Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Разделы: Биология


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: таблицы “Схема строения органов пищеварения”, “Зуб”, “Формула зубов”, накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, зеркала, скелет человека, портрет И.П. Павлова.

Цели.

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • свойствах ферментов;
  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  • строении и типах зубов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

  • осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
  • навыков частично-поисковой деятельности;
  • умение применять полученные знания в собственной жизни;
  • умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

I. Организационный момент.

Эпиграф (написан на доске): “Сто болезней входит через рот”. (Китайская пословица).

II. Мотивация.

(Учитель читает пример вслух).

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.

А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?

III. Актуализация.

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые части, хорошо усвояемые организмом.

Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.

Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Функции пищеварительной системы:

  1. секреторная – выработка пищеварительных соков (слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока;
  2. двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу;
  3. всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.

Пищеварительный канал состоит из ротовой полости ® глотки ® пищевода ® желудка ® тонкого кишечника ® толстого кишечника.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какой первый отдел пищеварительного канала? Конечно, ротовая полость, поэтому наш урок называется “Пищеварение в ротовой полости”. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

А что бы Вы хотели узнать по данной теме? (Учащиеся предлагают свои варианты: как устроена ротовая полость, какие бывают зубы, слюнные железы, их функция, строение, и т.д.). Пригодится ли это нам в нашей жизни? Исходя из этого, целью нашего урока будет …

Ученики. …изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.

Учитель. Реализовывать поставленные перед нами цели мы будем через работу в группах. Для этого мы с Вами разделились на три команды: “Зубники”, “Анатомы”, “Слюнтяи”. Каждая команда получает свое задание. На работу вам отводится 10 минут. После этого отчитываемся о проделанной работе.

Зубник 1. Полость рта делится на два отдела:

  1. преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы;
  2. собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое небо, сзади – мягкое небо, внизу – язык.

Вся полость выстлана слизистым эпителием. Между дужками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюсти расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар слюнных желез.

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

Зубник 2. Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца вообще нет зубов. Очень редко дети рождаются с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов. После 6 лет начинается смена зубов.

Средние сроки прорезывания зубов

Название зуба Молочные зубы Постоянные зубы
Внутренний резец 6 – 8 мес. 7 – 7,5 лет
Наружный резец 7 – 9 мес. 8 – 8,5 лет
Клык 15 – 20 мес. 11 – 11,5 лет
Первый малый коренной 10 – 10,5 лет
Второй малый коренной 11 – 11,5 лет
Первый большой коренной 12 – 15 мес. 7 – 7,5 лет
Второй большой коренной 20 – 24 мес. 12 – 12,5 лет
Третий большой коренной 18 – 25 лет и позднее

Зубник 3. У взрослого человека 32 зуба (рис. 1).

Рисунок 1

А - внутреннее строение зуба: 1 - эмаль; 2 - дентин; 3 - пульпа;
4 - костная лунка в челюсти; 5 - цемент

Б - зубы верхней и нижней челюстей: 1 - резцы; 2 - клыки;
3 - коренные зубы

Резцы, их 4, имеют долотообразную коронку и одиночный корень.

Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный.

Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, корень одиночный.

Больших коренных зубов на каждой челюсти 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – два.

Расположение зубов можно записать следующим образом:

3 2 1 2 2 1 2 3 верхняя челюсть
3 2 1 2 2 1 2 3 нижняя челюсть

Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

(Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу).

Зубник 4. Уход за зубами. Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако оно, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют желтый налет, который через определенное время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы его удалить, применяют зубную пасту и зубной порошок.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба.

При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.

После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться ниткой, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.

Зубник 5. Заболевания зубов. Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Его снять можно лишь механически или с помощью специальной пасты.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к ощущению температуры пищи (рис. 2).

Рисунок 2. Развитие кариеса.

Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.

Большое разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся в полости рта. Вредно также грызть леденцы, орехи. Это может привести к механическим повреждениям зубов. При недостатке фтора зубы разрушаются быстрее. Поэтому в некоторые сорта зубной пасты вводят соли фтора.

Вопросы группе.

  1. А почему “зуб мудрости” так называется? (Название “молочные зубы” дано Гиппократом, а когда человек “, ”благодаря учению приобретает мудрость”, вырастают зубы “мудрости” – так думал великий древний врач.)
  2. Объясните, почему движения зубной щеткой слева направо и наоборот не очищают зубы. Для наглядности можно взять расческу, начесать вату и предложить ее очистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов могут это сделать. Обратные движения нежелательны, так как грязь забивается под десны, что содействует заболеванию и десен, и зубов.

Вывод группы: Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки – поставщики витаминов и кальция, необходимого зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (один-два раза в полгода) посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.

Учитель. Спасибо зубникам, просветили нас. Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Наряду с мелкими слюнными железами, не имеющими специальных протоков, находящимися в стенках ротовой полости, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых впадают в ротовую полость.

Проводим демонстративную практическую работу ”Определение положения слюнных желез” (рис. 3).

Рисунок 3

Оборудование: зеркало.

Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.

Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее воспаление часто бывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой). Инфекция паротита распространяется воздушно-капельным путем. Болезнь часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми осложнениями.

Ход работы.

Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Слово предоставляется “Слюнтяям”.

Слюнтяй 1. Чтобы изучить особенности пищеварения в ротовой полости, необходимо было получить чистую слюну. С этой целью ученый проводил опыты на собаках. Под наркозом вырезал у собаки кусочек слизистой оболочки рта вместе с отверстием протока слюнной железы, стараясь не повредить сам проток. Такой кусочек слизистой оболочки через прокол в щеке выводил наружу и пришивал к коже. Чистая слюна через отверстие изливалась наружу, где ее можно было собрать в пробирку, измерить количество, исследовать свойства. Собака после операции быстро поправлялась.

Для изучения работы слюнных желез у человека используют специальную металлическую капсулу-присоску, она присасывается к слизистой оболочке рта так, что в центре ее оказывается проток слюнной железы. Слюна поступает теперь не в рот, а в капсулу и через резиновые трубочки выводится наружу, где ее собирают в пробирку и затем исследуют.

В этой пробирке находится слюна. Что она из себя представляет?

Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200,0 мл/ч (при жевании). Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Это прозрачная бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию.

Состав слюны следующий:

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы.

a -амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. В слюне в незначительном количестве имеется и другие ферменты – протеазы, пептидазы, липазы, щелочная и кислая фосфатаза, РНК-азы и другие.

Учитель. Посмотрим, на что действуют другие ферменты слюны. С этой целью проведем эксперименты.

Действие слюны на крахмал.

Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

Оборудование для опыта в домашних условиях: нагревательный прибор, небольшая кастрюля, бинт, картофельный крахмал, чайная ложка.

Оборудование для опыта в классе: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см., вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода.

Подготовка к опыту (дома).

  1. 1. Налейте в кастрюлю стакан холодной воды и добавьте туда половину чайной ложки крахмала. На небольшом огне доведите жидкость до кипения, постоянно помешивая.
  2. После того как жидкость закипит, продолжайте варить еще 3 – 5 мин, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой жидкости.
  3. Смочите в крахмальном клейстере бинт, расправьте его и дайте ему просохнуть. Нарежьте бинт на куски длиной 10 – 12 см.

Ход работы.

  1. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
  2. Ватную палочку, смочите слюной (1-я группа – слюна некурящего человека; 2-я группа – слюна курящего человека; 3-я группа – вода), а затем этой ватной палочкой, обильно смоченной слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.
  3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).
  4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Полученный результат занесите в тетрадь и объясните его.

Накрахмаленный бинт + Слюна (некурящего) = ?
Накрахмаленный бинт + Слюна (курящего) = ?
Накрахмаленный бинт + вода = ?

Вопросы группам.

Что было субстратом, а что – ферментом, когда вы писали букву на бинте? Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта? Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Каждая группа делает выводы по своей работе.

Общий вывод по итогам работы.

Крахмал синеет под действием йода, значит, он исчез на участке, смоченном слюной. Под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – a -амилаза (птиалин) и мальтаза – в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы. Точнее, амилаза расщепляет крахмал, декстрин и гликоген до мальтозы и глюкозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы. При нагревании ферменты разрушаются; а вот никотин снижает активность ферментов.

(Учащиеся перерисовывают схему с доски в тетрадь).

Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различного количества слюны.

Слюна, выделяемая подъязычной и подчелюстной железами мутная, вязкая, содержит ферменты, слизь. Слюна околоушной железы прозрачная, невязкая, бедная ферментами, в ней нет слизи. Из околоушной железы выделяется в 2 раза меньше слюны, чем из других желез. Всего же у человека выделяется около 1,2 – 2 литра слюны/сутки.

Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Слюнтяй 4. Что и как контролирует отделение слюны? (Схема на ватмане).

Один берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это какой рефлекс? (Безусловный, (рис. 4).

Рисунок 4

А вот другой пример. Я сейчас буду говорить, как хорошо пахнет жареная картошка. У всех во рту сразу скопилась слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.

Итак, слюна выделяется рефлекторно. В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.

Вопрос группе. Почему ранки в полости рта быстро заживают?

Ответ: лизоцим.

Учитель. Огромное спасибо!

“Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть” – говорил Иван Петрович Павлов при каждом удачном опыте. За цикл работ по физиологии пищеварения И.П. Павлову в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Теперь очередь “Анатомов”.

Анатом 1. Большое значение в нормализации работы пищеварительной системы имеют вкусовые ощущения, которые мы получаем от пищи, попадающей в ротовую полость.

В стенках гортани, надгортанника, глотки, мягкого неба, но главным образом на поверхности языка находятся особые клетки – вкусовые рецепторы. Они собраны группами в образования, называемые вкусовыми сосочками. У человека на языке их насчитывается более 3000. Размер каждой рецепторной клетки, входящей в сосочек, не превышает и 10 мкм, но это настоящая химическая лаборатория. У каждой такой клетки есть участок, предназначенный для контакта с пищевыми веществами. Другой конец рецептора связан с двумя видами нервных волокон. По одному из них сигнал идет в головной мозг, а по другому – из головного мозга.

Язык. Язык (lingua) человека (и других млекопитающих) образован исчерченной (поперечно-полосатой) мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: это участие в процессе жевания, глотания, артикуляции речи; язык является органом вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (и человека). В связи с этим язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий (рис. 5).

Рисунок 5. Язык, гортанная часть глотки (вид сверху).

1 - верхушка языка,
2 - тело языка,
3 - край языка,
4 - срединная бороза языка,
5 - листовидные сосочки,
6 - грибовидные сосочки,
7 - желобоватые сосочки,
8 - пограничная борозда,
9 - слепое отверстие языка,
10 - корень языка,
11 - язычная миндалина,
12 - срединная язычно-надгортанная складка,
13 - надгортанник,
14 - грушевидный карман,
15 - черпалонадгоранная складка,
16 - голосовая щель,
17 - межчерпаловидная вырезка

Язык имеет удлиненную овальную форму, справа и слева он ограничен краями, которые впереди переходят в верхушку, а сзади – в корень, между верхушкой и корнем расположено тело. Верхняя поверхность – спинка языка, выпуклая, значительно длиннее, чем нижняя.

Слизистая оболочка языка покрыта неороговевающим многослойным (плоским) сквамозным эпителием. Слизистая оболочка спинки и краев языка лишена подслизистой основы и непосредственно сращена с мышцами. Передний отдел спинки языка усеян множеством сосочков, являющихся выростами собственной пластинки слизистой оболочки, покрытых эпителием. У человека – четыре вида сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые (окруженные валом) и листовидные. Больше всего на спинке языка нитевидных сосочков, они-то и придают языку бархатный вид. Это высокие, узкие выросты, длиной примерно 0,3 мм, покрывающий их многослойный плоский эпителий частично ороговевает. Нитевидные сосочки имеют специализированные нервные окончания, которые воспринимают ощущения прикосновения (рис. 6).

Рисунок 6

Количество грибовидных сосочков меньше, они расположены на верхней поверхности, их несколько больше на кончике и по краям языка. Они закругленные, длина их 0,7 – 1,8 мм, диаметр 0,4 – 1 мм, основание сужено, сосочки напоминают по форме своей гриб, покрывающий их эпителий ороговевает. Сосочки, окруженные валом, или желобоватые, диаметром 2 – 3 мм, количество их чаще колеблется в пределах 7-12. Они лежат на границе между спинкой и корнем языка, где образуют фигуру в виде римской цифры V. По форме желобоватые сосочки напоминают грибовидные, однако, верхняя поверхность их уплощена, а вокруг сосочка имеется узкий глубокий желобок, в него открываются протоки желез. Желобок снаружи обнесен валиком слизистой оболочки. На поверхность грибовидных и боковых поверхностей желобоватых сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки – группы специализированных рецепторных вкусовых клеток. Небольшое количество вкусовых почек расположено на листовидных сосочках и в области мягкого неба. Листовидные сосочки лежат по краям языка в виде поперечно-вертикальных складок или листиков. Количество листовидных сосочков с каждой стороны варьирует от 4 до 8, длина их 2 – 5 мм. Они хорошо развиты у новорожденных и грудных детей. На листовидных сосочках у них много вкусовых почек.

На слизистой оболочке корня языка сосочков нет, ее поверхность неровная из-за скопления в ее собственной пластинке лимфоидной ткани, образующей язычную миндалину.

Мышцы языка делятся на две группы: 1) наружные, начинающиеся на костях и оканчивающиеся в языке, которые осуществляют движения языка и сохраняют его тонус; 2) собственные мышцы языка, не связанные с костями, могут изменять форму языка.

Собственные мышцы языка состоят из пучков продольных, поперечных и вертикальных волокон, переплетающихся между собой и с наружными мышцами. Все мышцы языка иннервируются волокнами XII пары черепных нервов.

Анатом 2. Глотка (pharynx) представляет собой воронкообразный канал длиной 11 – 12 см, обращенный кверху своим широким концом и сплющенный в передне-заднем направлении. Верхняя стенка глотки сращена с основанием черепа, на границе между VI и VII шейными позвонками глотка, суживаясь, переходит в пищевод. У взрослого человека глотка вдвое длиннее ротовой полости, у новорожденного приблизительно равна ей. Функция глотки разносторонняя и далеко не ограничивается продвижением пищи изо рта в пищевод. В глотке человека и других наземных позвоночных животных происходит перекрест дыхательного и пищеварительного путей (рис. 7).

Рисунок 7. Полость рта и полость глотки (сагитальный распил головы).

1 - собственно полость рта, 2 - преддверие рта,
3 - нижний носовой ход, 4 - преддверие полости носа,
5 - лобная пазуха,
6 - средняя носовая раковина,
7 - нижняя носовая раковина,
8 - верхняя носовая раковина,
9 - клиновидная пазуха,
10 - глоточная (аденоидная ) миндалина,
11 - глоточное отверстие слуховой трубы, 12 - трубный валик,
13 - мягкое небо (небная занавеска), 14 - ротовая часть,
15 - небная миндалина,16 - перешеек зева,
17 - корень языка (язычная миндалина), 18 - надгортанник,
19 - черпалонадгоранная складка, 20 - гортанная часть,
21 - перстневидный хрящ, 22 - пищевод,
23 - трахея, 24 - щитовидный хрящ,
25 - подъязычная кость,
26 - подбородочно-подъязычная мышца,
27 - подбородочно-язычная мышца, 28 - нижняя челюсть

Полость глотки делится на три части: верхнюю – носовую, среднюю – ротовую и нижнюю – гортанную (см. рис.). Спереди носовая часть глотки (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть глотки с полостью рта сообщается через зев, а внизу гортанная часть через вход в гортань – с гортанью. Задняя стенка глотки отделена от передней поверхности позвоночника прослойкой рыхлой соединительной ткани, благодаря чему глотка подвижна. На уровне хоан на боковых стенках носоглотки с обеих сторон расположены глоточные отверстия слуховых (Евстахиевых) труб, которые соединяют глотку с каждой стороны с полостью среднего уха и способствуют сохранению в ней атмосферного давления. Вблизи глоточного отверстия слуховой трубы, между ним и небной занавеской, расположено парное скопление лимфоидной ткани, трубные миндалины.

На границе между верхней и задней стенками глотки располагаются непарная глоточная миндалина, которая вместе с трубными, небными и язычной миндалинами образует глоточное лимфоидное кольцо Пирогова – Вальдейера, играющее важную роль в функциях иммунной системы.

Стенка глотки состоит из трех слоев: слизистой оболочки, выстланной однослойным многорядным реснитчатым эпителием (носовая часть) и неороговевающим многослойным (плоским) сквамозным эпителием (остальные отделы). Вместо подслизистой основы имеется фиброзная оболочка, которая сращена со слизистой оболочкой, а наверху прикрепляется к основанию черепа.

К фиброзной оболочке снаружи прилежат исчерченные (поперечно-полосатые) мышцы глотки, которые располагаются в двух направлениях – продольном (подниматели глотки) и поперечном (сжиматели-констрикторы). Последний циркулярный слой более мощный и состоит из трех мышц: верхнего, среднего и нижнего констрикторов, которые покрывают друг друга черепицеобразно, причем верхний лежит глубже других. При глотании продольные мышцы поднимают глотку, а циркулярные сокращаются последовательно сверху вниз, тем самым, продвигая пищу в направлении к пищеводу. В акте глотания участвуют также небная занавеска и мышцы языка. При глотании мягкое небо отделяет носоглотку, гортань поднимается, надгортанник опускается и прикрывает вход в гортань, корень языка проталкивает пищевой комок в глотку, а дальше пища поступает в пищевод.

Анатом 3. Пищевод (oesophagus) человека – цилиндрическая трубка длиной 22 – 30 см, в спокойном состоянии имеет щелевидный просвет. Пищевод начинается на уровне границы между VI и VII шейными позвонками и оканчивается на уровне XI грудного позвонка впадением в желудок. У новорожденного начало пищевода находится на уровне III – IV, а у стариков смещается до VII шейного – I грудного позвонков.

Различают три части пищевода: шейную, грудную и брюшную. Шейная часть пищевода прилежит к позвоночнику. Грудная часть постепенно отходит от него вперед и влево в связи с расположением желудка в левом подреберье. Она расположена в верхнем, а потом в заднем средостении, сопровождается блуждающими нервами. На уровне границы между IV и V грудными позвонками его перекрещивает левый главный бронх, который проходит впереди пищевода. На уровне IX грудного позвонка пищевод лежит впереди аорты. Брюшная часть пищевода самая короткая (1,0 – 1,5 см), находится в брюшной полости под диафрагмой. В брюшную полость пищевод проходит вместе с блуждающими нервами через пищеводное отверстие диафрагмы.

Пищевод окружен рыхлой волокнистой соединительной тканью, что обусловливает его подвижность. Лишь впереди в шейной части он соединен с трахеей фиброзной тканью. Пищевод имеет три сужения: первое – у самого начала, на границе между VI и VII шейными позвонками; второе – при перекресте с левым бронхом, на границе между IV и V грудными позвонками; третье – на уровне пищеводного отверстия диафрагмы.

Стенка пищевода состоит из четырех слоев: слизистой оболочки подслизистой основы, мышечной и адвентициальной оболочек. Слизистая оболочка выстлана неороговевающим многослойным (плоским) сквамозным эпителием, который при переходе пищевода в желудок продолжается в однослойный простой столбчатый эпителий слизистой оболочки желудка. Подслизистая основа развита хорошо, благодаря чему слизистая оболочка образует продольные складки, и просвет пищевода на поперечном разрезе имеет звездчатую форму. В подслизистой основе находятся многочисленные собственные железы пищевода.

Мышечная оболочка верхней трети пищевода образована поперечно-полосатыми мышечными волокнами, в среднем они постепенно заменяются гладкими миоцитами, в нижней полностью состоят из гладких миоцитов. Мышечные волокна и миоциты располагаются в два слоя: внутренний кольцевой и наружный продольный. Такое расположение сохраняется на всем протяжении пищеварительной трубки. Мышечная оболочка обусловливает как перистальтику пищевода, так и его постоянный тонус. Адвентициальная (наружная) оболочка образована рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью.

Анатом 3. Глотание. Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в комок. Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на спинку языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого нёба, которое ограничивает сзади ротовую полость. Благодаря поднятию мягкого нёба пища не попадает в носовую полость, а сокращениями языка проталкивает дальше в глотку. В момент проталкивания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Пища в этом случае не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передвигаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание, и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок.

Вопросы группе.

1. Почему пища подвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?

Ответ: пищевод имеет мышечные стенки, которые сокращаются и не пропускают комок пищи назад.

Вывод группы. Строение органов соответствует выполняемым ими функциям.

Осмысление (первичное закрепление материала).

Что обозначено на рис. 8 цифрами 1 – 5?

Рисунок 8

(1 – рецепторы языка; 2 – чувствительный нейрон; 3 – продолговатый мозг (центр слюноотделения); 4 – двигательный нейрон; 5 – слюнная железа).

Давайте попробуем порассуждать. Будет ли происходить слюноотделение, если перерезать нервы, отходящие от языка и слизистой рта?

Ответ. Слюноотделение будет происходить, так как возбуждаются зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы.

Будет ли происходить слюноотделение, если перерезаны нервы, иннервирующие слюнную железу?

Ответ. Нет, т.к. возбуждение не дойдет до слюнной железы.

IV. Закрепление.

  1. Приведите названия трех пар крупных слюнных желез.
  2. До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
  3. Какие 3 части различают во внешнем строении зуба?
  4. Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?
  5. Как называются твердые ткани зуба?
  6. Какие виды зубов вы знаете?
  7. Какие ферменты выделяются в ротовую полость?
  8. При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?
  9. Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желез?
  10. Собака увидела пищу, и у нее началось слюноотделение. Какой это рефлекс: условный или безусловный?

Задача: В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

V. Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

1. Функции органов в ротовой полости:

  • механическое измельчение пищи (язык, зубы);
  • образование пищевого комка (слюна, язык);
  • частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
  • определение качества пищи и ее температуры (язык);
  • орган речи у человека (язык, зубы, губы).

2. Регуляция слюноотделения:

  • нервная:

- безусловный слюноотделительный рефлекс (продолговатый мозг – центр слюноотделения); возникает при наличии пищи во рту);
- условный слюноотделительный рефлекс (вид и запах пищи).

  • гуморальная: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, щитовидной железы, половых желез.

3. Функция органов вкуса очень важна в процессе пищеварения.

Вопрос в конце урока (фронтальный).

Давайте вернемся к вопросу, который я задал Вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?

Задание на дом.

  • §31 учебника Биология 9. Человек.//Под ред. Батуев А.С. – М.: Просвещение, 1994. Ответить на вопросы в конце учебника.
  • Используя новые термины составить кроссворд (не менее 10 слов) на отдельных листах.

См. также Приложение 1, Приложение 2Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.

Средства обучения

Учебники:

  1. Биология 9. Человек.//Под ред. Батуев А.С. –М.: Просвещение, 1994.
  2. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. –М.: Просвещение, 1993.
  3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 класс. –М.: Дрофа, 2000.
  4. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 9 класс. –М.: Дрофа, 1997.

Дополнительная литература:

  1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. –М.: Просвещение, 1983.
  2. Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. –М.: Дрофа, 1999.
  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Научная литература:

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. –М.: высшая школа, 1989.
  2. Основы физиологии человека.//Под ред. акад. РАМН Б.И. Ткаченко. –Спб.: Международный фонд истории науки, 1994.

Журналы и газеты:

  1. Шестерова Н.П. Пищеварение в ротовой полости.//Биология. № 41. –2001.