Интегрированный урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей"

Разделы: Биология, География


ЦЕЛИ:

  • учить детей самостоятельно добывать знания;
  • объяснить взаимосвязь гидросферы и её обитателей;
  • развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
  • воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы;
  • развивать умения применять полученные знания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • глобус;
  • физическая карта;
  • атласы и контурные карты у каждого учащегося;
  • карта “Распределение фитопланктона;
  • зоопланктона.

Учитель географии:

Вступительное слово учителя географии.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.

Наша Земля прекрасна. Только Земля обладает огромными запасами воды.

“Вода самый удивительный минерал на Земле”. Удивительна потому, что создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты. Может быть, наличием воды наша планета отличается от других планет Вселенной. А ведь это удивительное вещество. Оно входит в состав всех живых организмов, выполняя самую разнообразную работу. Например, входя в состав крови человека и животных, сока растений, вода обеспечивает перемещение различных веществ по организму.

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много.

Вода образует водную оболочку нашей планеты – ГИДРОСФЕРУ (от греческих слов “гидор” - вода, “сфера” - шар). Гидросфера включает три главные составные части (схема 1 на доске):

Схема 1.

Для большей наглядности следует оформить класс репродукциями известных художников, рисунками и фотографиями частей гидросферы и её обитателей.

Учитель рассказывает об окраинных и внутренних морях, о заливах, проливах, каналах. Затем учитель выписывает географические названия на доске (учащиеся в тетради), объясняет, если это возможно, происхождение названий и показывает их на географической карте. Учащиеся отыскивают эти объекты в атласах.

Задание учащимся.

Работа по атласу и контурной карте. Подписать океаны, крупные реки, моря и озера, крупные реки на территории Якутии.

Далее учащимся предлагается, используя текст учебника прошлого материала, дать определение острова и полуострова. Учитель пишет на доске географические координаты (например, 700 с. ш. и 400 з. д.) и просит учащихся сказать, на каком острове находится данная точка. Дети в атласах ищут нужную точку (например, точку на острове Гренландия) и пишут название острова на контурной карте. Затем учитель характеризует данный остров. Об острове Гренландия, например, следует сказать, что он самый большой в мире. На нем могли бы разместиться Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Норвегия, вместе взятые. Толщина ледяного панциря, покрывающего Гренландию, составляет в среднем 2300 м. Следует также рассказать учащимся об Антарктиде, где максимальная толщина ледникового покрова 4500 м. И все эти ледники составная часть гидросферы.

Учитель географии:

СОЛЕНОСТЬ

Соленость вод Мирового океана измеряется в промиллях. Средняя соленость морской воды 35 промиллей, наибольшая соленость в Красном море – 42 промилля, а одно из самых соленых озер мира – на Аравийском полуострове Мертвое море. Каждый литр воды Мертвого моря содержит 275 г. соли в нем нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности.

ТЕМПЕРАТУРА МОРСКИХ ВОД

Средняя температура +17,4°С.

Самая низкая в Северном Ледовитом океане – 3° С.

С глубиной температура понижается, что оказывает большое влияние на распространение живых организмов в воде.

Учитель биологии:

В мировом океане обитает большое количество представителей органического мира. Большинство из них в течение многих веков служат человеку пищей. С незапамятных времен человек добывает из морских и океанских вод рыбу, зверей, беспозвоночных животных - крабов, омаров, креветок, лангустов и различные виды съедобных моллюсков.

В Италии и других странах Средиземного моря пища населения более чем наполовину состоит из устриц, кальмаров, каракатиц. Для Японца нет более вкусного кушанья, чем поджаренные ломтики осьминога.

Игра “Верните нас домой”. Предлагаемые картинки с изображением обитателей гидросферы (акула, кит, еж-рыба, камбала, ламинария, белуга, хондрус, лягушка, крокодил, щука, хлорелла манта), необходимо вернуть в свою среду обитания. Учащиеся должны прикрепить картинки на схему на доске “Гидросфера”.

Во время работы было обнаружена группа организмов (водоросли), которые можно определить в любую среду обитания.

Учитель биологии:

Что же это за интересные живые творения?

Эти низшие растения, обитающие в водах Мирового океана, называется водорослями.

Разнообразие их колоссально: микроскопические одноклеточные и гигантские многоклеточные морские и пресноводные, окрашенные во все мыслимые цвета - от ярко- зеленого до оранжевого, от оливкового до багрового.

Водоросли населяют все водоемы - от океанов до луж; они образуют настоящие подводные леса и огромные плавающие скопления (Саргассово море - саргассум “морской виноград” представляет бурых водорослей); их массовое размножение цветение воды - приводит к катастрофическим последствиям для других водных организмов и для человека, но исчезновение водорослей было бы еще страшнее, так как они - один из основных источников питания для морских животных и кислорода на Земле. (2,5 млрд. лет длится этот процесс).

Водоросли встречаются даже в пустынях и в горячих источниках при t от +35°С до + 85 °С, во льдах Антарктиды и на вашем подоконнике в банке с водой.

В зависимости от особенностей строения и преобладания каких-либо пигментов в клетках водоросли подразделяют на ряд отделов (схема 2).

Схема 2.

Самостоятельная работа с учебником по группам. Предлагаемые названия водорослей необходимо распределить по соответствующим отрядам на схеме 2 (хлорелла, порфира, филлофора, алария, фукус, макроцистис, ламинария, кокколиты).

Учитель биологии:

Все они играют значительную роль в нашей с вами жизни.

Например, хлореллу (одноклеточные зеленые водоросли), благодаря ее способности интенсивно размножаться и выделять свободный кислород, используют в космических кораблях и на подводных лодках для восстановления нормального состава воздуха. Ее используют при биологической очистке рек, прудов и озер.

Из красных водорослей (порфира, филлофора) получают ценный продукт агар-агар-студенистую массу, которая применяется для изготовления желе, мармелада, мягких конфет, варенья, так как он предохраняет их от засахаривания. На основе агара делают капсулы и таблетки с антибиотиками, витаминами, особенно когда требуется медленное поступление лекарства в организм.

Из бурых водорослей (алария, макроцистис, фукус) получают альгин обладающий превосходными клеящими свойствами. Их добавляют в пищевые продукты, используют при выделке кож, при производстве бумаги и тканей. Из альгинатов делают растворимые нити, используемые в хирургии.

Широко используют и ламинарию известную в быту как морская капуста. Во многих странах Европы, Азии и Америки ее рекомендуют при нарушениях функций щитовидной железы, для профилактики зоба и атеросклероза, так как она богата солями йода и брома, витаминами.

Из золотистых водорослей широко известны кокколиты - они обладают уникальной способностью усваивать СО2 из атмосферного воздуха. Накопление большого количества СО2 в атмосфере, что связано с уничтожением лесов по всей планете, приведет к парниковому эффекту, что вызовет массовое таяние ледников.

Используют водоросли и в сельском хозяйстве в качестве удобрений и кормов.

Игра “Путаница”:

В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия водорослей.

Реллахол CCCCC Уксуф
Нирамалия Кыкитлоко
Арипфор  

Задание на закрепление.

Задание по географии.

1. Название городов совпадает с названием рек.
2. Какие “цветные” реки и моря вы знаете?

Реки Белая, Оранжевая, Хуанхе (Желтая), Янцзы (Голубая), Красная, Черная.
Моря — Черное, белое, Желтое, Красное.

3. На каком материке нет рек? (Антарктида)
4. У какого моря нет берегов? (Саргассово)
5. Кругом вода, а с питьем беда? (Море)
6. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (Болото)
7. Под землю ходит, на небо смотрит? (Родник)
8. Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (Река)

В заключении урока учащимся предлагаются бутерброды с морской капустой (ламинарией) и мармелад.