Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,
систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию
успеха у детей, прививать любовь к природе.
Оборудование:
таблицы: “Строение цветка”,
“Опыление цветков насекомыми”,
“Ветроопыляемые растения”,
“Искусственное опыление кукурузы”
- карточки с изображением растений
- карточки с заданиями,
- заготовки таблицы.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа по вопросам:
- Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
- Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
- Какие растения называются цветковыми?
- Что такое цветок?
- Что является главными частями цветка'?
- какое строение имеет пестик?
- Что развивается из завязи пестика?
- Какое строение имеет тычинка?
- Что находится в пыльнике тычинки?
3 Постановка целей урока
Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.
Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
4 Изучение новой темы
Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление'?
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)
Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:
Вопросы для беседы:
Что такое самоопыление ?
Для каких растений оно характерно?
В чем сущность перекрестного опыления?
Какое опыление встречается чаще!
Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)
( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)
Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
Характерно для гороха, пшеницы, картофеля s томата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.
Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.
Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.
Чаще происходит перекрестное опыление.
Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?
Предполагаемый ответ:
При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая - из ветроопыляемых.
Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.
Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .
Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки |
Насекомоопыляемые растения | Ветрооыляемые растения |
1 Крупные яркие цветки | ||
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | ||
3 Наличие нектара | ||
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | ||
5 Наличие аромата | ||
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество | ||
7 Крупная липкая шероховатая пыльца | ||
8 Растут большими скоплениями, образуя заросли | ||
9 Растения цветут весной до распускания листьев |
Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.
Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.
Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?
Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.
5. Первичная проверка усвоения материала
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )
6. Закрепление
А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города - Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.
Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.
Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1 конкурс “ Сочинения Незнайки”
1.
Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
2.
Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.(У одуванчика соцветие корзинка)
3.
Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.(Берёза опыляется ветром)
4.
Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)
5.
Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.(Горох - самоопыляемое растение)
6.
Знают все: и стар, и мал
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай !
Правда ведь, не плохо ли ? !(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )
2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
- Почему безветренная погода во время цветения
может стать причиной
снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение ) - Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
- Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
- Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)
Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)
По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда - победительница.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.