Приложение - рисунки 1-5 [1].
В последние годы значительно ухудшилось физическое и психическое здоровье наших детей. Так, по данным Госкомстата, до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, у 70% новорожденных отмечается перинатальная патология. В связи с этим растет количество детей с проблемами в развитии, усложняется структура дефекта. Кроме того. постоянно растет, число детей, воспитывающихся в социально неблагоприятных условиях.
Поистине катастрофическая неуспеваемость большого числа учащихся массовых школ по русскому языку уже давно беспокоит родителей, педагогов, дефектологов. Это заставляет специалистов, прежде всего логопедов и медиков, все более настойчиво говорить о необходимости проведения ранней коррекционно-профилактической работы, о важности своевременного выявления детей «группы риска», а также разрабатывать соответствующие диагностические и коррекционные методики. Очень важную роль в этом могут сыграть родители.
Самое первое, что должны осознать родители (и очень серьезно отнестись к этому факту), это то, что примерно половина детей, поступающих в первый класс общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка из-за явного отставания в речевом развитии. Дети с отклонениями в развитии попадают в поле зрения специалистов поздно, когда дефект находится в запущенном состоянии и исправить его гораздо сложнее.
Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий.
Трудности усвоения чтения и письма является частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудности в поведении.
Чем позже начата коррекционная работа, тем выраженнее вторичные расстройства, развивается неврозоподобная симптоматика, повышается уровень тревожности, тревожность приобретает характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением.
Стойкое нарушение письменной речи может возникать у детей с несформированностью некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
В отечественных исследованиях подобные состояния встречаются у 8,7% детей, нуждающихся в специализированной медицинской и психолого-педагогической помощи.[Певзнер М.С, Явкин В.М., 1977]
Основные пути повышения школьной неуспеваемости следует искать в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде важно создать для ребенка максимум необходимых условий для возможно более полного преодоления отставания в речевом развитии. Начинать же всерьез беспокоиться об этом лишь в начальной школе слишком поздно.
Раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в школьном возрасте, послужит основой для формирования готовности ребенка к школьному обучению.
Психологические особенности детей «группы риска»
Эта категория детей более непосредственна, несамостоятельна, недостаточно самокритична. При возникновении затруднений они проявляют пассивность и быстро отказываются от попыток добиться успешного результата. Целенаправленность. и настойчивость у них зависят от заинтересованности . Нередко, выслушав вопрос, они сразу отвечают: «Не знаю», и только после стимуляции и поощрения начинают обдумывать ответ. Но при оказании помощи результаты приближаются к возрастной норме. Понимание и самостоятельное образование простых обобщающих понятий обычно доступно, но в более сложных – дети ориентируются слабо, страдает способность к вербализации пространственных представлений. Счетные навыки страдают в наименьшей степени. У детей с «гр. риска» доминируют игровые интересы. Общая осведомленность- низкая. У большинства детей «группы риска» обнаруживаются выраженные затруднения в фонематическом анализе. Затруднения возникают при подборе картинок на определенный звук, определение количества и последовательности звуков в слове. Часто выделяют слоги вместо звуков, труднее формируется навык слогослияния.
У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения отмечается выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления). [Корнев А.Н.,1997; Ахутина, 1998]. В качестве доминирующей причины трудностей формирования навыков письма и чтения выделяют нарушения зрительного восприятия или специфическое развитие зрительно-пространственных способностей.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга и т.п.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв. Например:
- найти букву среди ряда других букв;
- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, <рисунок 1>;
- определить буквы, расположенные неправильно, <рисунок 5>;
- обвести контуры букв;
- буква «сломалась» - добавить недостающий элемент, <рисунок 4>;
- выделить буквы, наложенные друг на друга, <рисунки 2, 3>;
- изобразить букву с помощью пальцев;
Последовательность усвоения графемы с помощью пальцев включает следующие виды заданий:
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
- сравнение пальчиковой буквы с образцом;
- предложить ребенку построить букву по словесному указанию без образца;
- построение буквы ребенком самостоятельно без зрительного образца;
- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.
Развитие пальцевого праксиса способствует формированию ассоциативных связей между центрами речи и моторной зоной коры, что в конечном итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки, позволяет ребенку лучше овладеть навыком письма в школе.
Кроме того, необходимо проводить работу по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине.
Для развития графо-моторных навыков ребенка могут быть рекомендованы такие задания, как: штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти и т. п.
Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв..
Для лучшего усвоения оптических образов смешиваемых букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» - с обручем, «ж» - с жуком, «п» - с перекладиной и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, срисовывание.
Виды заданий очень многообразны.
Таким образом, устранение нарушения письма, обусловленного несформированностью зрительно-пространственного гнозиса, осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Уважаемые родители!
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Родители должны сотрудничать, с психологом, логопедом, врачом. На протяжении всего курса лечения постоянно контролировать выполнение детьми домашнего задания,
Немаловажна реакция семьи на трудности детей. Если в семье царит атмосфера эмоционального неприятия ребенка, связанная с неоправдавшимися надеждами на успех, это создает условия для развития кризисного состояния.
Сопровождая занятия дома с попреками в адрес ребенка и наказаниями за неудачи, Вы мешаете коррекционной работе. Следствием этого нередко являются депрессивные расстройства у ребенка и стойкое негативное отношение к трудному предмету. У некоторых детей начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию "хронического неуспеха".
Неблагоприятно сказываются попытки форсировать темпы овладения чтением и письмом - практически всегда это утяжеляет нарушения чтения и письма.
Профилактика дисграфий и дислексий
Дляуспешного овладения письмом и чтением у ребенка в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие предпосылки письма и чтения:
- Различение на слух всех звуков речи.
- Правильное произношение всехречевых звуков.
- Владение простейшими видами анализа:
а) выделение звука на фоне слова;
б) определение места звука в слове (начало, середина, конец);
в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова. - Достаточный уровень сформированности зрительно - пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, ориентация во времени)
- Владение связной речью (насколько правильно ребенок может облечь в связные слова свои знания и мысли).
- Сформированность грамматических систем (умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов в другие).
Список литературы
1. С.П. Хохлова, журнал «Конфетка» Москва 2007 г.