Интеграция образовательной области "Познание" в образовательную область "Коммуникация" в разделе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР

Разделы: Коррекционная педагогика


Математическое развитие – значительный компонент в формировании «картины мира» ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Учитывая, что контингент наших воспитанников – это дети с тяжелыми нарушениями речи при составлении учебно-тематического планирования мы обратили особое внимание на то, чтобы РЭМП шло параллельно с развитием речи. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать знания детям по тому или иному математическому разделу, но и научить понимать значение слов, терминов, использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в быту.

Рассмотрим, например, раздел «формирование количественных представлений». При освоении данного раздела ребенок овладевает умением отсчитывать предметы по образцу или заданному числу, считать звуки и движения в пределах первого десятка, пользоваться порядковыми числительными. Задачи по развитию речи будут заключаться в понимании и значении слов «шесть - шестой», «предыдущий», «последующий», «половина», «целое», «какой», «который» и в использовании их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту, правильном согласовании количественных и порядковых числительных в роде, числе, падеже.

К отбору материала математического содержания подходим дифференцированно, в зависимости от возраста детей: для первого года обучения (дети 5-6 лет) и второго года обучения (6-7 лет).

Специально организованные занятия строятся в соответствии со следующими разделами:

  • Формирование количественных представлений;
  • Формирование представлений о величине;
  • Формирование представлений о форме;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Формирование представлений о времени.

Для лучшего освоения данных разделов, учитывая особенности детей с ОНР, в группе оформлена предметно-развивающая среда, в соответствии с требованиями программы. Так в математическом центре систематизированы и подобраны различные дидактические пособия, наглядный и раздаточный материал. Особое место отведено дидактическим играм, которые способствуют эффективному усвоению программного материала по математике, т. к. в процессе игры у детей с ОНР вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание.

Игра помогает детям с ОНР лучше закрепить знания о количестве, величине, форме, пространстве и времени в результате многочисленных проговариваний, повторений, построений предложений, ответов на вопросы.

При использовании дидактических игр в группе используем также различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия происходят в веселой, занимательной и доступной форме. Постоянно считаю с ребятами различные предметы (книжки, мячи, игрушки), время от времени спрашиваю у ребенка «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит книг?», и т. п., обращая внимание на правильное произношение слов, фраз, построение предложений.

Приобретению навыков устного счета способствует обучению детей пониманию назначений некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Ребенок учится понимать значение слов «час», «часы», « минута» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и быту.

Закрепление знаний, математических понятий, проходит и в совместной повседневной деятельности. Например, читая детям книжку, где встречаются числительные, прошу их отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории, после этого задания спрашиваю кого было больше, кого меньше, кого одинаковое количество. В связи с тем, что группу посещают дети разного возраста, меняются и задания. Например, с младшими детьми можно сравнивать игрушки по величине, кто больше зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Поскольку работа в логопедической группе строится тематически, обязательное закрепление математических понятий связано с лексической темой. Например, изучая транспорт, обязательно его считаем, закрепляем обратный и прямой счет в пределах 10, обращаем внимание на правильное произношение окончаний у слов.

Очень эффективно для детей ОНР, когда дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Стараемся, чтобы дети говорили сколько в них героев, какие они (кто больше – меньше, выше – ниже), хорошо если в своих рассказах, сказках дети опираются на знания, полученные в ходе прохождения и изучения лексической темы.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Например, спрашиваю какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы. Мои ребята очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

При работе над разделом формирования представлений о форме, опираюсь на авторскую программу А.В. Белошистой «Математика и конструирование». Она помогает мне в игровой, доступной форме донести до детей сведения о круге, квадрате, треугольнике, овале и др. фигурах. Как и в работе над другими разделами пользуюсь дидактическими играми. Очень эффективен в работе и интересен детям при ознакомлении с геометрическими фигурами «Математический планшет». Он помогает развивать у детей логическое мышление, творчество, формировать важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность. Работая с математическим планшетом, ребята не только закрепляют знания, полученные о геометрических фигурах, но и развивают мелкую моторику пальцев рук, что необходимо для детей с ОНР.

Очень важно привить детям с ОНР навыки, необходимые для написания цифр. В специальных математических тетрадях, дети учатся ориентировке на листе бумаги, знакомятся с понятием точка, прямая и ломаная линия, отрезок. Систематическая работа в данном направлении способствует тому, что дети уверенно работают в тетради с линейкой и карандашом, могут назвать и показать, например, нижний левый угол, середину листа, отсчитать и с помощью линейки начертить заданный по длине отрезок. Все это развивает графические навыки и умения, подготавливают руку ребенка к письму.

Нельзя забывать, что развитие элементарных математических представлений подразумевает и развитие у детей логического мышления. Логические игры математического содержания воспитывают у детей с ОНР познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, развивают монологическую и диалогическую речь, умение с помощью речи и достаточного словарного запаса доказать свой ответ, отстоять свою точку зрения. Стараюсь, как и в обучении других разделов, связать свои задания с лексической темой. Например, при изучении детьми транспорта можно спросить детей «Какое колесо в машине не крутится при езде? (запасное)», «Сколько машин стоит в пустом гараже?» и др. Таким образом в игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики.

Для отслеживания результатов работы по РЭМП и корректировке поставленных задач нами разработана уровневая шкала для педагогического отслеживания.

Результаты диагностического обследования показывают, что дети 7-го года жизни, наши выпускники, имеют следующие знания:

  • Выполняют арифметические действия сложения и вычитания в пределах первого десятка;
  • Решают арифметические задачи на нахождение суммы (остатка);
  • Измеряют длину с помощью уловных мерок;
  • Определяют объем жидких и сыпучих тел;
  • Сравнивают предметы по тяжести;
  • Группируют предметы по их форме;
  • Ориентируются на листе бумаги;
  • Называют и различают время с помощью известных мер;
  • Пользуются условными обозначениями;
  • Свободно употребляют различные математические понятия и термины во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту.

Презентация.