В последние годы в Российской Федерации остро стоит проблема социального сиротства. Однако общая тенденция увеличения числа учреждений опеки не означает решение проблем воспитания и социализации этих детей. Сама структура учреждений, особенности проживания в них детей способствует разрушению родственных связей, усугублению чувства одиночества, незащищенности. Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет воспитанника интерната, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни. Фактически, девятый класс является для большинства молодых людей последней возможностью воспитательного напутствия в жизнь. По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи в школе говорится крайне мало. У выпускников интернатов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей. Большинство этих детей сами из неблагополучных и не полных семей. Отсутствие в собственной семье положительной модели семейных отношений ведёт в будущем к неспособности построить «здоровую» собственную семью. Более того, по статистике дети бывших воспитанников интернатов очень часто сами попадают в детские дома и интернаты.
Важность работы педагогического коллектива в данном направлении обусловлена необходимостью проектирования и развития воспитательного пространства школ-интернатов, позволяющих воспитанникам приобрести прочные навыки семейных отношений, воспитать тот комплекс личностных качеств, которые позволят ему в дальнейшем относительно успешно адаптироваться в социуме, создать собственную семью.
Одной из форм работы в данном направлении является проведение уроков из цикла «Семья» в рамках предмета «обществознание».
Главной практической учебной целью этих уроков является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о семье, её значении в жизни человека, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, созданию крепкой и прочной семьи.
Основные задачи:
- Образовательные:
- формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т.д.;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.
- Развивающие:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать эмоционально-волевую сферу.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу;
- воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;
Вид урока: вводный урок в изучении темы «Семья»
Цели урока:
- Образовательная:актуализация знаний о семейных отношениях, ознакомление с понятием «жизненный цикл семьи».
- Коррекционная: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся.
- Воспитательная: привитие чувства ответственности перед родными людьми.
Наглядность: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки, презентация к уроку (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Объяснение новой темы
1. Актуализация сведение по теме
Тема сегодняшнего урока «Семейные отношения».
На протяжении всей жизни человек входит в состав
множество самых разных групп – своих
сверстников, друзей, школьный класс, спортивная
секция и другие. Эти группы могут быть разными и
меняться по своему составу. И только семья
остаётся той группой, которую человек не
покидает. Семья – это то, без чего просто
невозможно прожить. Любому человеку будет трудно
без семьи. На кого положиться? Кто всегда
выслушает и поможет? Конечно наши родные! Они
всегда тебя любят и ждут, дают советы и вместе с
тобой радуются твоими успехами.
Что же такое «семья»?
Семья – это группа людей, состоящих в
родстве (кровном или брачном), которые связаны
общим бытом, взаимной помощью, моральной и
правовой ответственностью.
Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц,
живущих на одной жилплощади, ведущих совместное
хозяйство.
На данном этапе урока задача педагога –
сформулировать определение вместе с учащимися, с
опорой на их знания.
1.2. Объяснение новых понятий.
Семья как живой организм рождается и умирает.
Моментом рождения семьи – заключение брака.
Смерть семьи – развод.
Период жизнедеятельности семьи называют «жизненным
циклом семьи».
Жизненный цикл семьи – последовательность
значимых событий в жизни семьи.
Таблица «Жизненный цикл семьи» (Приложение 2)
Этапы цикла:
- Начальная стадия – от периода ухаживания до момента заключения брака. Этот период не всегда заканчивается браком. Почему?
- От момента заключения брака до рождения первого ребёнка. В этот период в семье появляются дети, ответственность и новые обязанности.
- Зрелый период – ребёнок идёт в школу. Этот период выделяется, так как он значим для семьи. До 7 лет ребёнок остро нуждается в родителях, они являются авторитетом. В школе у ребёнка появляются друзья, с которыми он проводит больше времени, и теперь они авторитетны.
- Отделение детей от родителей. Период, когда взрослые дети строят свои собственные семьи. На этой стадии жизненный цикл семьи повторяется, но уже у детей.
- «Золотой возраст» когда престарелые родители могу опять жить для себя. Они вырастили детей, помогают с внуками. К сожалению, эта стадия заканчивается «периодом затухания». Он заканчивается смертью одного или обоих супругов.
II. Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
- Что такое семья?
- Почему жизненный цикл семьи изображён в виде круга?
- На какой стадии семья может не «родится»?
- Чем важен для семьи период «выхода в свет», когда ребёнок идёт в школу?
- Когда круг жизненного цикла семьи может разорваться и не повториться?
III. Итог урока – оценки