Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: МХК и ИЗО, Коррекционная педагогика


Подавляющее большинство учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, особенно младших классов, любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности. В процессе хорошо организованных занятий у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся специальных школ. Поскольку их общее развитие происходит на дефектной основе, то и умственные операции во время рисования протекают своеобразно. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться. Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. Предлагаю разработку урока в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Основная идея этого урока - это формирование интереса к предмету изобразительного искусства, выявление творческого потенциала, через раскрашивание крыльев бабочек. Учителем ставится цель познакомиться с различными узорами на крыльях бабочек, научить детей последовательно проводить работу над рисунком, использовать линию симметрии. Развивать у детей творческое воображение. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать доброту и любовь к окружающему миру. Изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребёнка. Критическое отношение учащихся к результатам своей деятельности, хотя и на элементарном уровне, увеличивается с возрастом под влиянием коррекционно-воспитательной работы. Способность объективно оценить свою работу существенно возрастает в том, случае, если учитель создаёт необходимые для этого условия. Так происходит, например, в заключительной части урока, когда дети заняты только оценкой выполненных работ. Во время таких обсуждений дети отмечают положительные качества работ и делают правильные критические замечания. Таким образом, в ходе коррекционно-воспитательной работы учителю необходимо преодолеть значительные трудности, обусловленные специфическим характером деятельности учащихся специальной школы. Итогом урока станет самостоятельно выполненная ребятами работа, раскрашенная бабочка. Своё отношение к уроку дети выразят в оценивании своих работ и работ одноклассников. Урок наглядно показывает, как можно воплотить основные идеи замысла учителя в рамках типичного урока рисования, используя при этом музыку, клипы и презентации.

Тема урока: «Бабочки»

Цель: Формирование у учеников интереса к предмету изобразительного искусства.

Задачи:

  • Научить последовательно, проводить работу над рисунком, использовать линию симметрии в  построении рисунка;
  • Развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;
  • Формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.

Оборудование и наглядность: компьютерное сопровождение; картинки по временам года (лето, зима, осень); заготовки «бабочек» на каждого ребёнка; разноцветные цветы; оформление на доску; краски акварельные, кисточки, баночки для воды;

Ход урока

I. Организационный этап

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, организация внимания.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Сядьте ровно, ножки вместе
Ручки полочкой на стол
Начинаем разговор

II. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кому будет посвящен сегодняшний наш урок.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
О ком идёт речь в загадке?

Тема нашего урока «Бабочки». Сегодня на уроке вы рассмотрите узоры на крыльях некоторых бабочек и сами нарисуете свой узор.

III. Вводная беседа

Цель: Привлечение внимания и интереса к уроку

- Жила была Кисточка. Она очень любила, когда её в руки брал Художник и начинал что-нибудь рисовать. Кисточка в руках Художника то поднималась высоко, то опускалась совсем низко – ведь Художник рисовал большие картины.

- Ребята, давайте, и мы попробуем научить наши кисточки двигаться, ведь сегодня они будут нашими помощниками.

Дети выполняют комплекс гимнастических упражнений с кисточкой (музыкальное сопровождение – любая музыка в стиле диско)

И.П. – стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, в правой руке кисточка.

1 – поднять правую руку вверх;

2 – вернуться в И.П. и переложить кисточку в левую руку;

3,4 – повторить движения левой рукой.

И.П. – стоя, ноги вместе, руки опущены, в правой руке кисточка.

1 – встать на носки, поднять прямые руки вверх и переложить кисточку в левую руку;

2 – то – же повторить с другой рукой;

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисточка в правой руке;

1 – поворот туловища влево и переложить кисточку в левую руку;

2 – те же движения в другую сторону;

И.П. – стоя, ноги вместе, кисточка в правой руке.

Подуть на кисточку.

- Волшебная кисточка нарисовала чудесные картины, посмотрите, какие!

(На доске вывешены картинки изображающие лето, осень, и зиму.)

Учитель предлагает рассказать по ним о приметах каждого времени года.

- Какое время года кисточка не нарисовала? (весну)

- Видимо у художника не хватило красок, чтобы нарисовать весну, давайте подумаем, какие цвета нам нужны для Весны. (ответы детей, повторить цвета)

Приложение 1. Возвращение цвета.

После ответов детей учитель вывешивает на доску солнце, облако, ручей, травку, деревья.

На доске должна получиться весенняя картина.

- Вот какие мы молодцы помогли Художнику вернуть потерянные цвета, и за это добрый художник дарит вам по такому красивому цветку.

- Давайте посадим эти цветы на нашу весеннюю полянку.

(Дети вывешивают каждый свой цветок на магнитную доску.)

Приложение 2. Весенняя песня.

(Дети рассматривают картину.)

- Как вы думаете, кого привлекают своей красотой, яркой окраской и ароматом эти замечательные цветы?

- Кто прилетает, и садится на цветок, радуя нас своей красотой?

Учитель раздаёт каждому заготовку бабочки. (Дети берут бабочек и выполняют физминутку)

IV. Физкультминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают.
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

Приложение 3

V. Анализ этапов работы.

Рассматривание картинок с изображением бабочек. Какие бывают бабочки. Определение расцветки каждой бабочки, её уникальность.

Правила разукрашивания бабочек.

Внимание! Прежде чем разукрашивать, нам стоит познакомиться с одним важным свойством, которое есть у всех животных, большинства насекомых, а так же у некоторых предметов. Рассмотрим пример с бабочкой. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части. Если сложить эти части, то крылья одной половины совпадают с крыльями другой. То же самое и при раскрашивании, каким цветом закрасил часть правого крыла, такой же наносишь и на левое. Узор на крыльях бабочки должен быть одинаковым как на правом, так и на левом крыле. Так действует закон Симметрии.

VI. Правила работы с красками.

Цель: Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы.

Смачиваем кисточку в воде.

Излишки влаги промакиваем на салфетку.

Набираем краску на кисточку.

Легко, не нажимая, кладём мазки или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая работу другой рукой.

Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «причёску», а так же долго держать опущенной в воду.

Никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой, а для получения другого оттенка или цвета используй палитру.

Помни, что акварельные краски лёгкие, воздушные, прозрачные.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте «оживим» их, симметрично украсив их крылья узорами.

- Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.

Раскрашивание бабочек.

(Звучит лёгкая музыка.)

VIII. Анализ работы

- Какие красивые у нас получились бабочки, вот – вот вспорхнут и улетят. Давайте посадим их на наши цветы, которые подарил Художник.

Ребята прикалывают бабочку каждый на свой цветок на магнитную доску.

- Посмотрите, какая у нас получилась красивая, яркая весенняя полянка, так и хочется на ней отдохнуть.

IX. Подведение итогов творческой работы учащихся.

Цель: Сделать вывод и подвести итог, как класс работал на уроке, отметить самые лучшие, аккуратные работы.

- Приятно любоваться узорами бабочек?

- Какая бабочка понравилась больше всего? Почему?

- Что узнали нового, чему научились?

- Какую бы хотели получить оценку за свою работу?

Дети в воздухе пальцем пишут своё имя и оценку, которую хотели бы получить.

Уборка рабочего места.

Урок закончен.

Приложение 4