Создание комфортных условий для развития познавательных коммуникативных, рефлексивных, творческих способностей учащихся средствами учебной и научно-популярной, занимательной литературы в творческой лаборатории учителя “Кабинет – читальный зал”; предлагается молодому учителю.
Основная задача: научить(ся) самостоятельно работать с различными источниками аудиовизуальных и интерактивных средств информации, но в первую очередь с книгой.
Учащиеся в начале учебного года выбирает “настольную книгу” из предложенного учителем списка литературы, В результате коллективного, непроизвольного устно-письменного информирования в форме мини-сообщения, кроссворда, викторины, биотелетайп в 5-8 классах; докладов, сообщений, мини-рефератов (9-11 класс), учащийся прочитывает в год до 20 книг.
Спланировать урок по теме “Птицеводства” с максимальной экономии времени на всех этапах урока поможет предлагаемый пакет приемов и материалов, предоставленных на районном конкурсе “Учитель года”-1990 г.
Этапы творческой лаборатории урока
1. Умственная гимнастика (интеллектуальная разминка).
Составить 3-5 вопросов к изучаемым ранее параграфам.
Схема – стенд (кабинет читальный зал).
Конструирование вопросов производится по схеме на всех этапах урока. Например:
- Что такое порода?
- Какую цель ставит селекционер, создавая новую породу?
- Какое значение имеют домашние птицы?
- Какие условия необходимы для выращивания птиц в инкубаторе?
- Где обитали предки гусей (уток, кур, и др.)?
- Где появились первые домашние птицы?
- Какие признаки послужили причиной одомашнивания кур (гусей, уток)?
- Как изменились куры (утки, гуси) в процессе эволюции?
- Когда появились куры?
- Чем домашние куры (гуси, утки) сходны с предками?
- Какие свойства яйца используют в медицине?
- Какую функцию выполняет скорлупа?
- Какие породы уток разводят в Башкортостане (кур, гусей, уток)?
3. “Проверь себя” (самооценка).
Устный тест
Лучше запоминаются самопроверяющие или взаимопроверяющие тесты.
- Почему птиц нельзя спутать ни с одной, группой животных (перьевой покров, крылья, двуногохождение, клюв, теплокровность, размножение яйцами)
- Оуэн сказал: “Птицы – это динозавры, поднявшиеся в небо”. Как вы понимаете это выражение? (1 мин). Что общего у птиц с прямыкающимися? (Линька, сухая кожа, роговые чешуи, размножение яйцами).
- Какие приспособления к полету характерны для
птиц?
- Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом (перьевой покров, крылья, один яичник, клюв).
- Во внутреннем строении (двойное дыхание, легочные мешки, отсутствие мочевого пузыря, один яичник, размножение яйцами, быстрое пищеварение, отсутствие зубов).
- В строении скелета (челюсти без зубов, полые кости, цевка, крестец, крылья, киль, передняя конечность – в крылья).
- Что представляет собой помет птиц? (Каловые массы, моча, смесь каловых масс с водой).
- Какую роль играют птицы в защите растений? (Регулируют численность насекомых, применение химических средств, дают, экономию материальных ресурсов, сохраняют окружающую среду).
Оценка выставляется в лист контроля (поля тетради или уголок творческой тетради “Проверь себя”).
4. Конспект.
Каковы потенциальные возможности птицеводства в реализации продовольственных проблем?
5. “Проверь в природе”.
Напрасно в морозы
Петух не разбудит
Поет он на радостях
Оттепель будет …
Предсказывают довольно верно погоду своим поведением и некоторые домашние птицы. Это подтверждается соответствующими народными приметами, выдержавшими проверку временем.
Мини-исследовательская работа
Цель работы: проверить в природе и заполнить таблицу.
Приметы |
Наблюдения |
Объяснения |
Гусь лапу поднимает – к стуже, стоит на
одной ноге – к морозу. Загогочет зимой гусь – к теплу, сидит поджавши ноги – к холоду и метели. |
||
Утки и гуси голову под крыло прячут – на холод и стужу, если в мороз крыльями хлопают – к оттепелям, подолгу плещутся в пруду, ныряют, хлопают крыльями, кричать и усердно смазывают перья жиром – перед дождем. | ||
В сильный холод индюк кричит – подует теплый ветер | ||
Куры купаются в песке, хлопают крыльями, перебирают перья, ощипываются в своем пуху, кудахчут – к ненастью. | ||
Куры взлетают на самые высокие предметы в саду, сарай или под навесом – надо ждать скорого дождя. | ||
Наседка сажает цыплят под себя – к ненастью | ||
Куры не прячутся от дождя, он будет не сильным и не продолжительным. | ||
Куры, не торопясь, спокойно разгуливают по двору – ненастье грозит быть длительных, то без проливных дождей. | ||
Курицы хвостами вертят – к метели, зимой рано садятся на насест и залезают повыше – к сильным морозам. | ||
Петух вечером поет – к перемене погоды. | ||
Раннее пение петухов в сильные морозы – к теплой погоде | ||
В летнюю погоду петухи ни с того ни с чего начинают вдруг кукарекать среди белого дня (перекличку по всей деревне – будет дождь) | ||
В пасмурную дождливую погоду в начале дня неожиданно начнут петь петухи – погода разгуляется |
6. Памятка “Как уберечься от сальмонеллеза”.
Прочти и сформулируй Заповеди здоровья:
- Мыть руки перед едой (приготовлением пищи, обработки сырых продуктов, посещения туалета).
- Кухонный инвентарь, разделочные доски, мясорубку мыть с мылом и ошпаривать кипятком.
- Мясной фарш нельзя хранить – следует сразу готовить из него пищу.
- Прокипятить остатки вчерашнего обеда (подогрев опасен).
- Тщательно мыть овощи, ягоды и фрукты.
7. Правила безопасности жизнедеятельности. “Способы хранения яиц”.
- Скорлупа должна быть чистой, целой, без трещин, надсечек.
- Чистое, сухое, прохладное место при температуре 8–10оС и влажности 60-80%.
- Холодильник при 0оС и влажности 80%.
- Сухое, чистое зерно или зола (6 месяцев).
- Обработать подсолнечным маслом при температуре 120оС в течении 5 секунд.
- Вакуумная упаковка – 2 года.
8. Мини-кроссворд (закрепление основных терминов и понятий: страусы, горьковские, яйцо, гуси, пух, гуано, кряква, порода, птицефабрика, леггорн, бройлер, приметы).
- Промышленное с\х предприятие
- Народное предсказание погоды
- Птицы, очищающие поля от сорняков
- Символ жизни
- Яичная порода кур
- Предок домашних уток
- Мясной цыпленок
- Искусственно выведенная группа домашних птиц
- Самая крупная промышленная птица
- Вид домашней птицы
- Порода гусей
- Разложившийся помет морских птиц.
Критерий оценки уровней:
- отлично – авторский мини-кроссворд;
- очень хорошо – краткое определение терминов и понятий;
- хорошо – разгадать кроссворд.
9. Познай и проверь себя. Психологический тест “Перепутанные линии”.
При сортировке и укладке яиц требуется
внимание, глазомер, осторожность, точность
движений. А на уроке, при переходе через улицу?
Поупражняйся на тесте в часы досуга.
Начерти правильно, начиная с левой стороны сочетания 1–21, если с правой – цифры в сочетаниях поменяют местами 21–1.
10. Задачи (реши и предложи свои варианты).
- Продовольственная программа 1990 г. предусматривала обеспечение производства 3,4 – 3,6 млн. т. мяса птицы. Сколько понадобилось бы вырастить индеек в 1990 г. , если все птичье мясо состояло бы из одних индеек (средняя масса – 4 кг), а кур, гусей, (а в 2004 г.)?
- За один сезон утка пекинской породы дает до 150 яиц. Юннаты одной школы вырастили 125 уток. Сколько они могут получить яиц за один сезон?
- По основным видам использования все куриные породы могут быть разделены на следующие группы: 1) бойцовские, 2) яйценоские, 3) мясные, 4) общепользовательные, 5) декоративные. Приведите примеры представителей групп.
11. Мини-сообщение.
Учащимся предлагается выполнить домашнее задание в форме творческой работы. Источником информации служат статьи из газет, журналов:
- Почему Наполеон не любил курицу?
- Что снится курице?
- Как яйца курицу учат?
- И пуха, и пера?
- Что есть яйцо?
- Яйца как лекарство.
- Когда куры появились в России?
Один вопрос к прочитанному источнику информации или краткий ответ из 3–5 предложений на сформулированный учеником вопрос.
Критерий оценки уровней:
- отлично – самостоятельная постановка и формулировка ответа по тексту источника информации.
- очень хорошо – самостоятельно поставленный вопрос и тезисное изложение текста
- хорошо – тезисный ответ на поставленный вопрос
12. Биотелетайп (на всех этапах урока).
Прочитав предложенные информационные карточки (по страницам периодической печати) учащиеся лучше мотивируются на решение поставленной проблемы урока, активнее участвуют в эвристической беседе.
- Сотрудники Института лесного и с/х г. Хошимин создали и испытали экспериментальные инкубаторы, работающие на энергии Солнца. В условиях Вьетнама такой инкубатор дает большой экономический эффект.
- Американская фирма “Сиклин” нашла еще одно применение куриным перьям – для фильтров. Один грамм пера поглощает 28 г. нефти и др. загрязнителей.
- В Швеции найдено весьма эффективное применение яичной скорлупе. Экологи определили что, брошенные в воды озера Холмсё несколько тонн скорлупы, быстро очищают его.
- Ученые выяснили, домашним птицам не безразличен цвет одежды, которую носят обслуживающие их люди (“Нагеблат” журнал). Например, на кур благоприятно действует оранжевый цвет, а черный или коричневый вызывает беспокойство. Дизайнерам необходимо подумать о рабочей одежде птицеводов, сообразовываясь со вкусами питомцев.
- А японская фирма “ Сузуса Гохин” представила две модели машин производительностью 13 000 и 5 300 яиц в час. Машина проверяет качество яиц и выбраковывает испорченные.
- Английские биологи объединили клетки курицы с клетками гриба. Что будет на конечном этапе: курица с корнями или гриб с крыльями? Создание и культивирование в больших масштабах гибридных тканей позволит использовать их как корм для животных.
- Жители французской деревни с удивлением обнаружили, что их куры начали нести яйца с зелеными желтками. Оказывается в окрестностях села сильно размножились сверчки, которых с удовольствием клюют куры. А в организме сверчков содержится большое количество зеленого пигмента.
Каждый учащийся может предложить сбор информации и написать свой БТ.
13. Игровые моменты на уроках в год Петуха.
Куры дают пищу не только для желудка, но и для души.
Вот, например, как словесные звукоподражания петушиному пению звучат в разных странах:
Россия – “Ку-ка-ре-ку”;
Германия – “Ки-ке-ри-ки”;
Швеция – “Ку-ке-ли-ку”;
Италия – “Чи-ки-ри-чи”;
Франция – “Ко-ко-ри-ко”;
Польша – “Ку – ку – ри – ку”;
Болгария – “Ку-ку-ри-гу”;
Япония – “Ко-кэ-кок-ко”.
14. Заключение
Уроки по теме “Птицы” можно закончить на веселой музыкальной ноте.
Имея такой пакет-папку информации раздаточного материала на СD ROM-носителе, учитель разработает любой урок по любой посильной технологии.
В создании оптимальной организации педагогического труда учителя (подготовка урока, ведение урока) и ученика (выполнение домашнего задания) предлагаю собрать методические приемы, способствующие интеллектуальному творческому развитию. В представленной статье даны некоторые способы формирования умений в читальном зале, кабинетах биологии и предполагаемой работы в творческих тетрадях или на компьютере, навыки создания своего файла в Microsoft Word:
- читать и слушать быстро (устное тестирование);
- структурировать конспект, тест, мини-сообщения;
- устанавливать связи между понятиями и терминами (конспект урока);
- формулировать понятия (схемы);
- использовать полученные знания (всех дисциплин);
- вопросы по схеме;
- “читать” живую природу (приметы);
- оформлять визуальное чтение (фото-экскурсии, фото-выставки);
- компьютерные чтение (презентации, свой файл в Microsoft Word);
- использовать научно-популярную литературу, периодические издания (мини-реферат, биотелетайп);
В целях повышения интеллектуального и профессионального уровня учителей организовывать выездные месячные курсы повышение квалификации с последующей аттестацией по программе:
- Лекции. Современные достижения в педагогике (психологии, медицине).
- Семинары обмен опытом работы учителей.
- Встречи с общественными деятелями, представителями Министерства образования.
- Культурный досуг: посещение музеев, театров, институтов, лабораторий по профилю.
- Заочные курсы, организованные редакцией “Первое сентября” через свою газету, с выездом на очную сессию на 2 недели (лекции, семинары, обмен опытом, культурная программа).
Приложение.
Схема “Породы домашних птиц”