Цели урока:
- познакомить с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление;
- учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
- корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь;
- формировать положительные межличностные отношения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки, игрушка музыкальная, зеркала, веник, магнитофон, музыка для релаксации, песня “Настоящий друг”, карточки с буквами, конверт, рисунки детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент.
Играет музыка для релаксации. Учащиеся вместе с классным руководителем стоят в кругу.
– Дорогие ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, возьмёмся за руки. Почувствуем дружеское тепло наших рук. Передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. От наших улыбок станет уютнее и светлее в классе.
2. Определение темы и цели классного часа.
– Вам интересно узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать.
Давайте спросим об этом у наших волшебных зеркал. Я предлагаю заглянуть в них и спросить: “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, как называется тема нашего занятия?”
– Молчат зеркала. Что ж, будем определять тему сами.
У вас на столах лежат буквы, из которых вы составите слова, а из слов – предложение.
ы, т, т, о, и, в; д, у, ь, р, з, я, и.
Вывешиваем на доске: ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ.
– Прочитайте тему классного часа.
ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ.
– О чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
– Да, сегодня мы поговорим о дружбе, о ваших друзьях, составим правила дружбы.
3. Основная часть. Беседа.
Мы – это девчонки и мальчишки,
Песенки и книжки,
И, конечно, я.Мы – это слово короткое очень,
Но нет слова на свете волшебней его.
В нём, между прочим, две буквы всего!Мы!
Это значит ты и я!
Мы!
Значит, встретились друзья?Да!
– Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.
А что, значит, жить “дружно”, дружить? (ответы детей)
– Дружба – это понимание друг друга. Мы должны научиться понимать друг друга.
– А что это значит? (ответы детей)
– Понять друга – значит прислушиваться к его словам, пытаться понять его чувства и настроение. Например, если ваш друг хочет побыть в одиночестве, вы должны понять его и уйти.
– Итак, сформулируем первое правило дружбы.
– Что в дружбе самое главное?
УЧИСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГА.
– А кого мы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)
– Друг – это тот, кто помогает, переживает, волнуется о нас.
– А мы должны помогать другу?
– Поэтому второе правило дружбы: ПОМОГАЙ ДРУГУ.
– Всегда ли вы готовы прийти на помощь? Сейчас мы это проверим.
– У меня в руках “конверт откровений”. Здесь описаны ситуации. Сейчас я посмотрю в волшебное зеркальце и спрошу у него: “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, что мне посоветуют мои ребята?”
Вопросы в конверте:
- Твой друг заболел, не ходит в школу. Как ты поступишь?
- Друг получил двойку на уроке. Он плачет. Твои действия.
- Ваш друг обзывает других людей. Что ты скажешь ему?
Я вам открою маленький секрет: нужно всегда поступать с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.
– У вас есть друзья?
– Расскажите о них (ответы детей, обращение к рисункам).
– Как вы обращаетесь к своим друзьям? (по имени)
– Значит третье правило: НАЗЫВАЙ ДРУГА ПО ИМЕНИ.
– Как вы общаетесь со своими друзьями? (вежливо)
– Сейчас я проверю, как вы знаете вежливые слова. Поиграем в игру “Доскажи словечко”.
К сожалению, в нашем классе вежливые слова иногда убегают от нас.
В нашем классе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте).
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово … (извините).
Подарили вам портфель и ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).
Это важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите.
– “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, какие волшебные слова знают дети?” (говорят волшебные слова зеркалам)
– Итак, как нужно общаться с другом? (вежливо)
БУДЬ ВЕЖЛИВ.
– Послушайте рассказ Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
– Легко сломать?
Братья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:
– Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит!
– А как вы понимаете словосочетание: “жить в согласии”? (ответы детей)
(не ругаться, не ссориться, выполнять всё вместе)
– А с друзьями мы должны жить в согласии?
– Итак, мы сформулировали ещё одно правило дружбы: ЖИВИ В СОГЛАСИИ С ДРУГОМ.
– Своё хорошее отношение к другу можно выразить не только с помощью слов, но и жестов, мимики.
Надо улыбнуться другу, обнять его. Если плохо – успокоить, погладив его. (Дети показывают.)
4. Подведение итога.
– Я думаю, что и в классе у нас будут царить согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание.
– “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, какие правила дружбы мы с ребятами сегодня сформулировали”. (Повторяют правила.)
– Какие ещё правила дружбы вы можете добавить? (Читают стихотворения.)
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
Всем советую дружить
Ссориться не смейте.
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете.
– Если вы будете стараться выполнять эти правила, то ваш друг вам обязательно скажет: “Как хорошо, когда есть друзья. Я тебя люблю. Ты хороший друг”. (Говорящая игрушка – сюрпризный момент.)
– А в заключении мне хочется спеть с вами песню “Настоящий друг”.
Все вместе поют песню.