Логопедическое занятие "Дифференциация предложений по цели высказывания"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • обобщить знания о классификации предложений по цели высказывания, научить чётко определять тип предложения и верно интонировать предложение в устной речи;
  • развивать устную речь и словесно-логическое мышление детей, оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга, формировать базис подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий; формировать смыслообразующую функцию психических процессов и произвольную саморегуляцию;
  • воспитывать коммуникативные навыки детей, чуткость к родному языку, любовь к Владимирскому краю.

(цели каждого упражнения, выполняемого на занятии, представлены в Приложении 1)

Оборудование: компьютер с медиапроектором, слайды: сюжетная картина «Владимир», предметные картины «Дмитриевский собор», «Успенский собор», «Старый Владимир», «Золотые Ворота»; экран; карточки – психогимнастика «Настроение»; карточки – «Знаки препинания», материал для пальчиковой гимнастики, аромалампа – лаванда, мяч, тетради, ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поработаем в необычной обстановке: на нашем занятии присутствует много гостей. А вы знаете, что когда гости – в доме праздник, радость. Надеюсь, настроение у вас будет соответствующее. Нарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях значки настроения. А теперь изобразите ваше настроение мимикой.

(Используются карточки-психогимнастика «Настроение», которые, соответственно настроению каждого ребёнка, вывешиваются на доске под карточкой с его именем.)

– Итак, сегодня на занятии мы совершим заочную экскурсию по нашему городу и в ходе этой экскурсии уточним наши знания о классификации предложений по цели высказывания. А как вы думаете, зачем это необходимо чётко знать?

(Выслушиваются мнения всех детей.)

– Научимся выразительно произносить разные предложения для того, чтобы наша речь была красивой и понятной окружающим. Будем следить за верным оформлением на письме разных предложений.

2. Дыхательная гимнастика + ароматерапия

– Подготовим наши органы дыхания к беседе. Вы чувствуете, что в нашем кабинете сегодня необычно пахнет лавандой. Запах лаванды успокоит наши нервы и поможет избежать большого количества ошибок на письме.

Итак, садимся прямо. Правую руку положим на область диафрагмы. Выдох. Вдох носом (рот закрыт). Вдох приятный, лёгкий, без напряжения. Выдох – через нос. Пауза. Вдох. Следим, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались спокойными.

– Теперь поработаем с огранами артикуляции.

(Выполняются упражнения «Пятачок» – «Улыбка», «Часики», «Вкусное варенье».)

– Наши лёгкие развернулись, насытились кислородом, органы артикуляции тоже готовы к работе и беседе о городе, в котором мы живём.

3. Обобщение материала о классификации предложений

Слайды с видом города.

– Посмотрите на фотографию. Что изображено? Как называется этот город? На какой реке стоит город? Ответьте полным предложением. (Город Владимир стоит на реке Клязьме.)

– Запишите это предложение в тетради.

– Какой знак поставили в конце данного предложения? (Поставили точку.)

– Докажите, что здесь нужна точка, а не какой-либо другой знак. (Предложение произносилось со спокойной интонацией, в нём просто содержалось спокойное сообщение.)

– Как называется предложение, в котором о чём-либо сообщается, повествуется? (Это повествовательное предложение.)

– Что происходит с голосом, с интонацией, когда мы произносим повествовательное предложение? (Голос сначала повышается, а затем плавно понижается к концу предложения, делается пауза.)

– А если мы хотим что-то узнать, спросить, – какое предложение по цели высказывания мы используем? (Вопросительное предложение.)

– Составьте предложение, содержащее вопрос, о возрасте нашего города. (Владимир – это старый город?)

– Запишите это предложение. Какой знак поставили в конце? Почему? Докажите. (Интонация вопросительная, в конце предложения поставили соответственно знак вопроса.)

– Ответьте на этот вопрос, восхищаясь древностью нашего города. (Да, нашему городу более тысячи лет!)

Запишите ответ на этот вопрос.
С какой интонацией мы произносим записанное вами предложение? (С восхищением, восторгом, – с восклицанием.)

– Как же называется такое предложение? Какой знак поставили в конце при записи? (Это восклицательное предложение, в конце поставили восклицательный знак.)

– В ваших тетрадях появилось три предложения, посмотрите на них и скажите, подведя итог: на какие же три вида можно разделить предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные – спокойно повествующие о чём-то, в конце их ставится точка; вопросительные – содержащие вопрос о чём-либо, в конце поставим знак вопроса; восклицательные предложения сообщают о чём-то с особым чувством, в конце их ставится восклицательный знак.)

4. Пальчиковая гимнастика

– «Наши пальчики устали» писать, – мы их разомнём, а заодно настроимся на прогулку по нашему замечательному городу.

(Используется лента картинок для пальчиковой гимнастики.) См. Приложение 2

– Будем «шагать» пальчиками по ленте и считать наши достопримечательности:

Люблю по городу гулять, «идут» пальчиками по ленте»
Люблю смотреть, люблю считать.
Церковь – раз, часовня – два,
(показывают на соответствующую картинку и загибают пальцы на руках.)
Три – собора купола.
А четыре – новый дом,
Тот, в котором мы живём!
Пять – гуляю по Соборной,
Шесть – к Успенскому схожу
И на купол погляжу.
Семь – вот Дмитрия собор.
Как резьбой украшен он!
Восемь – здание Палат,
Побыть в музее каждый рад!
Девять – в Липках погулять
И к Рядам свернуть опять.
Десять – память старины –
Золотые Ворота видны!

5. Развитие монологической речи

Упражнение на определение типа предложения по цели высказывания. «Экскурсия» по городу

– Ну вот мы и прогулялись по городу, а теперь давайте послушаем наших замечательных экскурсоводов.

(Со словом «экскурсовод» проводится работа в плане определения лексического значения и как со словом сложной слоговой структуры – оно повторяется теми детьми, которые имеют проблемы этого плана.)

– Ребята, давайте не просто слушать наших экскурсоводов (заранее подготовленные дети), а показывать карточками, какое предложение по цели высказывания произнесли наши уважаемые гиды. (соответственно рассказу ребёнка переключаются слайды с картинами).

1 экскурсовод – Золотые Ворота.
    Перед вами – Золотые Ворота.
    Вы знаете, что раньше это был въезд в город?
    Очень красив этот памятник старины!

2 экскурсовод – Дмитриевский собор.
    Мы подошли к Дмитриевскому собору.
    Как изумительно украшены его белокаменные стены!

3 экскурсовод – Успенский собор.
    Вы знаете, что это за здание?
    Успенскому собору более восьмисот лет!
    Великолепен его златоглавый силуэт!

4 экскурсовод – музей «Старый Владимир».
    В здании музея «Старый Владимир» раньше была водонапорная башня.
    А теперь здесь прекрасная экспозиция о жизни города в прежние времена.

Игра «Третий – лишний»

– С помощью экскурсоводов мы многое узнали о нашем городе. Чтобы проверить наши знания, поиграем в «Третий-лишний».

(Дети встают, логопед бросает мяч ребенку, называя три понятия, ребенок возвращает мяч, определяя, какое понятие было лишним.)

1. Улицы: Комиссарова, Невский проспект, Суздальский проспект.

– А ты знаешь, в каком городе Невский проспект?

2. Здания: Успенский собор, собор Василия Блаженного, Дмитриевский собор.

– В каком городе построен собор Василия Блаженного?

3. Площади: Красная площадь, Соборная площадь, площадь Победы.

– Какой город украшает Красная площадь?

4. Парки: Добросельский парк, парк «Липки», Летний сад.

– А где находится Летний сад?

6. Итог занятия

– Возвращаемся с экскурсии с новыми знаниями и впечатлениями. Давайте обобщим, какие же предложения по цели высказывания звучали сегодня на нашей экскурсии.

(Звучали повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.)

– Что нового вы узнали на занятии?

– Обратите внимание на сложные слова, которые сегодня были частыми гостями в нашей речи.

(На доске – карточки со словами «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция», – производится работа над значением слов, проговаривание каждым ребёнком.)

– А с каким настроением вы вернулись с экскурсии? Изобразите.

(Выставляются соответствующие карточки на доску, производится сравнение – улучшилось или ухудшилось настроение каждого ребёнка.)

– Надеюсь, что хорошее настроение не покинет сегодня вас! Спасибо за занятие!

Литература:

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. «Детство-пресс», 2008 г.
  2. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Составитель Н.С.Софронов, Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1973.
  3. Владимир. Фотоальбом. «Эволюта», 1995.