В документах ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, т.к. природа человека биологична, а сущность - социальна.
В педагогике вопросами здоровья и реабилитации занимается педагогическая валеология, опирающаяся на медико-биологические, социально-психологические и спортивно-педагогические знания. Область валеологических знаний включает сведения о здоровом образе жизни, значимости физкультуры, психической гигиены, закаливания, рационального питания, аутотренинга, управление настроением и поведением.
У умственно-отсталых детей более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции. Л.С. Выгодский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохраненное, что есть у умственно-отсталых детей и опираться на эти здоровые стороны аномального ребенка в целях осуществления коррекционно-педагогической работы.
Причиной умственной отсталости считалась олигофрения. Сейчас олигофрения разделяется на дебильность, имбецильность, идиотию. В нашем доме-интернате, в основном, дети с диагнозом имбецильность в различной степени. Дети имбецилы обладают определенными возможностями в овладении речью и в овладении отдельными трудовыми навыками. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функцией речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отношении они являются недееспособными, и над ними устанавливается опекунство. Часть детей имбецилов способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы. У имбецилов стойкое снижение познавательной деятельности, особенно мышления. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представление у детей олигофренов нечетки и малодифференцированы. Выработанные условные связи непрочны и быстро угасают. Эти особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.
Олигофренам бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждения о предмете, явлении, создавшейся ситуации. Это является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.
У олигофренов эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием, переживания примитивны (К.С. Лебединский, К. Левин, С.Я. Рубинштейн и др.) Эмоции часто неадекватны, быстрые переходы от одного настроения к другому. Преобладают процессы торможения. У детей с преобладающим процессом возбуждения отмечается чрезмерная выраженность эмоций. Свои эмоциональные проявления дети не контролируют.
Одним из видов волевой деятельности является внимание. Дети легко отвлекаются на любой раздражитель, им трудно сосредоточить внимание на определенном предмете. Чувства бедны, однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие и неудовольствие). Исходя из характеристики олигофренов используется коррекционная направленность обучения и воспитания. Коррекция от латинского слова correccio - исправляю. Детям имбецилам необходима коррекция мышления, памяти, речи, коррекция физических недостатков, двигательной сферы, цветовосприятия, пространственного восприятия.
Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление недостатков психофизического развития. Виды коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая. Осуществляется коррекция восприятия. Дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту. При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Каждое занятие и мероприятие должны обеспечить не только учебный процесс, содействовать развитию, но и сберегать здоровье, заложенное природой. Принцип коррекционной направленности освещенный в работах Т.А. Власовой, М.С. Повзнер, Н.Г. Морозовой, предполагает коррекцию познавательной деятельности, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Для сбережения здоровья проводиться профилактическая работа:
- двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания,
- эмоциональные разрядки и минутки покоя,
- гимнастика оздоровительная,
- проведение физкульт минуток,
- специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз,
- массаж поглаживание,
- профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей,
- подвижные игры на свежем воздухе.
Дети имбецилы быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается, поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности, одновременно преследуя две цели: успокоить нервную систему и развивать память. Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Позу покоя можно провести с использованием стихотворения, так как стихи способствуют развитию памяти.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение,
И становится понятно -
Расслабление приятно!
Для того, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу. Вопрос о времени проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторами каждого. Важно помнить, что за 5-10 минут до конца занятия у детей наступает спад активности, который можно предотвратить вовремя проведенной физкульт минуткой. Физкульт минутки являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.
Физминутку можно заменить специальной зарядкой для глаз: вращения для усиления кровотока в глазу, самомассаж (зажмуривание, моргание), Отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное), прикрыть глаза руками и представить черные предметы, смотреть на зеленое. Посмотреть в окно одну минуту. Можно провести самомассаж ушей со словами: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".
Не обходимо обращать внимание на особенности физического развития. Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку, кисточку, ножницы. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж пальцев, легонько разминая каждый сустав.
Большое значение имеет применения на уроках физкультминуток. Вот несколько примеров физкультминуток с одновременным выполнением действий и проговариванием рифмовок.
1. Поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье:
Опустить руки вниз ладонями горизонтально к полу, присесть и произнести: "Я приветствую тебя земля",
Вытянуть руки перед собой ладонями вперед: "Я приветствую тебя вода",
Поднять руки вверх: "Я приветствую тебя солнышко"!
2. Деревце.
Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите ладони друг к другу. Потянитесь всем телом вверх. Потягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм наливается силой, бодростью, здоровьем.
3. Стрекоза.
Представьте себя стрекозой.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилось,
Три - прогнулась и присела,
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
4.
Мы осанку исправляем -
Спинки дружно прогибаем,
Влево, вправо мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
5. Насос (Наклоны в стороны с хлопками).
6. Пружинка (Приседания).
7. Попрыгунчик воробей (прыжки).
8.
Это рука левая,
Это рука правая.
Правой рукой я пишу,
Левой я тетрадь держу.
9.
Глазками я вижу,
Ушками я слышу,
Ручками я хлопаю,
Ножками я топаю.
Топ, топ, топ,
Хлоп, хлоп, хлоп.
10.
Вижу, вижу,
Слышу, слышу.
Раз, два, три - хлоп
Раз, два, три - стоп.
Раз, два, три - топ
Раз, два, три - стоп!
11.
Вот так я просыпаюсь,
Вот так я одеваюсь,
Вот так я умываюсь,
Вот так я чищу зубы,
Чтоб выглядеть на пять.
Вот так причёску делаю,
Я прыгаю и бегаю,
Наклоны вправо, влево
Люблю я выполнять.
Вот так иду гулять.
Приведенные приёмы для смены видов активности способствуют сбережению и развитию здоровья, заложенного природой. Очень важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно использовать картинки, карикатуры, вызывающие положительный эмоциональный всплеск.
В заключение хотелось бы отметить, что выше приведенные приёмы помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние. Эти здоровьесберегающие технологии способствуют физическому развитию ребёнка. Учителям и воспитателям необходимо, опираясь на здоровые стороны детей - имбецилов, осуществлять коррекционно - педагогическую работу с детьми.
Литература.
- В.И. Осик. Валеология. КГАРК, Краснодар, 1997г.
- Обучения детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Пузанова. Издательский центр "Академия". Москва 2008г.
- Основы олигофренопедагогики. Издание 2 В.М. Мозговая, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. Издательский центр "Академия". Москва 2008г.
- Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".
- Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья Л.В. Серединой "Психологическая комфортность - элемент здоровьесберегающей технологии".
- Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".