Цели урока: развивать лексическую сторону речи учащихся; расширять словарный запас; формировать умение грамматически верно выражать свои мысли; воспитывать интерес к обучающему процессу.
Оборудование урока: вырезанные из картона листья с картинками и без них; рисунок ёжика; картинки: лимон, яблоко, малина; мячик; карточки с предложениями; карточка с рисунком.
Ход занятия
1. Организация класса
.– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Какое настроение стало у вас? (хорошее). Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Тихо сели.
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы будем, учиться более четко, выражать свои мысли, правильно строить предложения и конечно пополним наш словарный запас.
3. Игра “Кто как подаёт голос”.
– Какое сейчас время года? (осень).
– Правильно осень и значит, падают листья. Посмотрите на эти листья. Найдите одинаковые листочки по форме и цвету.
Дети парами отбирают одинаковые листья.
– А теперь перевернём оставшиеся листья, посмотрите, на них нарисованы животные. Вы должны назвать данное животное и сказать, как оно подаёт голос.
4.Описание предметов по форме, цвету, величине, запаху и вкусу
.– Вы сейчас называли многих животных.
– А кто мне скажет, какие животные осенью ложатся в спячку? (медведь, барсук, ёж и т.д.)
– А вот один из ёжиков, еще в спячку не лёг, он пришел к нам в гости на занятие и принёс подарки.
Учитель вызывает ученика, показывает ему картинку. Ученик должен описать показанный ему предмет по форме, цвету, величине, запаху и вкусу, начиная с обобщающего слова. Остальные ребята отгадывают, что нарисовано на картинке.
– Молодцы. Вы правильно справились с заданием.
5. Отгадывание загадок.
– А ещё ёжик принёс загадки:
Пришла из леса птичница
В рыжей шубке – кур считать. Лиса.Стройный, быстрый, рога ветвистые,
Носит весь день. Кто это? Олень.Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. Волк.Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц.
– Как назвать эти предметы? Дикие животные.
6. Физкультурная минутка.
– Кто запомнил, каких животных мы назвали? ( лиса, олень, волк, заяц).
Встаньте все и жестами изобразите лису, оленя, волка и зайца.
7. Игра с мячом.
– А теперь мы продолжим нашу физ. минутку сидя. Проверим вашу сообразительность и ловкость ваших рук. Играть будем с мячом. Я буду называть вам слово, и кидать мяч. А вы называете слово противоположное данному и кидаете обратно мяч.
Начать – закончить. |
Грустный – весёлый. |
Большой – маленький. |
Горе – радость. |
Широкий – узкий. |
Белый – черный. |
Тяжелый – лёгкий. |
Колючий – пушистый. |
8. Добавление прилагательных и глаголов в предложение.
– Так как вы вспомнили много слов, то вам будет легко закончить предложения.
9. Работа в тетрадях.
– А теперь будем работать в тетрадях. Но перед работой надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика: пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
– Открыли тетради и записали число.
– Наши пальчики вернулись с прогулки, а погода, как часто бывает осенью, испортилась, и пошёл дождик. Внимательно посмотрите на картинку, запомните её. А теперь самостоятельно зарисуйте эту картинку в своих тетрадях. Учитель убирает рисунок.
После зарисовки дети проверяют, правильно ли они нарисовали.
– А теперь ёжик выберет самые лучшие работы. Выбранные работы показываются всему классу.
– Посмотрите, ёжик уже устал. Давайте с ним попрощаемся и отпустим его в лес.