Лексическая работа на уроках русского языка в классе с коррекционным составом учащихся

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика


В настоящее время в Российской Федерации возникла реальная необходимость создания в общеобразовательных школах специальных классов для обучения детей мигрантов, среди которых всё больше тех, для кого русский язык не является родным. Выделение трудностей обучения детей, определение способов преодоления этих трудностей – важнейшие задачи современного начального обучения русскому языку. Поскольку в любой школе с русским языком обучения оказываются дети разных национальностей, то сами классы в ней приобретают статус классов с многонациональным составом учащихся. Основная задача обучения детей-мигрантов в подобных классах уже на самой первой его степени сводится к подготовке школьников к их дальнейшему обучению на русском языке.

Поэтому начальный период обучения русскому языку должен обеспечить становление навыков устной речи, обучение грамоте (первоначальное формирование навыков чтения и письма), овладение основными грамматическими и орфографическими нормами русского языка.

Из всех направлений изучения русского языка в классе с многонациональным составом учащихся лексическая работа является наиболее значимой. Ограниченность словарного запаса детей-мигрантов неизбежно приводит к трудностям в усвоении ими не только русского языка, но и других учебных предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов и словосочетаний.

Особенности речевого развития таких учащихся и отсутствие специально разработанных заданий для нерусских детей в школьных учебниках русского языка подводят учителя кметодическому переосмыслению данной проблемы и поиску путей ее решения.

Отправной точкой в такой работе является диагностика уровня пассивного и активного словаря нерусских учеников.

Предлагаю тестовые задания, которые были мною, использованы для диагностики уровня развития словаря детей.

Тестовое задание 1. Определение уровня пассивного словарного запаса.

Задание: подчеркни правильный ответ.

  1. Лоскуток – это ...
    1) маленький лось;
    2) кусочек ткани или кожи;
    3) небольшое помещение.

  2. Украдкой – это ...
    1) незаметно;
    2) красиво;
    3)весело.

  3. Землянка – это ...
    1) ягода;
    2) жилище в земле;
    3) берлога медведя.

  4. Скалка – это ...
    1) деревянный валик для раскатывания теста;
    2) прыгалки;
    3) место сброса мусора.

  5. Кадушка – это ...
    1) спальная принадлежность;
    2) небольшая бочка;
    3) кастрюля.

  6. Дремать – это ...
    1) находиться в полусне;
    2) хлопнуть дверью;
    3) искать маму.

  7. Смущаться – это ...
    1) передвигаться;
    2) располагаться в каком-то месте;
    3) стыдиться.

  8. Стрижка – это...
    1) жена стрижа;
    2) женщина-сторож;
    3) прическа.

  9. Аптечка – это...
    1) маленькая аптека;
    2) набор лекарств для оказания первой помощи;
    3) работница аптеки.

  10. Сугроб – это...
    1) большая куча снега;
    2) сильный снег с ветром;
    3) танцевальный шаг.

Сестра ... брата в школу. привела, принесла, притащила
На столе ... красивая ваза с цветами. лежала, стояла, висела
На улице ... сильный дождь. летит, плывёт, идёт
По утрам всё чаще на траве появляется ... роса, земля, зелень
... котёнок играл клубком и запутался в нитках. хитрый, грустный, озорной
Яркий свет ... глаза. светил, слепил, темнил
У лисицы ... хвост. пушистый, лохматый, мохнатый
Поздней осенью медведь впадает в … берлогу, спячку, норку
Вдруг подул лёгкий ... и стало прохладно. ураган, ветер, ветерок
Вчера на улице был … мороз. холодный, ледяной, сильный

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Результаты в 1-4 балла свидетельствуют о низком уровне, в 5-8 баллов о среднем уровне, в 8-10 баллов о высоком уровне развития лексики.

Как правило, уровень развития активного и пассивного словаря таких детей не выше среднего, поэтому почти всегда необходима работа по расширению их словарного запаса.

Какими приемами следует пользоваться для решения этой задачи? Какой избрать материал? Как помочь детям-мигрантам освоить русский язык? Каковы общие подходы к лексической работе в классах с многонациональным составом учащихся?

Для усвоения законов языка и системы лингвистических понятий ребенку необходим определенный словарный запас, пополнить который можно, лишь проводя систематическую специальную работу.

В лексике отражаются контакты между различными народами, поэтому и встречаются слова, которые являются общими для многих языков. Эта особенность лексики ставит перед учителем задачу создания условий для накопления учащимися таких языковых единиц. Следует научить детей соотносить общие для разных языков слова с предметами, признаками и действиями, которые они обозначают, а также с аналогичными названиями в родном языке. При организации словарной работы с учащимися необходимо научить по возможности устанавливать все связи между словами, что значительно облегчит усвоение лексической системы русского языка. В.В. Виноградов отмечает:

«Характерной особенностью русского языка является тенденция к группировке слов ... вокруг основных центров значений».

По мнению ученых, усвоение тематических связей заметно облегчает запоминание слов в силу образования ассоциативных связей между ними и способствует выработке умения правильно употреблять слова в соответствии с ситуацией общения.

Расширение пассивного и активного словаря учащихся происходит за счёт выявления значений новых слов, развития умения точно использовать слова в речи, совершенствования умений уместного употребления синонимов, антонимов, многозначных слов. Основные принципы отбора и предъявления слов на уроке определяются следующими факторами: практической ценностью слова для конкретного этапа обучения; особенностью словарного состава родного языка учащихся, в котором может и не быть не только слова, но и самого понятия; частотностью употребления слова в разговорной речи и в текстах для чтения; доступностью слова с точки зрения его звукового состава.

Слова в активную речь учащихся вводятся в том естественном лексико-грамматическом окружении, в котором и существует любое слово: в предложении, контексте. Заметим, что работа над изолированными словами представляет лишь кратковременный этап, связанный с необходимостью преодолевания трудностей в связи с восприятием и произношением слова. Закрепление же новых слов должно проводиться в активном их употреблении в соответствии с коммуникативными задачами.

Словарный запас детей обогащается и за счёт расширения их представлений об окружающем мире. Особенность знакомства младших школьников со значениями многих слов состоит в использовании натуральной или предметной наглядности, что поможет детям не только связать новое слово с предметом или действием, но и выявить новые свойства и качества, не замеченные ими ранее или не осмысленные.

При организации работы над новыми словами учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – не родной язык.

Помимо названных приемов толкования значения отдельных слов могут быть использованы и такие:

  • показ предмета, действия или признака, называемого словом;
  • предъявление соответствующей иллюстрации;
  • перевод слова на родной язык;
  • морфемный или словообразовательный анализ слова;
  • обращение к этимологии слова;
  • подбор синонимов и (или) антонимов;
  • элементарное определение понятия на родном или русском языках.

Объяснение значения слова это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учеников-билингвалов. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому, каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и использован различные приемы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других, предъявленных звучащими, др.).

Приведу примеры заданий, направленных на формирование умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы.

1. Какое из данных слов (летят, плывут) можно вставить в оба предложения?

По небу... облака. Корабли... к берегу.

2. Запиши предложения, заменяя слово идёт близкими по смыслу.

Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.

3. Найди в словаре толкование слова розетка. Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.

4. Соедини близкие по смыслу слова:

огонь          грязный
чистый   алый
красный   скакать
бросать   пламя
прыгать   озорник
шалун   кидать

Какие слова остались без пары? Почему?

5. Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению.

Девочка искала книгу, которая исчезла со стола. На улице был холод, и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.

6. Закончи строчку стихотворения подходящим синонимом.

Я прыгун весёлый – мячик.
Не люблю того, кто плачет.
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто (прыгает).

Я конёк не простой!
Я конёк заводной!
Гоп-гоп, цок-цок.
Запрягай меня, (товарищ).

7. Узнай слово по его значению.

  • Тот, кто сражается с врагом, – ...
  • Сильная метель, снежная буря – это...
  • Маленькая собачка – ...
  • Хлеб с маслом, сыром или колбасой – ...
  • Загородный дом для летнего отдыха – ...

8. Из каждого предложения выпиши парами слова с противоположным значением.

Родимая сторона – мать, а чужая мачеха. Труд кормит, а лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Мягко стелет, да жёстко спать. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни.

9. Соедини слова с противоположным значением:

нашёл          светло
чистый   поднял
уронил   грязный
темно   редкий
восход   потерял
частый   встал
сел   закат

Ограниченность детской лексики, отсутствие языковой интуиции, недостаточный опыт русскоязычного общения учеников класса с многонациональным составом все эти факторы требуют от учителя глубокого методического и содержательного осмысления речевой работы на уроках русского языка.