Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


1. Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом “заикание”

2. Примеры упражнений для каждого этапа формирования чувства ритма у детей:

2.1. I этап

  • упражнения на построение ритмического ряда
  • упражнения на установление ритмических координаций
  • упражнения на усвоение способов трансформации

2.2. II этап

  • упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа
  • упражнения на формирование представлений о раузировании
  • упражнения на формирование представлений о ритмическом ударении

2.3. III этап

  • упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова
  • упражнения на освоение слогового и звукобуквенного анализа слова
  • упражнения на выделение морфологических признаков слова

3. Список литературы

Данная программа построена с учетом этапности работы над чувством ритма у детей с диагнозом заикание, а именно:

I этап – построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи)

II этап – формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи)

III этап – усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова

I ЭТАП

1.1. Построение ритмического ряда

1. Четверо детей стоят в шеренгу и делают по очереди по своему желанию какое-либо движение под музыку различного характера или под счет четыре раза. Остальные должны вспомнить, что они сделали.

Вопрос: Что делали Петя, Вова, Наташа, Катя?
Ответ
: Петя поднял руку, Вова хлопал в ладоши и т.д.

2. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу, полету птицы и др.

3. Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

  • Цвета
  • Величины
  • Формы

Чередование элементов предлагается по показу или образцу.

После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продолжить ряд.

Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разноцветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.

Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд, вставив недостающие формы.

Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда и исправить его.

Инструкции:

  • найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выложены на линии)
  • проверь и найди ошибку у товарища (на подгрупповых занятиях)

Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из данных геометрических форм и затем зарисовать его, используя трафарет. Для этого упражнения можно использовать геометрические формы из набора “Конструктор”, шаблоны и школьный трафарет.

1.2. Установление ритмических координаций

1. Дети “вбивают молоточком гвозди в стену”, говоря:

Молоточком я стучу (два удара),
В стенку гвоздь вколочу (два удара),
Гвоздь вбиваю сильней (два удара),
Для картинки моей (два удара).

2. “Звуковые дорожки”: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

  • _____ _ ______ _ ______ _ ______ _
  • _ _____ _ _ _____ _ _____ _ _ _____

3. Мяч. Дети перебрасываю мяч от соседа к соседу по кругу. Каждое слово стиха сопровождается броском. Дети должны запомнить слово, которое они говорили во время броска, и порядок слов.

Потом дети меняются местами, и каждый называет свое слово по порядку, только после этого он получает мяч от бывшего соседа.

Мы бросали мяч друг дружке, мячик прыгал, как лягушка

1.3. Усвоение способов трансформации

1. Воспроизвести ритмические ряды по образцу:

  • выложить разноцветную дорожку, слушая голоса животных (каждому подражанию соответствует определенный цвет квадрата)
  • “озвучить” эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат
  • Воспроизвести серию движений, с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку

2. Воспроизвести речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом. Предварительный анализ включает узнавание и воспроизведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, установление последовательности и количества цветных кругов в каждом образце^

  • Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги. Образец данной карточки предлагается ребенку на этапе автоматизации звука “р” в слогах.
  • Ребенку предлагается “зашифровать” заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого шифра. Образцом служит речь педагога, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предлагает воспроизвести их ребенка на строке с помощью разноцветных кружков.

II ЭТАП

2.1. Усвоение ритмических эталонов темпа

1. “Камень, ножницы, бумага”

2. Проговаривание слоговых цепочек, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом.

3. Ребенку предлагается проговорить знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Условие: соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (кротка дорожка – быстрый темп, длинная – медленный). Предварительный этап: заучивание поговорок, стихов, потешек)

2.2. Формирование представлений о паузировании

1. Выделение паузы в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу.

  • Ребенку предъявляется образец синкопированной дорожки из мозаики, и предлагается воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.
  • После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти

2. “Поющие лабиринты”: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги). Проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует “остановке”. Продолжительность фонации соразмерна длине каждого отрезка.

2.3. Формирование представлений о ритмическом ударении

1.Выделение сильных долей в речевом ритмическом ряду. Воспитатель произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить самый громкий звук (слог).

2. Составление ритмических рядов на основе чередования сильных и слабых долей. Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому – хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому – легкий хлопок с маленькой амплитудой движения рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), азтем по памяти, без зрительной опоры.

3. Выделение ключевого слова в ритмизированной стихотворной речи. Предварительная работа: заучивание стихов, поговорок, скороговорок.

Например, скороговорка: “Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит”.

Вопрос: Ответ:
(Кто?) на дубу сидит и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел (где?) сидит и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел на дубу (что делает?) и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и (где?) дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и в дубу (что?) долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает?) Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит

III ЭТАП

3.1. Упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова

1. Соотношение слова с заданной ритмической схемой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, “лишние” убирает в отдельную стопку. Предварительная работа: построение схемы из геометрических форм, пересчет количества деталей схемы и формулирование игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова.

2. Дифференцировка слова с различной слогоритмической структурой.

Ребенку предъявляются предметные картинки (карточки со словами) с ритмической сменой “длинных” и “коротких” слов: дом, машина, кот, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстукивая кулачками “короткие” и отхлопывая ладошками “длинные” слова.

3.Дифференцировка слова в соответствии с заданными ритмическими схемами. Ребенку предъявляют две(три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметы картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает “лишние” слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

3.2. Освоение слогового и звукобуквенного анализа слова

1.Составить схему слоговой структуры слова. Послоговое проговаривание слова сопровождается составление схем и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: собака – три слога – первый “со”, второй “ба”, третий “ка”.

Вопросы к ребенку: – Назови первый слог (второй, третий)

– Какой по счету слог “ба” (“ка”, “со”)?

2. Различение слов-паронимов. Воспитатель произносит цепочку слов и предлагает ребенку выбрать слово, которое отличается от остальных.

Например:

катушка-катушка-подушка-катушка
удочка-уточка-удочка-удочка
совок-совок-сапог-совок

3. Трансформирование слоговой схемы. Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить схему из счетных палочек; определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы.

Например:

3.3. Выделение морфологических признаков слова

1. Выделение заданного слога в структуре слова. Ребенку предлагается проговорить слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог – громко, остальные шопотом). Нпример: слова с одинаковой слогоритмической структурой – батон, вагон, балкон, закон; слова, содержащие одинаковые слоги – роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы.

2. Изменение местоположения ударного слога в структуре слова. Ребенку предлагается последовательность действий:

  • проговорить слово с соблюдением правил орфографии
  • составить его схему, используя специальные знаки
  • изменить местоположение знака ударения в схеме
  • воспроизвести слово в соответствии с изменениями

Например: МАЛИНА

Если ребенок затрудняется в выполнении упражнения, то проговаривание слова сопровождается хлопками (акцент на ударный слог)

Усложнение: Смена ударения в парах слов, при этом уточняется семантическое значение слова.

косА – кОсы, мАшина – машИны, замОк – зАмок

Закреплению полученных навыков способствуют игры – индивидуальные или групповые:

  • сюжетно-ролевые
  • игры-драматизации
  • пальчиковые игры
  • подвижные игры

Литература

  1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
  2. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
  3. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. – Санкт-Петербург: Дельта. 1996.
  5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.