Нарушение чтения и письма является специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Проблема нарушений письменной речи является одной из актуальных проблем школьного обучения, поскольку обучение письму и чтению из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Расстройства чтения и письма являются серьёзным препятствием в овладении школьной программой, оказывают отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характера, всего психического развития ребенка.
Для устранения оптической дислексии и дисграфии коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: назвать контурные изображения предметов. Перечёркнутые зрительные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине, предлагается подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соответствие формы фигуры и реальных предметов ( круг - арбуз, овал - дыня, полукруг месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- игра "Чего не стало?"
- дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок;
- запомнить цифры, буквы или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других;
- игра "Что изменилось?"
- разложить буквы, фигуры и цифры в первоначальной последовательности.
При устранении оптической дислексии и дисграфии необходимо уделять внимание работе по формированию пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояния этих функций у детей с дислексией и дисграфией.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Дифференциация правого и левого возникает сначала в правой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем - левой.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева)ребенок определяет лишь в том, случае, когда они расположены сбоку т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различие направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е к самому себе;
- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева", "Положи книгу справа, слева от себя"; если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит - ближе к правой руке;
- определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями; предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки , взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки и ответить на вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
В дальнейшем выполняются задания по инструкции учителя: положи карандаш справа от тетради; ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге, где находится карандаш по отношению к тетради. Затем даются три предмета и предлагаются задания: "Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа - ручку" и т.д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и заданиями к ним:
- написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
- положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку;
- нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа отточки - кружок;
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими изображениями и буквами.
Например:
- найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв ( ла, лм, ад, вр, вз)
- срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;
- сложить из палочек фигуру (по образцу, по памяти);
- показать правильно изображённую букву среди правильно и зеркально изображенных;
- реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б;
Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с каким-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, З со змеёй, Ж с жуком.
Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв узнавание их, конструирование из элементов, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.
Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.