Биология
-
Сердце и условия его работоспособности 2005
Предлагаемый урок по изучению строения и работы сердечно-сосудистой системы проведен в 9-м классе с использованием таблиц, видеофильмов и макетов сердца и сосудов. Данная форма урока позволяет выяснить степень усвоения учащимися нового материала, позволяет воспитать сознательное отношение к собственному здоровью.
-
Тематическое планирование учебного материала по биологии в 6-м классе для программы первого варианта УМК 2005
В курсе биологии 6-го класса (автор Н.И. Сонин) сначала изучаются вопросы строения организмов и только потом процессы жизнедеятельности, что противоречит функциональному подходу. Предлагаемое планирования решает эту проблему, рассматривая функционирование организмов на разных уровнях организации (клеточном, тканево-органном) и подводя учащихся к выводам о единстве структуры и функции в живых системах, клетке как единице живого.
-
История представлений о возникновении жизни на Земле 2005
На уроке используются такие формы работы как групповая и парная. Использование работы в группах и парах позволяет лучше усваивать материал урока.
-
Роль здоровьесберегающих технологий в процессе формирования навыков здорового образа жизни у школьников 2005
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В настоящее время существует множество методик направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния учащихся непосредственно во время учебных занятий. Хочется привести некоторые из них, а также поделиться эффективностью использования данных упражнений и комплексов на уроках.
-
Тема урока: "Строение и работа сердца" 2005
В разработке урока представлена план-карта, предлагаемая учащимся для работы по теме "Строение и работа сердца". Использование элементов программированного обучения позволяет активизировать учебную деятельность школьников, придать ей большую самостоятельность и творческий характер, развивает навыки самооценки и работы в группе. В разделе "Информация для учителя" предлагается дополнительный материал по теме: интересные факты, биологические задачи.
-
Игровые минутки на уроках зоологии в 8-м классе 2005
Иногда уроки биологии выпадают на такие дни, учиться в которые детям совсем не хочется. Это дни перед праздниками или последние дни в четверти. В этом случае можно провести с ребятами игры - викторины. Например, по типу игры "Кто хочет стать миллионером?" для такой игры хорошо, когда вопросы заранее поделены на легкие и трудные. Предлагаю вашему вниманию вопросы для игры "Хочешь 5 по биологии?"
-
Интегрированный урок по географии, биологии, экологии в 7-м классе. Тема: "КОАПП в Северной Америке" 2005
Урок знакомит с национальными парками Северной Америки, экологическими проблемами, природоохранной деятельностью. Работая в группах, ребята не только путешествуют по паркам, выдают патенты на приспособления и охранные грамоты, но и решают экологические задачи, участвуя в интеллектуальном конкурсе. Урок может быть заключительным при изучении природы материка. Экологические задачи можно использовать во внеклассной работе при проведении предметной недели.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии 2005
В статье рассматриваются основные аспекты технологии критического мышления как одного из направлений личностно-ориентированного обучения, представлен план-конспект урока по теме "Птицы" с вариантами синквейнов учащихся.
-
Интегрированный урок по химии и биологии по теме: "Ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете" 2005
Представлены конспект интегрированного урока по теме: вода.
-
Использование пластических материалов на контрольно-обобщающих уроках по биологии 2005
В основе выбора данной формы урока лежит понимание того, что при большом потоке новой информации психика детей постепенно адаптируется к учебному процессу и понимание новых терминов вызывает затруднения. Учащиеся стараются не очень вникать в смысл слов, поверхностно запоминая термин. Иногда необходимо остановиться и направить учеников на детальное понимание терминов. Для этого можно использовать пластилин. С помощью пластилина можно изобразить любую мысль и понятие. Во время занятия происходит детализация и глубокое понимание термина.
-
Программно-методическое сопровождение курса по выбору. 9-й класс. Тема: "Внутренний мир растений" 2005
Данный курс поможет учащимся овладеть более глубокими знаниями о внутреннем строении растений, использовать эти знания при выборе профиля в старших классах.
-
Бизнес-урок "Эти удивительные животные". Прощание с зоологией 2005
Урок завершает изучение курса Зоологии; особенно интересно проводить его в математических, экономических классах. Такой урок помогает формировать активность, самостоятельность, интерес к предмету.
-
Конспект урока по теме: "Пищеварительная система птиц". 7-й класс 2005
Данный урок является одним из примеров использования интерактивной методики обучения биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о питании и строении пищеварительной системы, самостоятельно проявив поисковые способности и получить дополнительные сведения о многообразии птиц. Работу можно проводить как в малых группах, так и индивидуально, поскольку часть информации можно брать из учебника, а так же раздать каждому индивидуальную технологическую карту.
-
Урок биологии с элементами интеграции "Растительный мир тундры" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с основными цветковыми растениями Таймырской тундры; выявить черты приспособленности растений к условиям обитания; формировать чувство бережного отношения к растениям родного края, умение видеть и ценить прекрасное в природе.
-
Проведение развивающих занятий для микрогруппы в ходе изучения школьного курса биологии. Урок "Общие закономерности эволюции" 2005
Интеллектуальное развитие человека наиболее эффективно происходит в случае индивидуального подхода к процессу обучения. Наилучший вариант для этого - проведение занятий в малых группах. Представлена разработка урока для такой формы обучения.
-
Лабораторный практикум "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов" 2005
В лабараторном практикуме "Определение суточного питания по энергетической ценности пищевых продуктов" учащиеся определяют свой суточный рацион питания, считая калорийность пищевых продуктов. В конце практикума учащиеся должны сравнить полученную сумму калорийности пищевого рациона с данными таблицы и сделать вывод: правильно ли составлен их суточный рацион и сделать отчетное задание.
-
Методические рекомендации к практическим занятиям по возрастной анатомии, физиологии, гигиене для педагогических училищ 2005
Основная цель этих занятий - формирование у будущих учителей умений и навыков эффективной организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, создания оптимальных условий внешней среды для учебного процесса, грамотной организации досуга, сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности.
-
Урок-семинар по теме: "Генетика человека" 2005
На уроке-семинаре обязательна коллективная работа всех учащихся класса. Часть их выступает с сообщениями, другие принимают участие в их материала, делают дополнения, анализируют выступления одноклассников. Часть школьников принимает участие в дискуссии, в беседе, в обсуждении подготовленных к семинару схем, графиков, таблиц. Те из учащихся, которые не успели выступить на семинаре, сдают учителю тетрадь с выполненной письменной работой. Форма работы на уроке - групповая. Семинар - форма повышения познавательной активности учащихся и ответственности их в овладении знаниями. Поэтому целесообразно использовать эту форму в старших классах. Урок-семинар требует тщательной предварительной подготовки.
-
Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрительного анализатора 2005
Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Растущему детскому организму необходимо движение. При поступлении в школу у большинства детей происходит снижение двигательной активности, а зрительная нагрузка на глаза возрастает, которые еще недостаточно приспособлены к такой работе. Поэтому дети, имеющие нарушения зрительного анализатора, при поступлении в школу должны пройти медицинский осмотр у глазного врача и получить рекомендации по зрительному режиму. В школе такие дети также находятся на специальном контроле у учителей-предметников и учителей физической культуры. В сборнике рекомендаций нами рассматриваются различные способы по профилактике зрительных нарушений у детей и школьников.
-
Интеллектуальная игра "Биоэрудит" для 7–8-х классов 2005
Интеллектуальная игра разработана на основе полученных знаний семиклассниками на уроках зоологии. Она может быть использована для привлечения интереса к изучению животных, на внеклассных мероприятиях по биологии, а также на предметных декадах или в кружковой работе.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Внешнее строение листа" с использованием технологии СДО 2005
Данный урок ставит своей задачей познакомить учащихся с внешним строением листа через практическую работу с естественным материалом. На уроке используются элементы способа диалектического обучения (СДО): ведение сборника понятий, составление вопросов-понятия и формулирование вопросов-суждения.
-
Есть в травах и цветах целительная сила… 2005
С помощью урока достигается заинтересованность учащихся в познании родного края. При подготовке материала дети использовали литературу о родном крае, при сборе гербарного материала учились определять растения, работать с ним. Знакомились с историческими фактами и практическим использованием лекарственных растений на примере сборов и чаев. Через групповую работу воспитывается умение работать коллективно.
-
Урок "Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК" 2005
Вопросы биохимии - это трудные темы в курсе общей биологии, а для учеников 9-х классов они часто вообще непонятны. На уроке "Строение нуклеиновых кислот. Сравнительная характеристика ДНК и РНК", я использую разные формы работы для того, чтобы ученики с разным уровнем подготовки могли комфортно чувствовать себя и, выходя с урока, испытывали эмоциональный подъем от решенной трудной задачи.
-
Урок-презентация "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение" 2005
В работе представлена методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение". Тип урока: урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
-
Внеклассная работа по биологии. Устный журнал "Береги здоровье смолоду!" 2005
Целью занятий является: сформировать знания о строении и функционировании организма человека; научить выполнять профилактические упражнения для глаз и позвоночника; развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор; воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью.
-
Тема открытого урока: "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс 2005
В теме урока «Органы цветковых растений. Корень» поставлены цели: познакомить и изучить основные понятия и признаки строения органа растения - корень; его функции и значение в жизни растений; научить учащихся работать с учебником, таблицей, рисунками, определять на гербариях корневые системы, самостоятельно работать по вопросам и с рабочей тетрадью, делать выводы.
-
Урок биологии по теме: "Патриоты отечественной науки". 9 класс 2005
Изучение предмета биологии невозможно без знаний жизни и деятельности отечественных ученых. Предлагается один из уроков в системе работы учителя по данной теме. Цель этого урока – изучение вклада отдельных ученых XIX–XX века в отечественную науку, воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.
-
Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность" 2005
"Нам друг от друга нужно так немного-щепотку нежности да горсточку тепла…" (Г.Георгиев). Этот урок построен по технологии Штейнберга В Э., с этой целью моделировали и конструировали логико-смысловую модель ( ЛСМ ) по теме урока, путем заполнения 8-и координат по понятийно-смысловым вопросам. Учащиеся проводили химические эксперименты в 4-х исследовательских лабораториях по заданному алгоритму. Затем они анализировали результаты работ и самостоятельно делали выводы. Урок имеет глобальное воспитывающее значение, как в воспитании здорового образа жизни, в борьбе и профилактики СПИДа, так и в формировании толерантности как общественной потребности. А также урок способствовал духовному обогащению учащихся и формированию патриотических чувств, как к России, так и к нашей малой Родине - Башкортостан. Такие уроки воспитывают у выпускников целеустремленность, настойчивость на примере выходцев из России, Республики Башкортостан и других стран, внесших большой вклад в развитие мировой культуры, искусства и науки.
-
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы". Устный журнал "В мире птиц" 2005
Разработка урока обобщения изученного материала в форме устного журнала, в ходе которого выявляются пути осуществления связи обучения с жизнью, показывается жизненное значение знаний, полученных на уроках, наблюдается связь знаний с личным опытом учащихся.
-
Лекция на родительском собрании "Семья – здоровый образ жизни" 2005
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Цель данного родительского собрания - просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни.