Как это объяснить?

3. При подборе родительских пар для гибридизации И.В. Мичурин широко использовал географические удаленные формы. Таким образом был создан сорт яблони Бельфлер-китайка, полученный в результате гибридизации китайской яблони из Сибири и американского Бельфлера жёлтого. Объясните, почему И.В. Мичурин большое внимание уделял скрещиванию географически удаленных форм.

4. Известно, что в блокадном Ленинграде работники Всесоюзного института растениеводства бережно хранили коллекцию семян зерновых культур, созданную Н.И. Вавиловым на основе образцов, привезенных из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. Объясните, в чём заключается уникальность данной коллекции.

Список рекомендуемой литературы.

1. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.
2. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. — М., 1997.
3. Никитов А.И. Дидактический материал по общей биологии. — М., 1997.
4. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2000.
5. Биология в школе. — 1987. — № 4. — С. 41.
6. Биология в школе. — 1996. — № 2. — С. 29.
7. Биология в школе. — 1999. — № 1. — С. 28.
8. Биология в школе. — 1997. — № 4. — С. 34.