Цели.
- Познакомить с видами расположения листьев на стебле, по отношению к солнцу, с видами жилкования, как третьим признаком принадлежности растений к классу однодольных или двудольных цветковых растений.
- Научить определять вид листорасположения, тип жилкования, принадлежность растений к классу по определенным признакам и наоборот.
- Познакомить с правилами поведения на педагогической мастерской и учить соблюдать их.
Оборудование: раздаточный материал: гербарные экземпляры растений, наборы типов листьев. Таблицы, иллюстрации, комнатные растения.
План урока.
1. Знакомство с правилами поведения на
мастерской.
2. Определение видов расположения листьев на
стебле разных растений.
3. Выявить особенности расположения листьев в
"листовой мозаике".
4. Определение типов жилкования листа.
5. формирование навыков определения признаков
цветковых растений классов одно - и двудольных.
6. Рефлексия по правилам поведения на мастерской.
ХОД УРОКА
Рассадить. 5 разноцветных кружочков разрезать на 5 частей, раздать. Собравшие одноцветный кружок, садятся за стол вместе.
Знакомство с правилами поведения на мастерской (отпечатанные тексты на столах учащихся).
- Без правила доверия жить нельзя на этом уроке.
- Никому ничего ни о ком не рассказывать.
- Не перебивать, не критиковать, не подсказывать, не исправлять.
- Учиться слушать и слышать.
Индуктор – побудитель мысли.
- На доске гербарные экземпляры растений с очередным, супротивным, мутовчатым листорасположением.
- На столе учителя комнатные растения с таким же листорасположением.
- На столах учащихся, как и на доске.
Предлагаю посмотреть образцы на доске, на столе учителя, и на своих. Обсудить 3–4 минуты. И предложить, какие возникли ассоциации. Высказывания записываю на доске. Что уже знаем? Методом исключения подходим к теме.
Пишу на доске: Листорасположение.
Каждый учащийся на отдельном листочке рисует каждый вид листорасположения. Прошу подумать над названиями. Посмотрите на образцы на доске и на свои рисунки, развесьте свои рисунки под похожими на доске. Сели. По одному человеку выбирают от стола, они пишут названия под группами схожих листорасположений на доске.
Вывешиваю таблицу с листорасположением и правильными названиями. Смотрят как правильно. Определяют листорасположение у растений на ученических столах. Идет рефлексия.
Даю на столы учеников иллюстрации “Листовая мозаика”, на доске таблица с листовой мозаикой и подписью, название открыто. Обсуждаем в группах: какое это листорасположение, что означает слово “мозаика”.
РАЗРЫВ – ЭТО ПАРОДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ.
Высказывания пишу на доске.
Открываю на доске 3 записи:
- “листовая мозаика” – новое расположение листьев на стебле.
- расположение листьев по отношению к свету.
- любое расположение листьев на стебле.
Находим истину, обсудив в группах 2–3 минуты.
- На доске вывешены листья с сетчатым, дуговым и линейным жилкованием листа. На столах учащихся то же. Обсудили в группах, о чем идет речь. Предложения пишем на доске. Методом исключения (что уже изучили) подошли к теме: “Жилкование” (Пишу на доске). Придумали названия для типов жилкования, обсудили в группе. По одному из группы вышли и подписали образцы на доске. Вывешиваю под образцами правильные названия. Прошу собрать листья с сетчатым жилкованием и отдельно с дуговым или параллельным. Подарите от стола к столу по кругу листья с сетчатым жилкованием, посмотрите: нет ли ошибки (промолчите). Подарите с дуговым.
- На столах учащихся:
Идет рефлексия. Тихонько спрашивают друг у друга: “Не было ли у них ошибки?”.
- Гербарии, иллюстрации одно- и двудольных классов растений.
- Иллюстрации строения семян одно- и двудольных растений, типов корневых систем.
- Оставлены листья с разным жилкованием – парадокс.
На столе учителя 5 комнатных растений разных классов. Идет осмысление. Даю время на обсуждение. По одному человеку от группы выходят, даю им написанные на листочках слова: класс, однодольные, двудольные, 1 семядоля в семени, 2 семядоли в семени, сетчатое жилкование, дуговое жилкование, корневая система стержневая, корневая система мочковатая. Обсудили в группах. Распределили признаки растений по классам.
Мастер дает информацию. Всё делают самостоятельно.
Включается весь опыт учащихся, они знают признаки принадлежности к классам по строению корневой системы, семени. Открывают третий признак – жилкование листа – озарение. Из листочков со словами составляют классификацию цветковых растений.
Оставляем в центре доски 1 правильную классификацию для классов одно- и двудольных растений.
Прошу: каждому столу, понравившееся комнатное растение взять на свой стол. Определить, к какому бы классу отнесли. Поставить растение на учительский стол в ту сторону, где выписаны на доске признаки класса. Пояснить: по каким признакам определили принадлежность к классу. Рефлексия.
- Называю исключения. Зачитываю признаки подорожника и вороньего глаза (иллюстрации на столах учащихся).
- Встали в круг. По очереди говорят о своем отношение к проживанию на мастерской. Правила поведения на мастерской соблюдаем. Благодарю каждого. Рефлексия.
Выбирают главный признак принадлежности к классу – количество семядолей в семени растений.
После мастерской в 6 “Б” классе проведена контрольная работа. Из 24 человек на “5” написали 8 человек, на “4” – 12 человек, на “3” – 4 человека. Для сравнения беру сильный 6 “А” класс, но у них был простой урок с проблемным подходом. Из 22 человек : на “5” написали 4 человека, на “4” – 7 человек, на “3” – 10 человек, “2” – 1 человек. Средний балл: 6 “Б” – 4.1 6 “А” – 3.6.