Тип урока: вводный урок.
Форма проведения: деловая игра “Вертушка”.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить
учащихся со средой обитания, особенностями
жизнедеятельности и строения одноклеточные
водорослей как низших растений.
Развивающие: совершенствовать
умения работать с текстом учебника, рисунками,
микроскопом, развивать логическое мышление,
коммуникативные способности.
Воспитательная: воспитывать
чувства ответственности коллективизма.
Оборудование:
- таблица “Многообразие живых организмов”;
- рельефная таблица “Хламидомонада”;
- столы А, Б, В, Г, Д;
- маршрутные листы учащихся;
- проектные задания на игру;
- микроскопы;
- живая культура водорослей;
- слайды, компьютер, электронный учебник “Биология-репетитор”;
- видеопроектор.
ПЛАН УРОКА
1. Оргмомент (Приложение 1. Слайд 1).
Учащиеся получают маршрутные листы (Приложение 2)
2. Вводное слово учителя:
- постановка целей и задач урока;
- беседа по вопросам.
1) Какие царства живых организмов выделяют на
Земле?
2) Какие царства мы изучили?
3. Изучение нового материала.
Деловая игра
1 тур (Приложение 1. Слайд № 2, 3).
1) Задание раздается ученикам на каждый стол
Карточка № 1
1. Прочитайте § 12 на стр. 54 – 55 (до одноклеточных
водорослей).
2. Устно ответьте на вопросы:
– Где обитают водоросли?
– Почему водоросли относятся к низшим растениям?
– На какие 2 группы водоросли делятся?
3. Составьте схему в тетради:
2) Многообразие одноклеточных водорослей.
Сообщение учащихся:
– Плеврококк
– Хлорелла
– “Кровь на снегу”
2 тур – переход учащихся по маршрутным листам (Приложение 1. Слайд № 6, 7).
ЗАДАНИЕ
Карточка № 2
1. Прочитайте текст статьи “Одноклеточные
водоросли” стр. 55 – 56.
2. Рассмотрите рис. 35 в учебнике, найдите ответы на
вопросы:
1) Что вызывает “цветение воды”?
2) Как найти передний отдел клетки хламидомонады?
3) Какую роль играют оболочка и жгутики?
4) Чем объясняется зеленая окраска водоросли?
5) Что такое хроматофор?
6) * Какое значение по вашему мнению имеет красный “глазок”?
3. Вспомните правила работы с микроскопом (стр. 16
учебника).
4. Рассмотрите микропрепарат хламидомонады,
найдите в клетке водоросли: оболочку, цитоплазму,
ядро, хроматофор.
5. В печатной тетради выполните задание 39 на стр.
18. Сделайте вывод: почему хламидомонада
относится к одноклеточным зеленым растениям?
- Лабораторная работа по инструктивной
карточке.
- Работа по выполнению задания 39 стр. 18 (в печатной
тетради).
- Подведение итогов 2 тура (Приложение
1. Слайд № 7).
3 тур.
Размножение хламидомонады (Приложение 1. Слайд № 8, Эл. учебник со звуковым сопровождением).
Беседа по вопросам:
1) Какими способами размножается хламидомонада? (Приложение 1. Слайд 9)
2) При каких условиях хламидомонада размножается половым и бесполым путем?
3) Какое значение имеют 2 способа размножения в жизни водоросли?
Проверочная работа с использованием перфокарт (Приложение 1. Слайд № 10).
Подведение итогов урока, оценивание учащихся, вывод.