Коррекционно-игровые упражнения по развитию лексической стороны речи на уроках коррекции в начальной школе VIII вида

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели урока: развивать лексическую сторону речи учащихся; расширять словарный запас; формировать умение грамматически верно выражать свои мысли; воспитывать интерес к обучающему процессу.

Оборудование урока: вырезанные из картона листья с картинками и без них; рисунок ёжика; картинки: лимон, яблоко, малина; мячик; карточки с предложениями; карточка с рисунком.

Ход занятия

1. Организация класса.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Какое настроение стало у вас? (хорошее). Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Тихо сели.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем, учиться более четко, выражать свои мысли, правильно строить предложения и конечно пополним наш словарный запас.

3. Игра “Кто как подаёт голос”.

– Какое сейчас время года? (осень).

– Правильно осень и значит, падают листья. Посмотрите на эти листья. Найдите одинаковые листочки по форме и цвету.

Дети парами отбирают одинаковые листья.

– А теперь перевернём оставшиеся листья, посмотрите, на них нарисованы животные. Вы должны назвать данное животное и сказать, как оно подаёт голос.

4.Описание предметов по форме, цвету, величине, запаху и вкусу.

– Вы сейчас называли многих животных.

– А кто мне скажет, какие животные осенью ложатся в спячку? (медведь, барсук, ёж и т.д.)

– А вот один из ёжиков, еще в спячку не лёг, он пришел к нам в гости на занятие и принёс подарки.

Учитель вызывает ученика, показывает ему картинку. Ученик должен описать показанный ему предмет по форме, цвету, величине, запаху и вкусу, начиная с обобщающего слова. Остальные ребята отгадывают, что нарисовано на картинке.

– Молодцы. Вы правильно справились с заданием.

5. Отгадывание загадок.

– А ещё ёжик принёс загадки:

Пришла из леса птичница
В рыжей шубке – кур считать. Лиса.

Стройный, быстрый, рога ветвистые,
Носит весь день. Кто это? Олень.

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. Волк.

Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц.

– Как назвать эти предметы? Дикие животные.

6. Физкультурная минутка.

– Кто запомнил, каких животных мы назвали? ( лиса, олень, волк, заяц).

Встаньте все и жестами изобразите лису, оленя, волка и зайца.

7. Игра с мячом.

– А теперь мы продолжим нашу физ. минутку сидя. Проверим вашу сообразительность и ловкость ваших рук. Играть будем с мячом. Я буду называть вам слово, и кидать мяч. А вы называете слово противоположное данному и кидаете обратно мяч.

Начать – закончить.

Грустный – весёлый.

Большой – маленький.

Горе – радость.

Широкий – узкий.

Белый – черный.

Тяжелый – лёгкий.

Колючий – пушистый.

8. Добавление прилагательных и глаголов в предложение.

– Так как вы вспомнили много слов, то вам будет легко закончить предложения.

9. Работа в тетрадях.

– А теперь будем работать в тетрадях. Но перед работой надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

– Открыли тетради и записали число.

– Наши пальчики вернулись с прогулки, а погода, как часто бывает осенью, испортилась, и пошёл дождик. Внимательно посмотрите на картинку, запомните её. А теперь самостоятельно зарисуйте эту картинку в своих тетрадях. Учитель убирает рисунок.

 

После зарисовки дети проверяют, правильно ли они нарисовали.

– А теперь ёжик выберет самые лучшие работы. Выбранные работы показываются всему классу.

– Посмотрите, ёжик уже устал. Давайте с ним попрощаемся и отпустим его в лес.

10. Подведение итогов занятия.