Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение этому предмету в данной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связанным с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Об этом говорится и в учебной программе под редакцией В.В. Воронковой и в работах М.Н. Перовой. Знания, которые получают учащиеся на уроках математики, не могут носить характер механического заучивания и тренировок, они должны быть осознанными, мотивированными, т.е. отвечать на вопросы: «А зачем это мне нужно знать, и где я это применю на практике?»

Решение этих вопросов позволит преодолеть косность мышления и стереотипность использования полученных знаний у учащихся с нарушением интеллекта. Успех в осуществлении поставленных целей во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, от целесообразности и правильности использования их учителем в учебном процессе. Практика работы в коррекционной школе показывает, что реализация общеобразовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, поставленных учителем на уроке математики, возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами и окружающим миром. Работая в школе учителем математики уже много лет, я использую на своих уроках знания учащихся, которые они получают на уроках естествознания, истории, географии, труда, изобразительного искусства, на занятиях социально-бытового ориентирования и, даже, их небольшой жизненный опыт. Во время устного счета, при решении арифметических задач по различным темам использую сведения о развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства, исторические данные, числовой материал из учебников естествознания, географии, истории. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннеса. Например:

1. Реши примеры и узнаешь, о ком сегодня пойдет речь на уроке:

96:6, 88:8, 99:11, 100:4, 60:5, 720:8, 1400:7;
11 – У, 25 – О, 90 – О; 9 – В, 12 – Р, 16 – С, 200 – В.

2. Длина Москвы-реки в черте города 90000 м. Сколько это километров?

А длина реки Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в 3 раза меньше.
Какова протяженность реки Яузы в черте города?

3. Выполни преобразования чисел из Книги рекордов Гиннеса.

а) Гиганты:
Человек самого высокого роста – 245,7 см; вес – 189,6 кг.
Самая высокая женщина – 231,7 см; вес – 209,5 кг (родилась 2,95 кг).

б) Карлики:
Самый низкорослый среди мужчин – 137 см, женщин – 135 см.

в) Самый крупный тигр:
Вес – 388,7 кг; рост – 3,22 см (находится в США в музее естественной истории). В России – амурский тигр: длина – 3,15 см; вес – 265 кг.

г) Самый большой и тяжелый:
Млекопитающее – кит-полосатик. Длина – 33,58 м; вес – 187 т; вес языка– 4,22 т, сердце – 698,5 кг; скорость – 37 км/ч в течение 10 мин; детеныш длиной 6,5 – 8,6 м; вес – 2,95 т.

д) Самое быстрое морское животное:
Дельфин-касатка длиной 6,10 – 7,62 м; скорость – 55,5 км/ч.

е) Самое быстрое животное суши:
Леопард, его скорость – 96 –101 км/ч, но встречаются и до 114, 135 и 145 км/ч.

ж) Самое маленькое плотоядное животное:
Обитает в полярных районах – карликовый горностай. Длина – 177 – 207 мм, вес – 35 – 70 г.

з) Самая крупная птица:
Дрофа кори в Южной Африке – вес до 18 кг.

и) Самые мелкие птицы:
Колибри – длина – 57 мм, вес – 1,6 кг. Морские птицы – малый буревестник длиной 140 мм, вес – 28 г.

4. Найди и исправь ошибки в преобразованиях.

  • 5 км 16 м = 5,16 км (5,016 км)
  • 2 кг 154 г = 2,154 кг
  • 2 р. 17 к. = 2,017 р. (2,17 р.)
  • 2 м 15 см = 2,15 см (2,15 м)

5. Задачи с данными из окружающего мира.

  1. Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 1,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето?
  2. Тигренку в зоопарке дают в день 0,005 т мяса, а взрослой тигрице в 5 раз больше. Сколько нужно им мяса на февраль?
  3. Слон в зоопарке получает 0,02 т черного хлеба и 0,003 т белого хлеба. Сколько нужно хлеба слону на день, месяц, год?
  4. Синица за день уничтожает 0,014 кг вредных насекомых, а муховка в 5 раз больше. На сколько больше насекомых уничтожит за лето муховка, чем синица?
  5. Новорожденный детеныш кита имеет длину 6,7 м, а взрослый кит в 5 раз длиннее. На сколько длиннее взрослый кит?

6. Составь верные равенства (карточки-таблички).

5 т 8 кг 1,012 км
5 мм 4,12 м
15 р. 18 к. 0,5 см
4 м 12 см 5,008 т
1 км 12 м 15,18 р.

И много других примеров можно привести из различных областей окружающего мира.

Такие традиционные формы межпредметной связи используют многие учителя, работающие в коррекционной школе. Подобные задания активизируют познавательную деятельность умственно отсталых школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

Но жизнь идет вперед, ставит новые задачи перед учителем, в том числе коррекционной школы, заставляя применять инновационные методы обучения и развития детей с нарушением интеллекта

Мною разработана и проведена серия нетрадиционных уроков математики, связанных с историей, географией, трудовым обучением, изобразительным искусством, естествознанием. Например: «Все действия с десятичными дробями» – обобщение знаний по теме «Млекопитающие»; «Действия с числами, полученными при измерении» связь с историей «Дополнение и обобщение знаний о Московском Кремле»; «Умножение и деление на однозначное число» связь с окружающим миром «Жизнь муравьев»; «Параллельные и перпендикулярные прямые» связь с изобразительным искусством и историей, применение знаний о древних жилищах в изображении славянской избы; «Все действия с целыми числами» связь с географией «Обобщение и закрепление знаний о нашей Родине – России».

Составляя конспекты таких уроков, пользуюсь Программой по математике специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (авторы М.Н. Перова; В.В. Эк, в сборнике под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 2001) и, конечно же, советами и рекомендациями учителей-предметников своей школы. Без тесной связи с коллегами такие уроки невозможны и непродуктивны.

На мой взгляд, такая форма уроков позволяет умственно отсталому школьнику установить взаимосвязь между знаниями, перенести свои знания в иные условия и актуализировать их. На нетрадиционных, так называемых, интегрированных уроках, знания по какому-либо предмету обогащаются, дополняются, используются в практической деятельности и повседневной жизни умственно отсталых школьников. Это как раз то, чего не хватает им в силу присущих особенностей психического развития. Обращение к нестандартным, новым формам проведения уроков в специальной (коррекционной) школе объясняется и тем, что окружающий мир познается в многообразии и единстве (развивается способность анализа и синтеза), побуждает к активному познанию (так несвойственному умственно отсталому школьнику), способствует развитию речи (очень важной составляющей развития детей с нарушением интеллекта).

Использование различных видов работы поддерживает на таких уроках внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности урока.

Нестандартные уроки увлекательные, интересные; снимают перенапряжение, утомляемость, служат развитию воображения, мышления, памяти. Уроки такого вида я провожу регулярно, все зависит от творческой фантазии и подходящей темы. Использование материала других предметов на уроке математики показывает нужность, важность ее изучения, как учебного предмета. Связь математики со всеми сторонами практической деятельности человека, значительно повышает любовь и интерес к предмету, к процессу обучения в школе в целом. Это очень важно в наше время, когда желание учится у детей, становится все меньше и меньше.

Хочется остановиться на применении на своих уроках изданных рабочих тетрадях для 5-9 классов, авторы: Алышева Т.В., Петрова М.Н., Яковлева И.М., которые тоже способствуют внедрению в учебный процесс инновационных методических приемов. В данных пособиях прослеживается связь математики с практической деятельностью человека, окружающим миром. Пособия являются хорошим материалом, как для урока, так и для домашнего задания.

Приведу фрагменты своих нетрадиционных уроков.

Тема: Все действия в пределах 10000 («Россия – Родина моя»), 6-й класс.

1. Организационный момент.

Ребята, девизом нашего урока мы возьмем стихотворение:

О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная.
И дорожат они тобой.

2. Фрагмент устной работы.

Дайте ответы на вопросы:

  1. Сколько океанов входит в мировой океан?
  2. Какой самый большой океан, а какой самый глубокий?
  3. Закончи предложение: «Москва – порт…»
  4. Какие знаете горы, расположенные в России? Какие горы самые высокие?

3. Закрепление.

Решите задачу по краткой записи.

Тема: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины («Математика и труд в жизни рядышком идут»), 5-й класс.

Задачи:

1. Какой длины нужно взять бахрому для отделки салфетки в виде квадрата со стороной 30 см. Ответ вырази в более крупной мере. Найди похожую салфетку на стенде. Проверь ответ измерением.

2.

Какой длины нужны гвозди, чтобы прибить брусок? Можно ли взять гвозди меньшей длины и почему?

3. Решите примеры, решив, узнаете, сколько нужно взять ткани на пошив наволочек с клапаном размерами: 60 × 60; 70 × 70; 80 × 80

  • 60 см × 2 + 3 см + 25 см + 2 см =
  • 70 см × 2 + 3 см + 25 см + 2 см =
  • 80 см × 2 + 2 см + 25 см + 2 см =

Тема: Действия в пределах 1000 («Муравьи»), 5-й класс.

Задания:

1. Решите пример: 168 разделить на число лапок муравья, мы узнаем, сколько видов этих насекомых проживает в Московской области?

2. Решив этот пример, узнаем высоту домика муравьев.

75 см × 2, ответ запиши крупной мерой. Как называется муравьиный дом?

3. Задача:

Что, кроме вредных насекомых любят муравьи? (Сладкое)

Помогите посчитать массу пирога для Мурашки, по рецепту:

  • 2 ст. муки по 200 г
  • 100 г сметаны
  • 200 г сахара

200 г сгущенного молока. Все смешать, выпекать в духовке 30 мин.

А после выпечки пирог потерял 150 г. Какова масса испеченного пирога?

В конце урока я приношу пирог в виде муравейника. Все вместе пьем чай и подводим итоги урока.

Тема: Действия с числами, полученными при измерении («История Московского Кремля»), 6-й класс.

Задания для устного счета:

1. Царь-пушка:

  • диаметр орудия – 9 дм 1 см
  • длина – 5 м 64 см
  • вес ядра – 1 т
  • вес пушки – 38 т 400 кг

Царь-колокол:

  • высота – 6 м 14 см
  • вес – 200т
  • вес отколовшегося куска – 11 т 500 кг

По карточкам с числами, выраженными в мелкой мере, составить верные равенства с данными числами.

2. Какая еще есть достопримечательность в Кремле? (Храм Василия Блаженного). Какую фигуру образуют купола храма? (восьмиугольник). Вычислите периметр этого восьмиугольника, если сторона равна 20 м.

3. Пример:

2 км 970 м × 2 – 5 км 869 м =

Что обозначает число, получившееся в ответе? Посмотри на плакате (71 м – высота Спасской башни). Что мы о ней знаем? (Показывает Московское время, отбивая каждые 15 минут колокольным звоном).

Тема: Параллельные и перпендикулярные прямые («Изображение славянской избы»), 6-й класс (геометрия).

Тип урока: нетрадиционный – использование сведений, полученных на уроках истории, ИЗО, окружающего мира, из музея истории Москвы.

Оборудование: макеты и изделия из дерева (колодец, мебель, изба), плакаты, рисунки, фотографии, приборы (отвес, уровни), веревка.

Задание: Провести нужные параллельные и перпендикулярные прямые в рисунке избы.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в окружающей среде математические факты, применять математические знания для решения практических задач, которые каждый день ставит жизнь. Учитель математики должен продолжить закрепления тех знаний и умений, которые дадут учителя труда, географии, истории, естествознания. И в то же время подготовить учащихся теоретически к восприятию объясняемого материала на других уроках. (Например, «Какие меры нужно выбрать для определения толщины материала?», «В каких мерах снимать мерки для шитья наволочки, пододеяльника?», «Какой выбрать масштаб для построения отрезка на альбомном листе?»). Только при осуществлении связи преподавания математики с другими предметами можно добиться осмысленного обучения детей с нарушением интеллекта.