Пояснительная записка
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально- педагогическую систему и воздействует на социальный фактор. Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве будут проводиться на свежем воздухе, что обеспечивает эмоциональный уровень.
Суть программы состоит в том, что будут создаваться условия для выработки у детей активной жизненной позиции, развиваться творческие способности. Всё вышеуказанное обязательно учитывает желания, интересы и ценностные установки воспитанников.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «об Образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами. Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С (К) ОУ С(К) О школы- интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е. Д. Худенко образовательной программы ОУ.
Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом детей и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающем кризисе.
Цели программы.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Задачи программы.
- Ознакомление воспитанников с проблемами окружающей среды и нашей посильной помощи природным богатствам.
- Воспитание у ребёнка бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.
- Развитие умений анализа и выводов.
- Вовлечение детей в практическую деятельность по проблемам окружающей среды местного значения.
- Научить применять на практике усвоенные знания, умения, навыки.
- Сформировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.
- Совершенствовать навыки межличностного общения детей.
- Научить правилам обращения с растительным и животным миром.
- Пробудить у детей чувство любви к природе.
- Развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, образное мышление, чувство красоты.
Методы достижения цели.
- Беседы на экологические темы.
- Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.
- Практикумы.
- Игры на экологические темы.
- Интегрированные занятия.
- Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
Подходы к воспитательному процессу, основанные на педагогических принципах:
- Принцип добровольности.
- Принцип систематичности, последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности.
- Принцип обратной связи (воспитателя интересует впечатления детей от занятия).
Данная программа рассчитана на воспитанников 8 класса.
1 год, 32 часа.
Содержание программы.
Прогнозируемый результат.
Воспитанники должны знать:
- Знать основные виды загрязнений и загрязнённых веществ. Экологические термины.
- Знать отличительные особенности нескольких видов природного и животного мира.
- Экологические проблемы своего родного края и в частности России и мира.
Воспитанники должны уметь:
- Уметь применять на практике полученные знания и умения.
- Уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.
- Умение манипулировать экологическими терминами.
- Уметь самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказать свою точку зрения (с помощью педагога).
- Вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
Используемая литература.
- Целоусова Т. Ю. «Природа глазами детей».
- Дмитриев О. И. «Окружающий мир»
- Е. М. Тихомиров «Воспитание экологической культуры у детей старшего школьного возраста».
- Журналы «Воспитание школьников».
- Журналы: «Коррекционная педагогика. Помощь воспитателю».