Цели:
- Познакомить детей с буквой «Ф».
- Закреплять навыки конструирования из бумаги и аппликации.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей печатать и конструировать изучаемую букву.
- Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
- Формировать буквенный гнозис.
- Продолжать учить детей конструировать из бумаги.
- Упражнять в складывании бумаги пополам.
- Продолжать учить делать прямые надрезы; учить прорезать бумагу не до конца на определенном расстоянии.
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
- Развивать графические умения детей.
- Упражнять в умении пользоваться ножницами, следить за соблюдением техники безопасности.
- Совершенствовать мелкую моторику.
- Совершенствовать речевую моторику.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Развивать творческие способности у детей.
III. Коррекционно-воспитательные:
- Побуждать детей радоваться результатам труда, использовать поделки для украшения группы.
- Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей, не перебивать.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность у детей.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного материала к занятию; подготовка раздаточного материала к занятию.
Оборудование: карточка «На что похожа буква?»; карточка «Схема написания буквы» для фронтальной и индивидуальной работы; конструктор «Элементы буквы»; графическое изображение буквы «Ф»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, цветная проволока, камушки, леска, ракушки, нитки; конверт с частями буквы; рабочие тетради, пеналы, звуковые фишки (по количеству детей); поросенок Фунтик(игрушка); шляпа; мелкие игрушки: флажок, фонарик, фишка, фартук; фасоль, фиалка; материал и оборудование для занятия конструированием на каждого ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Психогимнастика.
Цель: создание положительного настроя на занятие.
Логопед: Друзья, подойдите, пожалуйста, к доске. (На коврографе – различные выражения лица)
Логопед: Выберите то настроение, которое соответствует вашему сейчас. Изобразите его.
Дети выбирают выражение лица и объясняют свой выбор. Изображают данное выражение.
II. Введение в тему занятия
1. Игра «Фокусы Фунтика».
Цель: сообщение темы занятия.
(На столе воспитателя – игрушка поросенка Фунтика с конвертом, шляпа).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел поросенок. Кто-нибудь узнал его? Вы помните, как зовут поросенка?
Дети: Да, это поросенок Фунтик.
Воспитатель: Поросенок Фунтик выступает в цирке и делает фокусы. Вот в эту шляпу он опускает разные предметы, а достает из нее совсем другие. Вы хотите посмотреть эти фокусы? Вот он кладет в шляпу фантик, а достает – конфету. (Воспитатель проделывает фокус с игрушкой).
– А сейчас вы нам помогайте: называйте предметы, а мы с Фунтиком будем делать фокусы.
Дети произносят слова вместе с воспитателем, выделяя звук «Ф».
Дети: Мы кладем – фишку, появляется – фонарик; опускаем фасоль, а достаем – фиалку.
Воспитатель: Нашу фиалку даже можно понюхать и подуть на нее, чтобы она больше благоухала.
Дети делают дыхательную гимнастику.
Воспитатель: Ребята, но Фунтик пришел к нам не только для того, чтобы показать фокусы, ему нужна и наша помощь. Поросенок мне рассказал, что однажды, когда он показывал фокусы, он достал из шляпы какую-то незнакомую ему букву. Фунтик очень хотел узнать, что это за буква, но случайно она упала и развалилась, так как была сделана из печенья. Поросенок перерисовал части буквы на бумагу и пришел к нам за помощью. (Показывает части буквы Ф).
Но вы знаете еще не все буквы, так кто же сможет помочь ему? Мы с вами знаем одну фею звуков и букв – это наш логопед, давайте пригласим Ирину Георгиевну, она точно сможет помочь.
III. Изучение нового материала
Логопед: Друзья, скажите, какие звуки часто встречались в словах Фунтика?
Дети: Это звуки [Ф] и [Ф,].
Логопед: Подбоченясь, пляшет лихо
«Ф» – большая щеголиха.
Логопед: Посмотри, Фунтик, это же у тебя буква «Ф». (Выставляет букву «Ф»)
1. Знакомство с буквой. Упражнение «Элементы буквы»
Цель: определить количество элементов данной буквы.
Логопед: Из скольких частей состоит эта буква? (логопед выкладывает на коврографе букву «Ф» из частей)
Дети считают, называют элементы и характеризуют их.
2. Домик буквы.
Цель:
- закреплять фонематические представления детей;
- учить соотносить фонему с соответствующей графемой.
Логопед: Каждая буква живет в своем домике, а куда же мне поселить нашу новую букву? Как вы думаете, в каком домике живет буква «Ф»?
Дети: в синем домике.
– Почему вы так решили?
Дети: в синем домике живут согласные буквы.
3. Упражнение «На что похожа буква?»
Цель: знакомство детей с графическим образом буквы.
Логопед: Скажите, на что похожа эта буква?
Дети высказывают свои варианты.
4. Игра «Живая буква»
Цель: закрепить образ буквы; развивать двигательную память.
Логопед: А вы можете превратиться в букву?
Дети изображают букву
5. Выкладывание буквы из различного материала.
Цель: закрепить зрительный образ буквы; развитие мелкой моторики.
Логопед: Букву можно построить из разного материала. Постройте каждый свою букву.
Дети выбирают различные материалы и выкладывают букву на столах. (Логопед в роли Фунтика подходит к каждому ребёнку и ведёт индивидуальную работу).
– Что ты делаешь, Егор?
Егор: Я выкладываю букву «Ф» из…
– Если твоя буква из бобов, она какая?
Ребёнок: Бобовая.
– Из какого материала ты выкладываешь букву?
Ребёнок: Я выкладываю букву из фасоли…
– Сколько частей у твоей буквы?
Ребёнок: У моей буквы 3 части.
6. Правописание буквы
Цель: познакомить с последовательностью написания буквы.
Логопед (выставляет большую и маленькую буквы «Ф»): Друзья, чем отличаются эти буквы?
Дети: эти буквы отличаются размером
Логопед: А вы знаете, что можно нарисовать портрет буквы? Но нужно знать, как она пишется. (Логопед по таблице показывает последовательность написания буквы).
Дети «пишут» букву в воздухе, на спинах друг друга.
7. Физкультминутка «Веснянка»
Цель: снятие мышечного напряжения; развитие координации речи с движением.
Логопед (Фунтик): Мальчишки и девчонки, вы веселые ребята? Тогда я приглашаю вас поиграть.
Мы – веселые ребята, Прыжки на двух ногах.
Любим мы играть.
Как приятно и полезно Наклоны вперед, имитируя катание мяча.
Мячик покатать.
Покидать его руками. Поднимание прямых рук вверх.
Попинать его ногами. Поднимание прямых ног вперед.
Постучать об стенку. Резкие движения рук в стороны.
Подкинуть коленкой. Сгибание ног в коленях.
Ах, какой хороший мяч! Руки совершают плавные встречные движения,
За спиной его не прячь! имитируя движения рук дирижера в оркестре.
8. Работа в тетради
Цель: закрепить графический образ буквы.
Логопед: Друзья, сможете записать новую букву? Напишите 4 больших и 3 маленьких буквы «Ф».
Индивидуальная работа: Кто заканчивает быстрее, пишет большее количество букв.
Дети печатают буквы.
9. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Цель: снятие мышечного напряжения с глаз.
Логопед: вот и солнечный зайчик заглянул к нам поиграть. (Логопед двигает игрушкой зайчик)
Дети выполняют движения глазами в соответствии с движениями зайчика.
IV. Закрепление нового материала
Воспитатель: Фунтик еще припас для нас один фокус. Он кладет в шляпу фольгу, а достает из нее Фонарик! Хотите, ребята, и вы проделать то же самое?
Дети: Да!
Воспитатель: Но нам не нужна волшебная шляпа. Мы умеем пользоваться ножницами, кисточкой и сможем сделать такие же фонарики и украсить нашу группу к Новому году. Но, чтобы наш фокус удался, вы должны внимательно смотреть, как нужно будет его делать.
(Воспитатель показывает приемы изготовления фонарика).
– Я сгибаю бумагу пополам, по длинной стороне. Затем со стороны сгиба делаю надрезы, но не до конца листа. Надрезы должны быть одной длины. Чтобы у вас получилось ровно, нужно прочертить линию на бумаге и резать до этой линии. Затем я разгибаю лист и сворачиваю в цилиндр, приклеивая края друг к другу. Сверху приклеиваю полоску бумаги и наш фонарик готов.
(Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлено все для занятия конструированием и выполняют работу).
V. Итог занятия
Воспитатель: Вот и готовы наши фонарики.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
«Мы фонарики зажжем, Сжимают – разжимают кулачки
А потом гулять пойдем! Шагают по столу пальчиками
Вот фонарики сияют, Круговые движения кистей рук
Всем дорогу освещают!» Сжимают – разжимают кулачки
Логопед: Друзья, какую же букву не мог узнать Фунтик?
Дети: он не узнал букву «Ф».
Логопед (Фунтик): А на прощание я приготовил вам подарок.
(Дарит детям сундучок с печеньем в форме буквы «Ф»)
– Мне было интересно с вами заниматься. До свидания!
Дети прощаются с Фунтиком!
Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: буква «З».
Цели:
- Познакомить детей с буквой «З».
- Закреплять навыки конструирования.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей печатать и конструировать изучаемую букву.
- Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
- Формировать буквенный гнозис.
- Учить создавать новые конструкции из бросового материала(спичечные коробки) на основе имеющихся навыков.
- Закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия.
- Упражнять в конструировании по рисунку.
- Совершенствовать умение образовывать сложные существительные.
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
- Развивать графические умения детей.
- Совершенствовать мелкую моторику.
- Активизировать познавательный интерес.
- Совершенствовать речевую моторику.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Развивать творческие способности у детей.
III. Коррекционно-воспитательные:
- Побуждать детей радоваться результатам труда, использовать поделки для режиссерских игр.
- Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей, не перебивать.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность у детей.
- Учить детей работать в парах.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного и раздаточного материала к занятию; рассматривание космических аппаратов на картинках и макетах.
Оборудование: карточка «На что похожа буква?»; карточки «Схема написания буквы» для фронтальной работы и на каждого ребенка; конструктор «Элементы буквы»; графическое изображение буквы «З»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, цветная проволока, камушки, леска, ракушки, нитки; рабочие тетради, пеналы, звуковые фишки (по количеству детей); картинки звездолета и летающих аппаратов; картинный материал: зебра, зубр, обезьяна, зайка, стрекоза, кузнечик, медуза; спичечные коробки; материал для склеивания: клей, двухсторонний скотч, пластилин, изолента, пластырь, степлер, цветная самоклеящаяся бумага; спички.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Вводная беседа.
Цель: создание положительного настроя на занятие.
Логопед: На какой планете мы живем?
Дети: на планете земля.
– Кто мы? Как нас можно назвать?
Дети: земляне.
– А еще можно сказать «дети Земли».
– А кто живет на звездах?
Дети: дети звезд.
– Дети звезд прислали нам звездные сигналы: З-З-З-З, З,-З,-З,-З.
Дети повторяют звуки.
II. Введение в тему занятия
Цель: сообщение темы занятия.
Воспитатель: Дети звезд приглашают нас в гости. Как вы думаете, на чем мы можем полететь в звездное путешествие?
Дети: на ракете, на летающем аппарате, на летающей тарелке.
– А если этот летающий аппарат направляется к звездам, как его можно назвать?
Это слово состоит из двух частей: «звезда» и «летать».
Дети: звездолет.
Логопед: Какой первый звук в слове звездолет? Какой звук слышится в середине этого слова?
Дети: звук [З]
III. Изучение нового материала
1. Конструирование звездолета.
Цели:
- учить создавать новые конструкции из бросового материала (спичечные коробки) на основе имеющихся навыков;
- закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия;
- упражнять в конструировании по рисунку.
Воспитатель: Чтобы полететь на звездолете, его нужно построить. А из чего можно построить звездолет?
Дети предлагают свои варианты.
– А я предлагаю сегодня построить звездолет из спичечных коробков.
– Попробуйте сложить каждый свой звездолет на столе.
(На доске различные виды летательных аппаратов)
Дети работают в парах.
(Воспитатель одобряет фантазию, выдумку детей, предлагает дополнить некоторые детали)
Воспитатель: А сейчас посмотрите, как можно соединять детали ваших звездолетов.
(Воспитатель показывает варианты соединения коробков между собой: двусторонним скотчем, пластилином, изолентой, пластырем, степлером, цветной самоклеющейся бумагой)
Воспитатель контролирует процесс работы. В конце работы воспитатель обращает внимание детей на созданные звездолеты и отмечает качество работы, разнообразные задумки детей.
2. Физкультминутка.
Цель: снятие мышечного напряжения; развитие координации речи с движением.
Логопед:
Звездолет мы смастерили. Дети изображают строительство.
К звездам путь открыть решили. Руки вверх, тянутся на носочках.
Звездолет, звездолет, Приседают в ритм стихотворения.
Отправляемся в полет. Подпрыгивают высоко вверх.
3. Упражнение «Животные планеты Земля»
Цель: развитие фонематических представлений; развитие звуко-слогового анализа и синтеза.
Логопед: Я предлагаю вам взять с собой разных животных, которые живут на планете Земля. Звездные дети познакомятся с ними. В названии этих животных мы встретим звук [З].
(Выставляются игрушки и картинки с изображением животных и птиц на наборном полотне)
– Кого мы возьмем?
Дети: зайку, козу, зубра, бизона
– Какой одинаковый звук в этих словах?
Дети: звук [З]
– А еще мы возьмем животных, в названии которых есть звук [З,]. Назовите их.
Дети: зебра, обезьяна, змея.
– Назовите насекомых, которых мы возьмем с собой.
Дети: стрекоза, кузнечик.
Воспитатель:
Все уселись в звездолет (звучит музыка, дети кружатся по группе)
И отправились в полет.
Логопед: А чтобы объяснить звездным детям, как записываются их сигналы, мы должны познакомиться в полете с новой буквой.(выставляется графический образ буквы «З»)
4. Знакомство с буквой. Упражнение «На что похожа буква?»
Цель: знакомство детей с графическим образом буквы.
Логопед: Скажите, на что похожа эта буква?
Дети высказывают свои варианты.
5. Упражнение «Элементы буквы»
Цель: определить количество элементов данной буквы.
Логопед: Из скольких частей состоит эта буква? (выкладывает букву «З» из частей)
Дети считают, называют элементы и характеризуют их.
6. Упражнение для пальчиков «Звезды»
Цель: снятие мышечного напряжения с кистей и пальцев рук.
Логопед: А вы можете руками изобразить звезды.
Дети с помощью пальцев изображают звезды.
7. Работа в тетради
Цель: закрепить графический образ буквы.
Индивидуальная работа: Кто заканчивает быстрее, пишет большее количество букв.
Дети печатают буквы.
8. Физкультминутка.
Цель: снятие мышечного напряжения.
Воспитатель: Представьте, что мы только что летели над Землей, а сейчас подлетаем к Звезде.
К Звезде далекой добрались, Дети повторяют слова.
Звездолет наш, опустись.
– Нас встречают Звездные дети. (Выставляются картинки с изображением детей Звезды)
– Познакомимся с ними и покажем, что могут делать дети Земли – земляне. (Взрослый показывает движения, дети их повторяют)
IV. Закрепление нового материала
Логопед: объясним детям Звезды, какие же животные живут на нашей планете.
– Название какого животного состоит из одного слога?
Дети: зубр
– Назовите животное, в названии которого четыре слога, последний слог «на»?
Дети: обезьяна
– А сейчас давайте покажем детям Звезд, какой буквой можно записать их звуковые сигналы.
Дети показывают буквы, выложенные из различного природного материала.
Воспитатель: Давайте сделаем наш звездолет красивым и вместе со звездными детьми украсим его буквой «З».
(Из самоклеящейся бумаги и спичек дети выкладывают букву «З» и украшают свои звездолеты)
V. Итог занятия.
Логопед: Спасибо вам за такое интересное путешествие. Я думаю, что теперь дети Звезд узнали, кто такие земляне. Вы научили их записывать свои звуковые сигналы, и сейчас они смогут нам писать свои звездные послания. А на память о нашей встрече звездные дети приготовили вам подарки – звездочки.
Дети благодарят звездных детей.