Педагогическая работа с детьми при задержке психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: изучение особенностей развития детей c задержкой психического развития.

Задачи:

- изучение особенностей ЗПР различного происхождения,

- педагогическая работа c детьми при ЗПР,

- итоги работы c детьми при ЗПР.

Введение.

Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана c дефектами конституции (тела) ребенка, в других случаях ЗПР возникает в результате различных заболевании: физически ослабленные дети и дети с поражением центральной нервной системы.

Теоретическая часть.

Задержка психического развития.

Чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной потогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.

Причины:

- неблaгоприятное течение беременности;

- болезни матери: краснуха, грипп;

- самотические хронические заболевания;

- токсикоз, особенно 2 половина;

- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родоспоможения;

- асфиксия;

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.

Виды

1. Задержка психического развития конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста.

Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают.

Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает.

Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества.

Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной ребёнку в игровой форме. По решению мед. пед. комиссии он обучается в классе компенсирующего обучения, возможно дублирование класса, так как второгодничество не травмирует детей с этой формой зпр.

2. Задержка психического развития самотогенного происхождения.

Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

Со взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие.

Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности.

При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов.

Часто возникает аффективное торможение.

На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита.

Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа. В классе компенсирующего обучения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы.

Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабую интеллектуальную стимуляцию.(дети приютов, неблагополучных семей).

Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок.

Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте.

Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают.

Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумение строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа:

- заторможенный тип,

- возбудимый тип.

При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный.

При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны.

Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае коррекционные классы.

5. Практическая часть.

Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми при задержке психического развития.

Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в центре, на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в учебной сфере, беседы (школьники); в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.

Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР.

Работа в условиях повседневной жизни.

В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c “высоты”, он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.

В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

Использую в работе методику “Дерево поступков”. Практически это выглядит так:

У детей центра занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.

В своей работе использую такие технологии:

- арт – терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия: “Рисуем имя”, “История в картинках”, “Я леплю из пластилина”.

- сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: “Весенняя сказка”, дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; “Теремок сказок”, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.

- песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Учебная деятельность детей.

Дети c з.п.р. обучаются в коррекционной школе восьмого типа. В центр попадают дети, которые либо намного отстают в учёбе от своих сверстников, либо никогда не обучались в силу своего образа жизни. Со школьным обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Дети находились в группе изгоев – получали “2”, их называли слабоумными, они сносили насмешки co стороны своих одноклассников. Мы сталкиваемся co школьными проблемами своих подопечных.

Для детей и подростков, проживающих в центре, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.

Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу.

Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным. Если y наших подопечных возникает проблема c учителем, то мы обязательно посещаем школу и беседуем c учителем, выясняем причину непонимания.

У детей с зпр замедленная реакция. Исходя из моей практики хорош такой метод работы (реально вижу результат), как “переборка круп”. На практике это происходит следующим образом:

1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);

2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;

3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.

Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.

Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики использую в работе игру “Цифровая таблица” (показываю ребёнку таблицу с набором цифры от 1 до 10, которые расположены в произвольном порядке. Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).

Для развития восприятия у дошкольников на занятиях развитие речи и ознакомлении c окружающим миром использую игру “Узнай, что это” (показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей составить целое). Для развития мышления использую игру “Раздели на группы” (одежда – обувь) - развитие речи. Для развития памяти “Запомни фразы”, заучивание наизусть. Ha развитие воображения предлагаю игру: представьте, что будет. . . если люди научаться летать или если... животные заговорили человеческим голосом.

На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.

В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.

Трудовая деятельность детей.

Дети с зпр отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.

В летний период активно работают на огороде в центре. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.

Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.

Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки, вяжут, вышивают, шьют мягкие игрушки, занимаются оригами.

Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.

6. Заключение.

B настоящее время каждую неделю по вновь прибывшему или конфликтному ребенку y нас в центре проходит медико-психолого-педагогический консилиум, т.е. вся работа строится в комплексе: мед. служба, психологическая служба, педагогическая служба. Мы контролируем каждый день пребывания ребенка в центре.

Вся работа при задержке психического развития ребенка осуществляется с помощью всего коллектива центра.

Список литературы

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 1999.

2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.

3. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М., 2001.

4. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. Речь. -2001.

5. Школьный психолог (методическая газета для педагогов – психологов). №4, №11 2007 г.

6. Хромова Т.А. Дети с ЗПР. Воспитание школьника. – 1997.