Цель урока: формировать знания о семействе сложноцветные растения.
Задачи:
- Образовательные: закрепить общие признаки растений класса двудольные. Изучить биологические особенности однолетних растений: ноготков и бархатцев. Показать их значение для человека.
- Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать биологические объекты.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.
Словарь: бархатцы, ноготки, плод-семянка.
Оборудование: натуральные объекты (ноготки, бархатцы), гербарий этих растений, семена бархатцев и ноготков, настойка календулы, набор букв (а, с, т, р, а), клубни георгина, иллюстративный материал, фотографии с изображением клумб города Ставрополя.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять.
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрос:
-
Какие растения называются цветковыми? Приведите примеры.
Это растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни. -
На какие два класса делятся цветковые растения.
Цветковые растения делятся на класс однодольные и двудольные. -
Растения, какого класса мы с вами изучаем?
Мы изучаем растения класса двудольные. -
Перечислите основные признаки двудольных растений, используя таблицы.
-
Назовите растения, изображённые на картинках.
Ромашка непахучая, василёк синий, мать-и-мачеха, астра, георгин. -
К какому семейству относятся эти растения?
Они относятся к семейству сложноцветные. -
Назовите основные признаки этого семейства?
Соцветие – корзинка, плод – семянка.
Биотест:
- Какие бывают растения?
а) Вежливые; б) Воспитанные; в) Деликатные; г) Культурные.
Культурные. Обработанные, возделанные и выращенные человеком.
- Какие из рассмотренных выше растений относятся к культурным?
Астра и георгин.
Анаграмма.
На доске из букв составлено слово: ТАРАС – АСТРА
(Переставьте буквы так, чтобы получилось название цветка, который сравнивают часто со «звездой»).
Индивидуальный опрос:
-
Рассказать о биологических особенностях астры.
-
Загадка:
На клумбе у окошка
Посажена картошка
Цветки её огромные –
И светлые и тёмные (Георгин). -
Сравните корневую систему астры и георгина.
У астры стержневая корневая система, а у георгина в почве разрастаются утолщённые корнеклубни. Они живут несколько лет, но в открытом грунте не зимуют… -
Как размножают астры и георгины?
Астры размножают семенами, а георгины клубнями. -
Почему люди выращивают эти растения?
Они красивые, имеют яркую окраску цветов. Их высаживают в парках, в скверах, на балконах, около домов. Дарят на праздники. - Кто подготовил стихотворение об этих цветах?
Георгин
С завитыми лепестками
Стройный, гордый георгин
Я красуюсь меж цветками
И красуюсь не один.
Всеволод Рождественский «Астра»
Астру с прямыми её лепестками
С древних времён называли «звездой».
Так же её вы назвали и сами
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, какие растения называют однолетними?
Приведите примеры однолетних растений.
Подсолнечник, ромашка, календула, бархатцы, астра, майоры, василёк декоративный.
- Работа с натуральными объектами и гербарием.
- Изучение биологических особенностей календулы и бархатцев по плану.
- Учащиеся рассматривают семена ноготков, определяют название растения.
- Строение корня, стебля, листьев, соцветия.
- Размножение растений.
- Особенности выращивания этих растений.
- Где приобрести семена?
- Сроки посева и цветения.
- Уход.
- Для чего люди выращивают эти декоративные растения.
- Использование ноготков как лекарственное растение
Аутотренинг:
(Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра П. Мориа)
Ярко светит солнце.
Дует лёгкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром царства цветов.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всего живого.
IV. Работа в тетради.
а) Стр. 44, задание 136.Подпишите названия растений сложноцветных.
б) Задание 138. Отгадайте загадку. Объясните ответ.
Ноготок короток,
А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
Календула.
V. Закрепление изученного.
Беседа.
- С какими декоративными однолетними растениями мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему люди выращивают календулу и бархатцы?
Игра. «Пропущенные слоги»
- Ва - - лёк.
- Оду - - - чик.
- Ге - - гин.
- Ка - - - дула.
VI. Итог.
- Учитель демонстрирует фото, с изображением клумб города, на которых выращены бархатцы.
- Это интересно! «Цветочные часы» – сообщение учителя об использовании календулы для определения времени.
Задание на дом: Календула. Бархатцы.