Профессиональный лицей № 19 г.
Барнаула Алтайского края является учреждением
начального профессионального образования,
создан с целью подготовки работников
квалифицированного труда (рабочих и служащих) по
основным направлениям общественно-полезной
деятельности, согласно перечню профессий
начального профессионального образования,
утвержденному Правительством Российской
Федерации.
В лицее готовят специалистов по
профессиям “Портной-закройщик”, “Парикмахер”,
“Радиомеханик”, “Архивариус”, “Социальный
работник”. На первые две осуществляется набор
учащихся на базе основного общего образования.
Отличительной особенностью лицея, как
учреждения начального профессионального
образования, является то, что в нем учащиеся,
пришедшие на базе основной школы, то есть после
9-го класса, получают одновременно среднее
образование и начальное профессиональное. Это
накладывает определенные требования и формирует
особые, специфические условия обучения, такие
как: большая продолжительность учебного дня,
чередование дней теории и практики и различное
отношение учащихся к предметам специального и
общеобразовательного циклов.
Я работаю в лицее уже 8 лет в должности
преподавателя. Благодаря диплому, в котором
значится: “Биолог, преподаватель биологии и
химии”, могу вести и веду оба предмета, но в
специфическом образовательном пространстве
лицея большее внимание традиционно уделяется
химии. Это проявляется и в большем, чем по
биологии количестве учебных часов, и в
особенностях учебного плана, по которому химию
учащиеся изучают на I и II курсах, а биологию на
III-м, когда основной упор делается на специальные
дисциплины и производственную практику.
Химия имеет большое значение в
общеобразовательной и профессиональной
подготовке учащихся. В процессе учебы, они
знакомятся с большим количеством веществ,
которые являются либо объектами
профессиональной деятельности в их будущей
работе, либо исходными материалами для получения
той продукции, которую они производят в процессе
труда. В связи с этим учащимся необходимо знать
строение веществ, уметь выявлять зависимость
между строением и свойствами, структурой и
реакционной способностью веществ.
Особенно тесно связана с профессиями
портной-закройщик и парикмахер органическая
химия. Специфическими объектами труда этих
специалистов часто являются материалы, которые
представляют собой либо природные, либо
синтетические органические полимерные
соединения.
Поэтому преподавание химии в лицее
осуществляется в тесной связи с профессией,
интегрировано с курсами материаловедения и
технологии.
По профессиям “Портной-закройщик” и
“Парикмахер” в лицее обучаются в основном
девушки на базе основного общего образования с
невысоким уровнем знаний на момент поступления.
Общеизвестно, что зачастую к нам идут учиться те,
кто не способен (по причине слабой школьной
подготовки) поступить в техникумы и Вузы, либо
подростки, отличающиеся девиантным поведением,
от которых избавилась школа, а иногда и родители.
Речь идет о детях, приезжающих учиться за сотни
километров из деревень и районных центров.
Некоторые из них по полгода не бывают дома, имея
единственным средством к существованию
маленькую стипендию и бесплатный лицейский обед.
Хотя, сегодня в наших стенах оказывается и весьма
талантливая молодёжь, не имеющая материальных
доходов на получение “затратного”, высшего и
среднеспециального образования. Однако в целом
интеллектуальный и мотивационный уровень
учащихся оставляет желать лучшего. Добавим сюда
еще и неизбежный стресс первых месяцев,
вызванный необходимостью адаптации в новом
коллективе и месте жительства (общежитии).
Отношение же к химии нужно выделять
отдельной строкой. Предмет этот представляет для
наших учащихся особую сложность. И дело даже не в
том, что уровень их знаний на момент поступления
низкий. Об этом свидетельствуют результаты
входного контрольного среза. У них, зачастую
сформировано мнение, что это такая сложная наука,
что им ее не одолеть никогда. Этот, в некотором
роде, психологический комплекс очень стойкий,
свидетельствует о заниженной самооценке и с
большим трудом поддается коррекции. Встречаются
также отдельные случаи, когда химия в школе не
преподавалась совсем или преподавалась учителем
физики или математики. Лабораторного практикума
не было.
С другой стороны, учащиеся слабо
заинтересованы предметом. Их вечный вопрос: “А
зачем мне нужна химия? Я сюда пришла учиться шить
(стричь), а не ваши формулы учить”. Не вызывает
сомнений правильность утверждения, что в наш
лицей дети пришли получать профессию и основной
упор делают на предметы специального цикла. Тем
не менее общеобразовательный компонент должен
быть реализован полностью.
Эти две взаимосвязанные проблемы:
низкое качество знаний и отсутствие мотивации, в
значительной степени, решаются за счет
профилированного преподавания.
Простая логика подсказывает, что
учащиеся будут заинтересованы в изучении химии,
признают необходимость ее изучения, поймут
актуальность, если теснейшим образом связывать
предмет с профессией. Ведь стать хорошим
специалистом – это их главная цель. Можно будет
добиться глубоких знаний по химии и
способствовать реализации основной цели лицея:
подготовки работников квалифицированного труда.
Поэтому “Профилированное
преподавание химии” - это тема моей личной
методической работы.
Целью работы является создание
профилированного курса химии для учащихся,
обучающихся по профессиям “Портной-закройщик”
и “Парикмахер” на базе основного (общего)
образования.
Основные задачи: добиться
заинтересованности со стороны учащихся,
повысить качество знаний, сформировать
адекватное отношение к предмету как к сложному,
но вполне доступному для понимания, интересному
и необходимому для качественного овладения
профессией.
Конечно, различные темы курса
органической химии имеют неодинаковые
возможности в осуществлении профессиональной
направленности. Такие темы, где профессиональная
направленность реализуется наиболее интенсивно,
называются профилирующими.
Профилирующими темами при изучении
органической химии для учащихся, обучающихся по
профессии “Портной-закройщик” я делаю темы,
связанные с изучением волокон и красителей; для
учащихся, обучающихся по специальности
“Парикмахер” - темы, связанные с изучением
сложных эфиров, моющих средств, пластмасс.
В основе преподавания предмета лежит
профилированная рабочая учебная программа. Она
составлена мной в соответствии с
Государственным образовательным стандартом
уровня А, базисным учебным планом, и включает в
себя обязательный минимум содержания для
средней (полной) общеобразовательной школы.
В то же время, реализуя профильный
компонент, я не забываю о том, что задачи обучения
химии в средней (полной) школе - это формирование
знаний основ науки – важнейших фактов, понятий,
законов и теорий, языка науки, доступных
обобщений мировоззренческого характера,
развитие умений наблюдать и объяснять
химические явления, соблюдать правила техники
безопасности при работе с веществами в
химической лаборатории и в повседневной жизни,
развитие интеллектуальных способностей и
гуманистических качеств личности, формирование
экологического мышления, убежденности в
необходимости охраны окружающей среды.
Системообразующими идеями содержания
курса химии я постаралась оставить идеи
материального единства вещества и природы,
обусловленности свойств веществ их составом и
строением, а применение веществ - их свойствами,
познаваемости сущности химических превращений с
помощью научных методов.
И последнее, на современном этапе
развития общества возникла настоятельная
потребность в выработке основ правильного
экологического сознания и элементов правильного
поведения конкретной личности в среде обитания.
Особую значимость это приобретает в системе НПО,
так как выпускники лицея не владеющие основами
знаний по проблемам экологии и природоохранной
деятельности, реализуя профессиональную
деятельность, могут нанести ущерб природе.
Поэтому, помимо того, что диффузно, на протяжении
всего курса изучается раздел “Химия и экология”
в профильном блоке особое внимание я уделяю
темам, соответственно, “Экологические проблемы
производства и отделки химических тканей”,
“Воздействие парфюмерно-косметической
промышленности на окружающую среду”, “Влияние
сферы обслуживания на окружающую среду”.
Рассмотреть эти вопросы достаточно глубоко мне
помогает мое биологическое образование.
Взаимосвязь профессии с экологией – тема
внеклассных мероприятий, ролевых игр и шоу,
которые я провожу во время ежегодных декадников
по общеобразовательным и общетеоретическим
дисциплинам. Эти декадники мы проводим в лицее с
целью повышения интереса учащихся к изучаемым
предметам. Я стараюсь и здесь сделать это через
связь с профессией, уже с воспитательными целями.
Вашему вниманию я предлагаю
разработку внеклассного мероприятия на тему
“Воздействие сфер легкой промышленности и
бытового обслуживания на окружающую среду”.
Мероприятие проводится в довольно популярной на
сегодняшний день форме ток-шоу и позволяет
проявить себя не только тем учащимся, которые
специально готовились, но и всем зрителям. По
времени оно занимает один стандартный урок – 40
минут. Содержит информацию о проблемах региона,
не перенасыщено химической терминологией и
формулами. В мероприятии интегрируются
общеобразовательные предметы химия и биология с
предметом специального цикла –
материаловедение.
Ведущий: Уважаемые друзья, тема сегодняшнего
ток-шоу – “Экологичность моей профессии”. Все
вы знаете, что влияние человека на гидросферу,
литосферу, атмосферу и биосферу, т. е живую
оболочку Земли, в настоящее время огромно.
Интенсивная эксплуатация природных ресурсов
шестью с лишним миллиардами землян привела к
тому, что в биосфере начались необратимые
изменения, которые могут привести к
экологическому кризису.
Главным образом, ущерб окружающей
среде наносит хозяйственная деятельность
человека. Давайте попробуем определить круг
современных экологических проблем и их причины.
Ответы из зала. Бывают довольно непредсказуемы, но в общих чертах заключаются в повторении проблем из соответствующего параграфа учебника.
Ведущий: Вы назвали глобальные проблемы и серьезные причины. Теперь скажите, как вы думаете, отрасли промышленности, в которых будете работать вы, наносят ущерб окружающей среде?
Ответы из зала. Многие говорят “Нет или не знаю”. Некоторые “наверное, да”. Называют шум, вибрации, запыленность.
Ведущий: Сегодня мы обсудим влияние сфер
легкой промышленности и бытового обслуживания
на биосферу. Нам помогут разобраться в этой
проблеме эксперты:
Экономист, специалист-текстильщик,
химик, эколог, владелец парикмахерской
(мастер-универсал), владелец швейного ателье
(портной-закройщик).
Ведущий: Итак, уважаемые эксперты, кто начнет?
Эколог: Разрешите, мне. Вы совершенно верно обрисовали экологическую ситуацию, я хотел(а) бы уточнить, что наиболее сильно страдает окружающая среда в городах. Существует даже раздел экологии, который так и называется “Экология городской среды”. Конечно, основными загрязнителями городской среды являются промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс и автомобильный транспорт, но нельзя забывать и о доле сферы бытового обслуживания.
Владелец парикмахерской (мастер-универсал): Давайте говорить конкретно, каким образом мой салон загрязняет природу? У меня все в соответствии с требованиями СанПиНов, СЭС постоянно проверяет. Мусора мы выбрасываем не больше, чем жители соседнего дома, в воздух ничего не выделяем, отработанные препараты сливаем в канализацию. На конкретном участке города вреда от нас нет. Наоборот, я считаю, что мы улучшаем городскую экологию: завезли грунт, посадили кусты, клумбы разбили около салона.
Владелец швейного ателье (портной-закройщик): А у нас всего и отходов, что обрезки тканей. Конечно в зале правильно говорили про шумовой фон, пыль, повышение температуры, но это неизбежно, а если работники соблюдают технику безопасности, то вред для окружающей среды и здоровья человека сводиться к минимуму.
Ведущий: Кто продолжит дискуссию? Пожалуйста, экономист.
Экономист: Я согласен(на), что отдельно взятая парикмахерская или ателье сколько-нибудь заметно на экологию не повлияют, но не забывайте о количестве этих предприятий. Вот некоторые цифры: если все количество бытовых услуг, оказанных населению Алтайского края в 2002 принять за 100%, услуги по пошиву и ремонту одежды составили 27.7%, а услуги парикмахерских 8.6%.
Для сравнения: ремонт и пошив обуви - 2.4%, ремонт автотранспорта – 17.7%. Таким образом, если посчитать все тканевые обрезки, выброшенные на свалку или отработанный осветлитель для волос, вылитый в канализацию, а затем в Обь, получатся значительные цифры. В Москве, например, ежегодно обстригают 8 млн. тонн человеческих волос, их сжигают на специальном заводе “Эколог”. У нас же подобных заводов нет, и статистики такой тоже нет.
Химик: Позвольте, я попытаюсь внести ясность.
Конечно, прямой вред даже от 100 парикмахерских не
сравнится с одномоментным сбросом сточных вод
какого-либо металлургического завода. Так это
прямой! Гораздо более серьезную проблему
представляет косвенное, т.е. непрямое
воздействие этих отраслей. Я поясню. Давно в
прошлом те времена, когда волосы красили только
хной, мыли золой, смазывали кожу маслами и
румянили щеки свеклой.
В современном мире существует
мощнейшая индустрия по производству
парфюмерно-косметической продукции, средств по
окрашиванию волос, уходу за ними и т. д. На 99% она
представлена предприятиями химической
промышленности. Все чем пользуется
мастер-парикмахер и маникюрша – синтетика,
причем очень качественная, устойчивая к
воздействиям окружающей среды и производимая из
такого сырья, которое в чистом виде является
ядом. Кислоты, соли, основания, синтетические
жиры, сложные эфиры, альдегиды, спирты, ПАВ и т. д.
Это далеко не полный перечень. Я не буду
конкретизировать и рисовать сложные химические
формулы, скажу только, что технологии
производства также антиэкологичны как и сырье.
Эта промышленность представляет собой серьезный
источник загрязнения среды.
Эколог: Например, шампунь, содержащий ПАВ, не разрушается естественным биологическим путем. Попадая со сточными водами в реку, его остатки способствуют образованию пены и разрушению кислорода в воде. Содержание его в 1л в количестве 1мг вызывает тяжелейшее отравление у рыб. Его можно разложить искусственным путем, скажете вы, но продукты разложения тоже будут токсичны.
Ведущий: Однажды, будучи в составе
гидрологической экспедиции в Горном Алтае, на
красивейшем Телецком озере я наблюдал такую
картину: вода в устье реки Чили приобрела белую
окраску, стала мутной и разводы потянулись в
озеро. Экологи, поднявшись вверх по течению,
обнаружили, что это туристы-дикари устроили
самодельный душ.
Другой пример: на реке Катунь стоит
огромный лагерь фестиваля бардовской песни. На
берегу женщина моет посуду средством “Фейри”,
ополаскивает прямо в реке. На справедливое
возмущение экологов и туристы, и женщина
отвечают: “А что, да оно до Барнаула
(Новосибирска) уже разложится”. В глазах
откровенное недоумение!
Эколог: Нет. Ни до Барнаула, ни до
Новосибирска, ни до Обской губы, ни до Карского
моря не разложится. В Северном ледовитом океане
можно будет обнаружить этот шампунь и “Фейри”.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой экологической
безграмотности населения. Конечно,
профессионал–парикмахер не имеет права на
подобную безграмотность.
Кто был в Благовещенском районе, знает,
что недалеко от поселка “Степное озеро”
расположен крупный химический завод, как раз
производящий средства бытовой химии. Несмотря на
принимаемые меры, он загрязняет воздух, почвы и
воду на много километров вокруг, хотя среда там и
без того отравлена естественными отложениями
солей.
Химик: Но это еще не все. Упаковки для
продукции, расчески, фены и т. д. Все это сделано
из пластмасс разных типов. Все пластмассы или
являются синтетическими полимерными
соединениями или содержат их. Химия полимеров,
безусловно, величайшее достижение человечества
XX века и столь же величайшее бедствие для
природы.
Теперь давайте поговорим о
современных тканях. 100%-ные натуральные
шерстяные, хлопковые, льняные и шелковые ткани
сейчас не используются, не так ли? Искусственные
и, тем более, синтетические волокна прочнее,
красивее, удобнее. Вот перечень некоторых
веществ, используемых в их производстве: азотная
кислота, гидросульфат кальция, сероуглерод,
аммиак, уксусная кислота и уксусный ангидрид –
это в производстве искусственных волокон. Для
получения нейлона используют адипиновую кислоту
и гексаметилендиамин, которые получают из
фенола. Капрон делают из аминокапроновой
кислоты, хлорин - из полихлорвинила, лавсан – из
терефталевой кислоты и этиленгликоля. Все это –
вещества ядовитые, в природе не существующие,
полученные на химических заводах.
Несовершенство технологий, недостаточное
количество и низкое качество обеззараживающих
устройств, аварии, халатность и экологическая
безграмотность персонала приводят к тому, что в
окружающую среду выбрасываются тысячи тонн
твердых, жидких и газообразных ядовитых веществ.
Не слишком ли дорогая цена за модное платье и
изысканную прическу?
Ведущий: Получить синтетический полимер – это половина дела, его нужно превратить в ткань. Это задача текстильной промышленности. Есть ли здесь угроза окружающей среде? Прошу высказаться специалиста-текстильщика.
Специалист-текстильщик: В текстильной
промышленности перерабатываются волокнистые
материалы – хлопок, лен, шерсть, искусственные и
синтетические волокна. Их прядут, ткут,
окрашивают и т. д. Эти процессы сопровождаются
образованием большого количества пыли, состав
которой зависит от исходного сырья. Кроме пыли в
атмосферу попадают продукты термического
разрушения волокон, состав которых зависит от
исходного сырья. В отбельных, граверных,
печатных, красильных цехах атмосфера кроме пыли
загрязняется вредными газообразными веществами
или парами легколетучих соединений. Это пары и
аэрозоли красителей, оксиды азота, серы, серы,
хрома, хлороводород, аммиак, формальдегид, пары
серной и уксусной кислот. Эти вещества входят и в
состав сточных вод. Воды загрязнены также
замасливателями, применяемыми для уменьшения
электризации волокон.
Кроме этих загрязнителей текстильное
производство является источником шумовых,
вибрационных загрязнений и электромагнитных
излучений, выделяющихся при работе
производственного оборудования.
Ведущий: Итак, мы убедились, что и швейная мастерская, и парикмахерский салон наносят вред окружающей среде прямо или косвенно. Кто-либо еще хочет высказаться по тому вопросу?
Высказывание из зала. Как правило, учащиеся говорят, что раньше даже не задумывались об этой проблеме сидя за швейной машиной или стоя за парикмахерским креслом. Некоторые даже не предполагали о таком глобальном воздействии на окружающую среду. Что теперь будут вспоминать об этом при использовании средств для волос или выбрасывая обрезки тканей. И т. д.
Ведущий: Как же предотвратить это губительное воздействие?
Эколог: ну, совсем предотвратить вряд ли
возможно, разве совсем закрыв; однако, чтобы
уменьшить ущерб, наносимый предприятиями легкой
промышленности окружающей среде, необходимо
соблюдать следующие принципы: (желательно
представить принципы наглядно, с помощью ТСО:
лазерный проектор, кодоскоп, если их нет, то
таблица или список на доске)
Для сферы бытового обслуживания, в
том числе парикмахерских, основой охраны природы
является очистка сточных вод и удаление твердых
бытовых отходов. Сточные воды должны собираться
в коллекторы, отстойник и подвергаться очистке
механическими, физико-химическими и
биологическими методами. Простое разбавление
таких вод нельзя считать природоохранным
мероприятием, так как это не освобождает
природную среду от загрязнителей.
Твердые отходы (волосы и др.)
необходимо собирать, сортировать, утилизировать
или сжигать в специальных печах, улавливая и
утилизируя дым.
Ведущий: Какие из этих принципов может соблюдать каждый из вас – будущих специалистов? Конечно, принцип № 1. А сегодняшний наш разговор – вклад в соблюдение принципа № 5. Я благодарю наших уважаемых экспертов и всех принявших участие в обсуждении такой непростой проблемы, как “Воздействие сфер легкой промышленности и бытового обслуживания на окружающую среду”.
Литература:
- Алтайский край в цифрах. 1998-2002г: Стат. сб./ Алтайский краевой комитет государственной статистики. – Б. 2003. - 268 с.
- Буцкус П. Ф. Книга для чтения по органической химии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.- 256 с.
- Владимиров С. В. “Что мы натворили” Ролевая игра из цикла “Устойчивое развитие” // Биология в школе. - №3 2003
- Мальцева Е. П. Материаловедение швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 240 с.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. Образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”; Образовательно-издательский центр “Академия”, 2002. – 384 с.
- Хомич В. А. Экология городской среды: Учеб. Пособие для вузов. Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. – 268 с.