Рабочая программа по экологическому воспитанию «Войди в природу другом»

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально- педагогическую систему и воздействует на социальный фактор. Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве будут проводиться на свежем воздухе, что обеспечивает эмоциональный уровень.

Суть программы состоит в том, что будут создаваться условия для выработки у детей активной жизненной позиции, развиваться творческие способности. Всё вышеуказанное обязательно учитывает желания, интересы и ценностные установки воспитанников.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «об Образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами. Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С (К) ОУ С(К) О школы- интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е. Д. Худенко образовательной программы ОУ.

Структура программы.

Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом детей и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающем кризисе.

Цели программы.

  1. Воспитывать потребность в общении с природой.
  2. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
  3. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.

Задачи программы.

  1. Ознакомление воспитанников с проблемами окружающей среды и нашей посильной помощи природным богатствам.
  2. Воспитание у ребёнка бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.
  3. Развитие умений анализа и выводов.
  4. Вовлечение детей в практическую деятельность по проблемам окружающей среды местного значения.
  5. Научить применять на практике усвоенные знания, умения, навыки.
  6. Сформировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.
  7. Совершенствовать навыки межличностного общения детей.
  8. Научить правилам обращения с растительным и животным миром.
  9. Пробудить у детей чувство любви к природе.
  10. Развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, образное мышление, чувство красоты.

Методы достижения цели.

  1. Беседы на экологические темы.
  2. Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.
  3. Практикумы.
  4. Игры на экологические темы.
  5. Интегрированные занятия.
  6. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.

Подходы к воспитательному процессу, основанные на педагогических принципах:

  1. Принцип добровольности.
  2. Принцип систематичности, последовательности в освоении знаний и умений.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип обратной связи (воспитателя интересует впечатления детей от занятия).

Данная программа рассчитана на воспитанников 8 класса.

1 год, 32 часа.

Содержание программы.

Приложение 1.

Прогнозируемый результат.

Воспитанники должны знать:

  1. Знать основные виды загрязнений и загрязнённых веществ. Экологические термины.
  2. Знать отличительные особенности нескольких видов природного и животного мира.
  3. Экологические проблемы своего родного края и в частности России и мира.

Воспитанники должны уметь:

  1. Уметь применять на практике полученные знания и умения.
  2. Уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.
  3. Умение манипулировать экологическими терминами.
  4. Уметь самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказать свою точку зрения (с помощью педагога).
  5. Вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.

Используемая литература.

  1. Целоусова Т. Ю. «Природа глазами детей».
  2. Дмитриев О. И. «Окружающий мир»
  3. Е. М. Тихомиров «Воспитание экологической культуры у детей старшего школьного возраста».
  4. Журналы «Воспитание школьников».
  5. Журналы: «Коррекционная педагогика. Помощь воспитателю».