Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Познакомить детей с буквой «Ф».  
  • Закреплять навыки конструирования из бумаги и аппликации.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. Учить детей печатать и конструировать изучаемую букву.
  2. Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
  3. Формировать буквенный гнозис.
  4. Продолжать учить детей конструировать из бумаги.
  5. Упражнять в складывании бумаги пополам.
  6. Продолжать учить делать прямые надрезы; учить прорезать бумагу не до конца на определенном расстоянии.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
  2. Развивать графические умения детей.
  3. Упражнять в умении пользоваться ножницами, следить за соблюдением техники безопасности.
  4. Совершенствовать мелкую моторику.
  5. Совершенствовать речевую моторику.
  6. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  7. Развивать творческие способности у детей.

III. Коррекционно-воспитательные:

  1. Побуждать детей радоваться результатам труда, использовать поделки для украшения группы.
  2. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей, не перебивать.
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность у детей.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного материала к занятию; подготовка раздаточного материала к занятию.

Оборудование: карточка «На что похожа буква?»; карточка «Схема написания буквы» для фронтальной и индивидуальной работы; конструктор «Элементы буквы»; графическое изображение буквы «Ф»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, цветная проволока, камушки, леска, ракушки, нитки; конверт с частями буквы; рабочие тетради, пеналы, звуковые фишки (по количеству детей); поросенок Фунтик(игрушка); шляпа; мелкие игрушки: флажок, фонарик, фишка, фартук; фасоль, фиалка; материал и оборудование для занятия конструированием на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Психогимнастика.

Цель: создание положительного настроя на занятие.

Логопед: Друзья, подойдите, пожалуйста, к доске. (На коврографе – различные выражения лица)

Логопед: Выберите то настроение, которое соответствует вашему сейчас. Изобразите его.    

Дети выбирают выражение лица и объясняют свой выбор. Изображают данное выражение.

II. Введение в тему занятия

1. Игра «Фокусы Фунтика».

Цель: сообщение темы занятия.

(На столе воспитателя – игрушка поросенка Фунтика с конвертом, шляпа).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел поросенок. Кто-нибудь узнал его? Вы помните, как зовут поросенка?

Дети: Да, это поросенок Фунтик.

Воспитатель: Поросенок Фунтик выступает в цирке и делает фокусы. Вот в эту шляпу он опускает разные предметы, а достает из нее совсем другие. Вы хотите посмотреть эти фокусы? Вот он кладет в шляпу фантик, а достает – конфету. (Воспитатель проделывает фокус с игрушкой).

– А сейчас вы нам помогайте: называйте предметы, а мы с Фунтиком будем делать фокусы.

Дети произносят слова вместе с воспитателем, выделяя звук «Ф».

Дети: Мы кладем – фишку, появляется – фонарик;  опускаем фасоль, а достаем – фиалку.

Воспитатель: Нашу фиалку даже можно понюхать и подуть на нее, чтобы она больше благоухала.

Дети делают дыхательную гимнастику.

Воспитатель: Ребята, но Фунтик пришел к нам не только для того, чтобы показать фокусы, ему нужна и наша помощь. Поросенок мне рассказал, что однажды, когда он показывал фокусы, он достал из шляпы какую-то незнакомую ему букву. Фунтик очень хотел узнать, что это за буква, но случайно она упала и развалилась, так как была сделана из печенья. Поросенок перерисовал части буквы на бумагу и пришел к нам за помощью. (Показывает части буквы Ф).

Но вы знаете еще не все буквы, так кто же сможет помочь ему? Мы с вами знаем одну фею звуков и букв – это наш логопед, давайте пригласим Ирину Георгиевну, она точно сможет помочь.

III. Изучение нового материала

Логопед: Друзья, скажите, какие звуки часто встречались в словах Фунтика?

Дети: Это звуки [Ф] и [Ф,].

Логопед: Подбоченясь, пляшет лихо
«Ф» – большая щеголиха.

Логопед: Посмотри, Фунтик, это же у тебя буква «Ф». (Выставляет букву «Ф»)

1. Знакомство с буквой. Упражнение «Элементы буквы» 

Цель: определить количество элементов данной буквы.

Логопед: Из скольких частей состоит эта буква? (логопед выкладывает на коврографе букву «Ф» из частей)

Дети считают, называют элементы и характеризуют их.

2. Домик буквы.

Цель:

  • закреплять фонематические представления детей;
  • учить соотносить фонему с соответствующей графемой.

Логопед: Каждая буква живет в своем домике, а куда же мне поселить нашу новую букву?  Как вы думаете, в каком домике живет буква «Ф»?

Дети: в синем домике.

– Почему вы так решили?

Дети: в синем домике живут согласные буквы.

3. Упражнение «На что похожа буква?»

Цель: знакомство детей с графическим образом буквы.

Логопед: Скажите, на что похожа эта буква?

Дети высказывают свои варианты.

4. Игра «Живая буква»

Цель: закрепить образ буквы;  развивать двигательную память.

Логопед: А вы можете превратиться в букву?

Дети изображают букву

5. Выкладывание буквы из различного материала.

Цель: закрепить зрительный образ буквы;  развитие мелкой моторики.

Логопед: Букву можно построить из разного материала. Постройте каждый свою букву.

Дети выбирают различные материалы и выкладывают букву на столах. (Логопед в роли Фунтика подходит к каждому ребёнку и ведёт индивидуальную работу).

– Что ты делаешь, Егор?

Егор: Я выкладываю букву «Ф» из…

– Если твоя буква из бобов, она какая?

Ребёнок: Бобовая.

– Из какого материала ты выкладываешь букву?

Ребёнок: Я выкладываю букву из фасоли…

– Сколько частей у твоей буквы?

Ребёнок: У моей буквы 3 части.

6. Правописание буквы

Цель: познакомить с последовательностью написания буквы.

Логопед (выставляет большую и маленькую буквы «Ф»): Друзья, чем отличаются эти буквы?

Дети: эти буквы отличаются размером

Логопед: А вы знаете, что можно нарисовать портрет буквы? Но нужно знать, как она пишется. (Логопед по таблице показывает последовательность написания буквы).

Дети «пишут» букву в воздухе, на спинах друг друга.

7. Физкультминутка «Веснянка»

Цель: снятие мышечного напряжения;  развитие координации речи с движением.

Логопед (Фунтик): Мальчишки и девчонки, вы веселые ребята? Тогда я приглашаю вас поиграть.

Мы – веселые ребята,              Прыжки на двух ногах.
Любим мы играть.
Как приятно и полезно               Наклоны вперед, имитируя катание мяча.
Мячик покатать.
Покидать его руками.                Поднимание прямых рук вверх.
Попинать его ногами.                Поднимание прямых ног вперед.
Постучать об стенку.               Резкие движения рук в стороны.
Подкинуть коленкой.                  Сгибание ног в коленях.
Ах, какой хороший мяч!               Руки совершают плавные встречные движения,
За спиной его не прячь!              имитируя движения рук дирижера в оркестре.

8. Работа в тетради

Цель: закрепить графический образ буквы.

Логопед: Друзья, сможете записать новую букву? Напишите 4 больших и 3 маленьких буквы «Ф».

Индивидуальная работа: Кто заканчивает быстрее, пишет большее количество букв.

Дети печатают буквы.

9. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Цель: снятие мышечного напряжения с глаз.

Логопед: вот и солнечный зайчик заглянул к нам поиграть. (Логопед двигает игрушкой зайчик)

Дети выполняют движения глазами в соответствии с движениями зайчика.

IV. Закрепление нового материала

Воспитатель: Фунтик еще припас для нас один фокус. Он кладет в шляпу фольгу, а достает из нее Фонарик! Хотите, ребята, и вы проделать то же самое?

Дети: Да!

Воспитатель: Но нам не нужна волшебная шляпа. Мы умеем пользоваться ножницами, кисточкой и сможем сделать такие же фонарики и украсить нашу группу к Новому году. Но, чтобы наш фокус удался, вы должны внимательно смотреть, как нужно будет его делать.

(Воспитатель показывает приемы изготовления фонарика).

– Я сгибаю бумагу пополам, по длинной стороне. Затем со стороны сгиба делаю надрезы, но не до конца листа. Надрезы должны быть одной длины. Чтобы у вас получилось ровно, нужно прочертить линию на бумаге и резать до этой линии. Затем я разгибаю лист и сворачиваю в цилиндр, приклеивая края друг к другу. Сверху приклеиваю полоску бумаги и наш фонарик готов.

(Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлено все для занятия конструированием и выполняют работу).

V. Итог занятия

Воспитатель: Вот и готовы наши фонарики.      

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

«Мы фонарики зажжем,             Сжимают – разжимают кулачки
А потом гулять пойдем!           Шагают по столу пальчиками
Вот фонарики сияют,               Круговые движения кистей рук
Всем дорогу освещают!»          Сжимают – разжимают кулачки

Логопед: Друзья, какую же букву не мог узнать Фунтик?

Дети: он не узнал букву «Ф».

Логопед (Фунтик): А на прощание я приготовил вам подарок.

(Дарит детям сундучок с печеньем в форме буквы «Ф»)

– Мне было интересно с  вами заниматься. До свидания!

Дети прощаются с Фунтиком!

 

Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: буква «З».

Цели:

  • Познакомить детей с буквой «З».
  • Закреплять навыки конструирования.

Задачи:

I.  Коррекционно-образовательные:

  1. Учить детей печатать и конструировать изучаемую букву.
  2. Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
  3. Формировать буквенный гнозис.
  4. Учить создавать новые конструкции из бросового материала(спичечные коробки) на основе имеющихся навыков.
  5. Закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия.
  6. Упражнять в конструировании по рисунку.
  7. Совершенствовать умение образовывать сложные существительные.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
  2. Развивать графические умения детей.
  3. Совершенствовать мелкую моторику.
  4. Активизировать познавательный интерес.
  5. Совершенствовать речевую моторику.
  6. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  7. Развивать творческие способности у детей.

III. Коррекционно-воспитательные:

  1. Побуждать детей радоваться результатам труда, использовать поделки для режиссерских игр.
  2. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей, не перебивать.
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность у детей.
  4. Учить детей работать в парах.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного и раздаточного материала к занятию; рассматривание космических аппаратов на картинках и макетах.

Оборудование: карточка «На что похожа буква?»; карточки «Схема написания буквы» для фронтальной работы и на каждого ребенка; конструктор «Элементы буквы»; графическое изображение буквы «З»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, цветная проволока, камушки, леска, ракушки, нитки; рабочие тетради, пеналы, звуковые фишки (по количеству детей); картинки звездолета и летающих аппаратов; картинный материал: зебра, зубр, обезьяна, зайка, стрекоза, кузнечик, медуза; спичечные коробки; материал для склеивания: клей, двухсторонний скотч, пластилин, изолента, пластырь, степлер, цветная самоклеящаяся бумага; спички.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Вводная беседа.

Цель: создание положительного настроя на занятие.

Логопед: На какой планете мы живем?

Дети: на планете земля.

– Кто мы? Как нас можно назвать?

Дети: земляне.

– А еще можно сказать «дети Земли».

– А кто живет на звездах?

Дети: дети звезд.

– Дети звезд прислали нам звездные сигналы: З-З-З-З, З,-З,-З,-З.

Дети повторяют звуки.

II. Введение в тему занятия

Цель: сообщение темы занятия.

Воспитатель: Дети звезд приглашают нас в гости. Как вы думаете, на чем мы можем полететь в звездное путешествие?

Дети: на ракете, на летающем аппарате, на летающей тарелке.

– А если этот летающий аппарат направляется к звездам, как его можно назвать?

Это слово состоит из двух частей: «звезда» и «летать».

Дети: звездолет.

Логопед: Какой первый звук в слове звездолет? Какой звук слышится в середине этого слова?

Дети: звук [З]

III. Изучение нового материала

1. Конструирование звездолета.

Цели:

  • учить создавать новые конструкции из бросового материала (спичечные коробки) на основе имеющихся навыков;
  • закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия;
  • упражнять в конструировании по рисунку.

Воспитатель: Чтобы полететь на звездолете, его нужно построить. А из чего можно построить звездолет?

Дети предлагают свои варианты.

– А я предлагаю сегодня построить звездолет из спичечных коробков.

– Попробуйте сложить каждый свой звездолет на столе.

(На доске различные виды летательных аппаратов)

Дети работают в парах.

(Воспитатель одобряет фантазию, выдумку детей, предлагает дополнить некоторые детали)

Воспитатель: А сейчас посмотрите, как можно соединять детали ваших звездолетов.

(Воспитатель показывает варианты соединения коробков между собой: двусторонним скотчем, пластилином, изолентой, пластырем, степлером, цветной самоклеющейся бумагой)

Воспитатель контролирует процесс работы. В конце работы воспитатель обращает внимание детей на созданные звездолеты и отмечает качество работы, разнообразные задумки детей.

2. Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного напряжения;  развитие координации речи с движением.

Логопед:

Звездолет мы смастерили.                                 Дети изображают строительство.
К звездам путь открыть решили.                        Руки вверх, тянутся на носочках.
Звездолет, звездолет,                                         Приседают в ритм стихотворения.
Отправляемся в полет.                                       Подпрыгивают высоко вверх.

3. Упражнение «Животные планеты Земля»

Цель: развитие фонематических представлений;  развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

Логопед: Я предлагаю вам взять с собой разных животных, которые живут на планете Земля. Звездные дети познакомятся с ними. В названии этих животных мы встретим звук [З].

(Выставляются игрушки и картинки с изображением животных и птиц на наборном полотне)

– Кого мы возьмем?

Дети: зайку, козу, зубра, бизона

– Какой одинаковый звук в этих словах?

Дети: звук [З]

– А еще мы возьмем животных, в названии которых есть звук [З,]. Назовите их.

Дети: зебра, обезьяна, змея.

– Назовите насекомых, которых мы возьмем с собой.

Дети: стрекоза, кузнечик.

Воспитатель:

Все уселись в звездолет    (звучит музыка, дети кружатся по группе)
И отправились в полет.

Логопед: А чтобы объяснить звездным детям, как записываются их сигналы, мы должны познакомиться в полете с новой буквой.(выставляется графический образ буквы «З»)

4. Знакомство с буквой. Упражнение «На что похожа буква?»

Цель: знакомство детей с графическим образом буквы.

Логопед: Скажите, на что похожа эта буква?

Дети высказывают свои варианты.

5. Упражнение «Элементы буквы»

Цель: определить количество элементов данной буквы.

Логопед: Из скольких частей состоит эта буква? (выкладывает букву «З» из частей)

Дети считают, называют элементы и характеризуют их.

6. Упражнение для пальчиков «Звезды»

Цель: снятие мышечного напряжения с кистей и пальцев рук.

Логопед: А вы можете руками изобразить звезды.

Дети с помощью пальцев изображают звезды.

7. Работа в тетради

Цель: закрепить графический образ буквы.

Индивидуальная работа: Кто заканчивает быстрее, пишет большее количество букв.

Дети печатают буквы.

8. Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного напряжения.

Воспитатель: Представьте, что мы только что летели над Землей, а сейчас подлетаем к Звезде.

К Звезде далекой добрались,        Дети повторяют слова.
Звездолет наш, опустись.

– Нас встречают Звездные дети. (Выставляются картинки с изображением детей Звезды)

– Познакомимся с ними и покажем, что могут делать дети Земли – земляне. (Взрослый показывает движения, дети их повторяют)

IV. Закрепление нового материала

Логопед: объясним детям Звезды, какие же животные живут на нашей планете.

– Название какого животного состоит из одного слога?

 Дети: зубр

– Назовите животное, в названии которого четыре слога, последний слог «на»?

Дети: обезьяна

–  А сейчас давайте покажем детям Звезд, какой буквой можно записать их звуковые сигналы.

 Дети показывают буквы, выложенные из различного природного материала.

Воспитатель: Давайте сделаем наш звездолет красивым и вместе со звездными детьми украсим его буквой «З».

(Из самоклеящейся бумаги и спичек дети выкладывают букву «З» и украшают свои звездолеты)

V. Итог занятия.

Логопед: Спасибо вам за такое интересное путешествие. Я думаю, что теперь дети Звезд узнали, кто такие земляне. Вы научили их записывать свои звуковые сигналы, и сейчас они смогут нам писать свои звездные послания. А на память о нашей встрече звездные дети приготовили вам подарки – звездочки.

Дети благодарят звездных детей.