Конспект занятия по теме "Технология изготовления флористического коллажа "Рыбки"

Разделы: Коррекционная педагогика


Создание флористических коллажей сочетает в себе элементы как живописи, так и флористики, что позволяет художнику использовать огромное разнообразие материалов, сочетающихся между собой: это и краски, и различные виды бумаги и тканей, пластичные отвердевающие массы, кожа, стекло, ракушки, песок, металлическая проволока и, конечно, всевозможные флористические материалы.

Техника флористического коллажа основана на классических представлениях о композиции и колористике, лежащих в основе художественного образования. Но, с другой стороны, умение рисовать для флориста не обязательно. Применение созданных природой растительных форм, с их неповторимыми фактурами, позволяет флористу добиваться такого художественного эффекта, который далеко не всегда реализуется в работах художников, работающих красками.

Флористический коллаж сочетает в себе черты классической аранжировки с эстетикой икебаны. Использование новейших технологий обработки растительного материала дало возможность применять в флористических работах материал, ранее по своим техническим параметрам непригодный, и обеспечить ему долгую и яркую жизнь в коллаже.

Хорошо исполненный коллаж – это альянс света, красок, форм и мысли,  тогда в нем обязательно будет жить частичка души художника, создавшего эту картину. И если зритель не останется равнодушным, глядя на работу, или вспомнит что-то хорошее из своей жизни, можно быть уверенным, что у дизайнера действительно всё получилось.

Для флористических коллажей характерно огромное разнообразие стилей и техник исполнения. Работа может быть совершенно абстрактной, а может выполняться и в строгом линейно-графическом стиле. Это может быть романтичный пейзажный стиль, а может простой, но светлый и ясный вегетативный стиль.  Можно сказать, что лишь фантазия автора ограничивает многообразие ключей, в которых может быть решён флористический коллаж.

На данном занятии создаётся коллаж в пейзажном стиле. Используются такие этапы как обведение выкройки, вырезание, известные по технологии изготовления цветов из ткани. Необычным является оформление этих деталей природными и другими материалами. Фон коллажа создаётся в интересной технике оттиска поролоном, с использованием гуаши. Композиция оформляется в свободном стиле.

На занятиях используется  индивидуальная форма организации труда. Эта форма предполагает, что каждый воспитанник индивидуально выполняет изделие, с помощью педагога.

В методике организации индивидуальной работы можно выделить ряд общих положений:

  1. Организационный момент, целеполагание: поставить цели деятельности, продумать заранее композицию  индивидуальной работы, выбрать цвет, размер;
  2. Подготовительный этап, планирование деятельности:
    • выбрать материал  и технику исполнения;
  3. Этап проектирования форм организации деятельности воспитанников:
    • продумать формы индивидуальной деятельности и процесс выполнения.    
  4. Организации физкультминутки.
  5. Заключительный этап: рефлексия деятельности, подведение итогов.

Навыки и умения, приобретённые на данном занятии, будут применяться при изготовлении  коллажей и составлении композиций и  на других занятиях по флористике.  

Цели занятия:

  • Образовательные: дать понятие об искусстве изготовления коллажа. Ознакомить с цветом. Познакомить с техникой оттиска поролоном. Рассказать о подводном мире и его обитателях. Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Пополнять словарь воспитанников новыми словами. Упражнять в употреблении в речи пространственных наречий-антонимов (слева – справа, сверху – снизу, впереди – сзади).
  • Коррекционно-развивающие: формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать последовательность работы. Продолжать развивать сенсорные способности воспитанников, закреплять названия геометрических форм, знание цвета, оттенков.   Развивать мелкую моторику рук путём формирования навыков работы с бумагой, выкройками, гуашью, ножницами, клеем, природным материалом. Развивать внимание, мышление, пространственное воображение, творческую активность.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к оборудованию, экономное использование материала. Привить творческое отношение к заданию.

Место проведения занятия: учебный класс.

Вид занятия (тип урока): комбинированный.

Время: 1 час 10 мин.

Учебное материальное обеспечение

Материалы: рама деревянная любого размера, белая бумага, цветной картон, клей ПВА, гуашь, кисточки для клея, кусочки поролона, выкройки рыб, сухоцветы, паетки, бисер, блеск, мох, ракушки, готовый образец коллажа, иллюстрации с подводным миром.

Инструменты: ножницы.

План проведения занятия и примерный расчёт времени по этапам занятия

  1. Организационный момент: 1 мин. (общая организация воспитанников, подготовка необходимого материала)
  2. Целевая установка: 4 мин.
  3. Повторение сведений известных воспитанникам: 1 мин.
  4. Изложение нового материала (понятие о коллаже): 4 мин.

Практическая работа воспитанников (последовательность работы по изготовлению коллажа): 50 мин.

Индивидуальная деятельность

  • рисование фона: 10 мин.
  • изготовление рыбок: 20 мин.
Физминутка: 2 мин.
  • оформление композиции: 20 мин.
  1. Подведение итогов, рефлексия: 8 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент. Учитель здоровается с воспитанниками. Один из воспитанников по просьбе учителя раздаёт материал, подготовленный до урока. На середине стола устанавливается готовый образец коллажа. На стене  развешены иллюстрации подводного мира.

2. Целевая установка. Педагог говорит о том,  что урок посвящён искусству изготовления флористического коллажа, предлагает воспитанникам посмотреть на готовый образец, сделанный другими воспитанниками на занятиях. Далее спрашивает воспитанников, что на нём изображено? Можно загадать загадки о рыбках:

Кто живёт в глубинах вод,
По волнам морским плывёт?
В яркой праздничной окраске-
Кто живёт в подводной сказке?

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Педагог читает стихотворение:

Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий – к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу. 
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитанникам задаются вопросы:

  1. Где живут рыбки? (в море, в реке,  в озере, в пруду)
  2. Какого цвета бывают? (разных цветов)
  3. Какой формы? (разной формы)
  4. Бывают только большие или маленькие? (большие и маленькие)
  5. Названия, каких  рыб вы знаете? (окунь, лещ, вобла, камбала, карп, лосось  другие)
  6. Чем питаются рыбки? (личинками жуков, червяками, моллюсками, рачками)

Чтобы ответить на вопросы учителя, воспитанники могут смотреть и на иллюстрации с подводным миром. Воспитанники дают также  характеристику рыбкам,  изображённым на коллаже. Говоря о форме рыб, педагог рассказывает, что чаще всего они имеют заострённую форму. Люди скопировали форму рыбы при строительстве кораблей и подводных лодок, так как рыба лучше приспособлена для передвижения в воде. Живут рыбки от пяти до ста лет!

Далее воспитанники рассматривают образец коллажа. Педагог задаёт вопросы:

– Какой материал здесь использован?   

– Где можно применить  данную работу?

– Для чего вы сможете использовать умение составлять такие композиции?

– Можно ли одному сделать композицию?

– Сколько на это понадобится времени?

– Как нам за один урок сделать красивую композицию?

После этого педагог предлагает воспитанникам – сделать  коллаж.

3. Повторение сведений, известных воспитанникам. Педагог напоминает о том, что в данной работе так же использовалась технология работы с выкройками, применённая ранее при изготовлении искусственных цветов.

4. Изложение нового материала. Педагог знакомит воспитанников с понятием флористического коллажа. Коллаж (в переводе с французского – «приклеивать») возник в далёкие времена, когда женщины закладывали между листами книг цветы, а затем засушенными приклеивали их на письма своим любимым. Современный коллаж предполагает большое количество разных техник. Коллажи хорошо вписываются в интерьеры современных квартир, офисов и т. д. Создавая определённое «цветовое пятно», они также несут в себе большой положительный заряд, поскольку сделаны вручную, почти всегда в единственном экземпляре. Создание коллажа искусство  импровизационное. Затем педагог предлагает приступить к практической работе по созданию коллажа.

Практическая работа воспитанников (последовательность работы по изготовлению коллажа)

1. Рисование фона

Изготовление флористического коллажа начинается с рисования фона. Фон – это то, на чём располагается композиция. В данном случае это плотный картон с наклеенным белым листом в рамке. Воспитанников можно спросить, какого цвета лист? (белый). Далее задаются вопросы:

  1. Давайте повторим, где плавают рыбки? (в море, озере, реке, пруду)
  2. Какого цвета вода? (синяя)
  3. По структуре, какая бывает вода? (пресная и морская)
  4. Фон в композиции будет, какого цвета? (синего)

Чтобы ответить на вопросы воспитанники могут смотреть на иллюстрации и на готовый образец коллажа.

После этого педагог показывает каждому, как с помощью синей гуаши и поролона нарисовать фон в технике оттиска. Воспитанники должны выбрать синюю гуашь самостоятельно и показать педагогу. Берётся кусочек поролона, окунается в синюю гуашь и на белом листе делается оттиск. При работе с краской соблюдается аккуратность, если испачкаются руки вытереть их салфеткой. После того, как фон нарисован, воспитанникам задаются вопросы:

  1. Скажите, что вы нарисовали? (фон)
  2. Чем был нарисован фон? (гуашью и поролоном)
  3. Давайте повторим, какого цвета фон? (синего)
  4. Чем является фон в нашей композиции? (водой)
  5. А кто живёт в воде? (рыбки)

Готовый фон откладывается в сторону высыхать, мисочки с краской закрываются, использованный поролон кладётся в коробочку для мусора.

Педагог предлагает приступить к изготовлению рыбок.

2. Изготовление рыбок

Воспитанники смотрят на готовый образец коллажа, и отвечают на вопросы учителя:

  1. Сколько рыбок вы видите? (три)
  2. Какого они цвета? (жёлтые, оранжевые, сиреневые)

Перед воспитанниками лежит цветной картон. Можно спросить какого он цвета, сколько штук?  Педагог предлагает взять выкройки рыбок, спрашивает какой они формы? Затем на цветном картоне выкройки обводятся простым карандашом. Воспитанники выбирают самостоятельно цвет картона для выкройки той или иной формы рыб. Перед тем как начать вырезать рыбок, повторить технику безопасности при работе с ножницами:

  • ножницы нужно класть с правой стороны от себя кольцами на себя (для  правши);
  • не размахивать ножницами;
  • не передавать острыми концами вперёд.

После того как рыбки будут вырезаны, обрезки картона сложить в коробочку для мусора. Педагог может задать вопросы на повторение:

  1. Ребята скажите, сколько рыбок вы вырезали? (три)
  2. Какого они цвета? (жёлтые, оранжевые, сиреневые)

Педагог походит к каждому воспитаннику и спрашивает, какого цвета у него рыбки.

Далее вырезанные рыбки приклеиваются на фон. Изнаночную сторону выкройки намазать клеем ПВА и приклеить на уже высохший синий фон. Выкройки рыбок можно располагать по желанию, при этом посмотреть на готовый образец коллажа. После того как выкройки приклеены, спросить воспитанников знают ли они, из каких частей состоит рыбка. (голова, туловище, хвост, плавники)

Учитель может рассказать, что при помощи хвоста и плавников рыбы управляют своим движением. Рыбы дышат при помощи жабр, заглатывая ртом воду, которая проходит через жабры и выливается обратно через специальные отверстия. В воде тоже содержится кислород. Рыбы слышат. Уши располагаются внутри головы. Каждый глаз расположен таким образом, что видит рыба изображение только с одной стороны. Рыбы могут видеть перед собой, позади себя, сверху и снизу. А ещё рыбы нюхают носом.

Затем воспитанникам предлагается украсить рыбок. Они должны посмотреть на готовый образец, и сказать, какой материал использован для украшения рыб.                       

Начать с приклеивания глаза. Спросить какой он формы? (круглый)  Где расположен? (на голове) Воспитанники сами могут найти круглые паетки в коробочке перед собой и приклеить их клеем ПВА. Можно спросить, какого цвета паетки?

Дальше рыбки украшаются вначале разноцветными листочками, затем сухоцветами, бисером и блеском. Располагать материал воспитанники могут по своему желанию, проявляя фантазию. Материал приклеивается клеем ПВА. Рыбки украшены.

Физминутка.

  • 5 раз медленно зажмурить глаза;
  • 5 раз посмотреть налево и направо;
  • 5 раз посмотреть по кругу;
  • 5 раз покрутить шею вправо, а затем влево;
  • 5 раз покивать головой;
  • 5 раз повернуть шею направо, а затем налево.

Теперь можно приступить к оформлению композиции.

3. Оформление композиции

Прежде чем приступить к оформлению композиции воспитанники внимательно рассматривают образец коллажа. Педагог спрашивает, какой материал украшает фон? Затем, используя мох, камушки, ракушки, бусины воспитанники украшают фон, при этом проявляя свою фантазию.  Педагог может помогать каждому воспитаннику. Материал приклеивается клеем ПВА. При работе с клеем соблюдать аккуратность. Коллаж готов (см. рисунки).

рис.1
рис.2
рис.3

Остатки не нужного материала выбрасываются в коробки для мусора.

5. Заключение

На занятиях  используется  индивидуальная форма организации коллективной деятельности. Воспитанники работают самостоятельно, с помощью педагога.  На занятиях воспитанники знакомятся с понятием  флористического коллажа, техникой исполнения.  Повторяют  известные им слова (венчик, выкройка,  композиция), узнают новые (оттиск поролоном, фон, паетки  и другие),  развивают мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Чтобы закрепить материал и провести рефлексию воспитанникам можно задать следующие вопросы:

– Ребята, что вы сегодня делали на занятии? (коллаж)

– Кто даст понятие коллажа?

– Что вы изобразили на своих коллажах? (рыбок)

– На чём расположены рыбки в композиции? (на фоне)

– Какого цвета вы нарисовали фон? (синего)

– С помощью чего был нарисован фон, в какой технике? (оттиск гуашью и поролоном)

– Каких цветов были сделаны рыбки? (жёлтые, оранжевые, сиреневые)

– Какой формы выкройки рыбок? (круглые, овальные и вытянутые)

– Каким материалом украшались рыбки и фон? (паетки, сухоцветы, бисер)

– Были ли трудности при выполнении заданий?

– Какие главные результаты на сегодня?

– Какие чувства и ощущения вы испытали при выполнении заданий?

Воспитанников можно спросить о последовательности работы.

Педагог может  предложить воспитанникам сравнить сделанные работы, найти отличия. Далее даётся название работы. Воспитанники могут сказать, куда можно применить созданные ими коллажи? (украсить дом, подарить)

В качестве домашнего задания учитель предлагает воспитанникам в месте с родителями сходить в зоомагазин и рассмотреть аквариумных рыбок. Можно также почитать познавательную литературу о подводном мире и его обитателях.

Урок закончен. Неиспользованный материал сдаётся учителю, мусор выбрасывается в ведро, готовые коллажи оставляются на столах. 

В заключение хочется добавить, что занятия по изготовлению коллажей способствуют развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления коллажей образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие воспитанников, на развитие их мышления. Занимательность работы по изготовлению коллажей из природного материала способствует развитию внимания. Большое значение имеет развитие речи на занятиях. Развитие речи в процессе создания коллажей осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря воспитанников новыми терминами; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности воспитанников.