Цели:
- обобщить знания о классификации предложений по цели высказывания, научить чётко определять тип предложения и верно интонировать предложение в устной речи;
- развивать устную речь и словесно-логическое мышление детей, оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга, формировать базис подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий; формировать смыслообразующую функцию психических процессов и произвольную саморегуляцию;
- воспитывать коммуникативные навыки детей, чуткость к родному языку, любовь к Владимирскому краю.
(цели каждого упражнения, выполняемого на занятии, представлены в Приложении 1)
Оборудование: компьютер с медиапроектором, слайды: сюжетная картина «Владимир», предметные картины «Дмитриевский собор», «Успенский собор», «Старый Владимир», «Золотые Ворота»; экран; карточки – психогимнастика «Настроение»; карточки – «Знаки препинания», материал для пальчиковой гимнастики, аромалампа – лаванда, мяч, тетради, ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поработаем в необычной обстановке: на нашем занятии присутствует много гостей. А вы знаете, что когда гости – в доме праздник, радость. Надеюсь, настроение у вас будет соответствующее. Нарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях значки настроения. А теперь изобразите ваше настроение мимикой.
(Используются карточки-психогимнастика «Настроение», которые, соответственно настроению каждого ребёнка, вывешиваются на доске под карточкой с его именем.)
– Итак, сегодня на занятии мы совершим заочную экскурсию по нашему городу и в ходе этой экскурсии уточним наши знания о классификации предложений по цели высказывания. А как вы думаете, зачем это необходимо чётко знать?
(Выслушиваются мнения всех детей.)
– Научимся выразительно произносить разные предложения для того, чтобы наша речь была красивой и понятной окружающим. Будем следить за верным оформлением на письме разных предложений.
2. Дыхательная гимнастика + ароматерапия
– Подготовим наши органы дыхания к беседе. Вы чувствуете, что в нашем кабинете сегодня необычно пахнет лавандой. Запах лаванды успокоит наши нервы и поможет избежать большого количества ошибок на письме.
Итак, садимся прямо. Правую руку положим на область диафрагмы. Выдох. Вдох носом (рот закрыт). Вдох приятный, лёгкий, без напряжения. Выдох – через нос. Пауза. Вдох. Следим, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались спокойными.
– Теперь поработаем с огранами артикуляции.
(Выполняются упражнения «Пятачок» – «Улыбка», «Часики», «Вкусное варенье».)
– Наши лёгкие развернулись, насытились кислородом, органы артикуляции тоже готовы к работе и беседе о городе, в котором мы живём.
3. Обобщение материала о классификации предложений
Слайды с видом города.
– Посмотрите на фотографию. Что изображено? Как называется этот город? На какой реке стоит город? Ответьте полным предложением. (Город Владимир стоит на реке Клязьме.)
– Запишите это предложение в тетради.
– Какой знак поставили в конце данного предложения? (Поставили точку.)
– Докажите, что здесь нужна точка, а не какой-либо другой знак. (Предложение произносилось со спокойной интонацией, в нём просто содержалось спокойное сообщение.)
– Как называется предложение, в котором о чём-либо сообщается, повествуется? (Это повествовательное предложение.)
– Что происходит с голосом, с интонацией, когда мы произносим повествовательное предложение? (Голос сначала повышается, а затем плавно понижается к концу предложения, делается пауза.)
– А если мы хотим что-то узнать, спросить, – какое предложение по цели высказывания мы используем? (Вопросительное предложение.)
– Составьте предложение, содержащее вопрос, о возрасте нашего города. (Владимир – это старый город?)
– Запишите это предложение. Какой знак поставили в конце? Почему? Докажите. (Интонация вопросительная, в конце предложения поставили соответственно знак вопроса.)
– Ответьте на этот вопрос, восхищаясь древностью нашего города. (Да, нашему городу более тысячи лет!)
– Запишите ответ на этот вопрос.
– С какой интонацией мы произносим записанное вами предложение? (С
восхищением, восторгом, – с восклицанием.)
– Как же называется такое предложение? Какой знак поставили в конце при записи? (Это восклицательное предложение, в конце поставили восклицательный знак.)
– В ваших тетрадях появилось три предложения, посмотрите на них и скажите, подведя итог: на какие же три вида можно разделить предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные – спокойно повествующие о чём-то, в конце их ставится точка; вопросительные – содержащие вопрос о чём-либо, в конце поставим знак вопроса; восклицательные предложения сообщают о чём-то с особым чувством, в конце их ставится восклицательный знак.)
4. Пальчиковая гимнастика
– «Наши пальчики устали» писать, – мы их разомнём, а заодно настроимся на прогулку по нашему замечательному городу.
(Используется лента картинок для пальчиковой гимнастики.) См. Приложение 2
– Будем «шагать» пальчиками по ленте и считать наши достопримечательности:
Люблю по городу гулять, «идут» пальчиками по ленте»
Люблю смотреть, люблю считать.
Церковь – раз, часовня – два,
(показывают на соответствующую картинку и загибают пальцы на руках.)
Три – собора купола.
А четыре – новый дом,
Тот, в котором мы живём!
Пять – гуляю по Соборной,
Шесть – к Успенскому схожу
И на купол погляжу.
Семь – вот Дмитрия собор.
Как резьбой украшен он!
Восемь – здание Палат,
Побыть в музее каждый рад!
Девять – в Липках погулять
И к Рядам свернуть опять.
Десять – память старины –
Золотые Ворота видны!
5. Развитие монологической речи
Упражнение на определение типа предложения по цели высказывания. «Экскурсия» по городу
– Ну вот мы и прогулялись по городу, а теперь давайте послушаем наших замечательных экскурсоводов.
(Со словом «экскурсовод» проводится работа в плане определения лексического значения и как со словом сложной слоговой структуры – оно повторяется теми детьми, которые имеют проблемы этого плана.)
– Ребята, давайте не просто слушать наших экскурсоводов (заранее подготовленные дети), а показывать карточками, какое предложение по цели высказывания произнесли наши уважаемые гиды. (соответственно рассказу ребёнка переключаются слайды с картинами).
1 экскурсовод – Золотые Ворота.
Перед вами – Золотые Ворота.
Вы знаете, что раньше это был въезд в город?
Очень красив этот памятник старины!
2 экскурсовод – Дмитриевский собор.
Мы подошли к Дмитриевскому собору.
Как изумительно украшены его белокаменные стены!
3 экскурсовод – Успенский собор.
Вы знаете, что это за здание?
Успенскому собору более восьмисот лет!
Великолепен его златоглавый силуэт!
4 экскурсовод – музей «Старый Владимир».
В здании музея «Старый Владимир» раньше была водонапорная
башня.
А теперь здесь прекрасная экспозиция о жизни города в прежние
времена.
Игра «Третий – лишний»
– С помощью экскурсоводов мы многое узнали о нашем городе. Чтобы проверить наши знания, поиграем в «Третий-лишний».
(Дети встают, логопед бросает мяч ребенку, называя три понятия, ребенок возвращает мяч, определяя, какое понятие было лишним.)
1. Улицы: Комиссарова, Невский проспект, Суздальский проспект.
– А ты знаешь, в каком городе Невский проспект?
2. Здания: Успенский собор, собор Василия Блаженного, Дмитриевский собор.
– В каком городе построен собор Василия Блаженного?
3. Площади: Красная площадь, Соборная площадь, площадь Победы.
– Какой город украшает Красная площадь?
4. Парки: Добросельский парк, парк «Липки», Летний сад.
– А где находится Летний сад?
6. Итог занятия
– Возвращаемся с экскурсии с новыми знаниями и впечатлениями. Давайте обобщим, какие же предложения по цели высказывания звучали сегодня на нашей экскурсии.
(Звучали повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.)
– Что нового вы узнали на занятии?
– Обратите внимание на сложные слова, которые сегодня были частыми гостями в нашей речи.
(На доске – карточки со словами «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция», – производится работа над значением слов, проговаривание каждым ребёнком.)
– А с каким настроением вы вернулись с экскурсии? Изобразите.
(Выставляются соответствующие карточки на доску, производится сравнение – улучшилось или ухудшилось настроение каждого ребёнка.)
– Надеюсь, что хорошее настроение не покинет сегодня вас! Спасибо за занятие!
Литература:
- Нищева Н.В