Урок биологии по теме: "Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе

Разделы: Биология


Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,

систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию

успеха у детей, прививать любовь к природе.

Оборудование:

таблицы: “Строение цветка”,

“Опыление цветков насекомыми”,

“Ветроопыляемые растения”,

“Искусственное опыление кукурузы”

  • карточки с изображением растений
  • карточки с заданиями,
  • заготовки таблицы.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.

Ход урока

Организационная часть

Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
  2. Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
  3. Какие растения называются цветковыми?
  4. Что такое цветок?
  5. Что является главными частями цветка'?
  6. какое строение имеет пестик?
  7. Что развивается из завязи пестика?
  8. Какое строение имеет тычинка?
  9. Что находится в пыльнике тычинки?

3 Постановка целей урока

Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

4 Изучение новой темы

Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление ?

Для каких растений оно характерно?

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще!

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)

( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля s томата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

Чаще происходит перекрестное опыление.

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?

Предполагаемый ответ:

При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая - из ветроопыляемых.

Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.

Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения Ветрооыляемые растения
1 Крупные яркие цветки    
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия    
3 Наличие нектара    
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия    
5 Наличие аромата    
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество    
7 Крупная липкая шероховатая пыльца    
8 Растут большими скоплениями, образуя заросли    
9 Растения цветут весной до распускания листьев    

  Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?

Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.

5. Первичная проверка усвоения материала

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

6. Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города - Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.

Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1 конкурс “ Сочинения Незнайки”

1.

Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2.

Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3.

Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4.

Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.

Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

6.

Знают все: и стар, и мал
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай !
Правда ведь, не плохо ли ? !

(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )

2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной
    снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )
  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
  7. Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)

  8. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда - победительница.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.