Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

Разделы: Биология, Коррекционная педагогика


Цель урока: формировать знания о семействе сложноцветные растения.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить общие признаки растений класса двудольные. Изучить биологические особенности однолетних растений: ноготков и бархатцев. Показать их значение для человека.
  • Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать биологические объекты.
  • Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.

Словарь: бархатцы, ноготки, плод-семянка.

Оборудование: натуральные объекты (ноготки, бархатцы), гербарий этих растений, семена бархатцев и ноготков, настойка календулы, набор букв (а, с, т, р, а), клубни георгина, иллюстративный материал, фотографии с изображением клумб города Ставрополя.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос:

  1. Какие растения называются цветковыми? Приведите примеры.
    Это растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

  2. На какие два класса делятся цветковые растения.
    Цветковые растения делятся на класс однодольные и двудольные.

  3. Растения, какого класса мы с вами изучаем?
    Мы изучаем растения класса двудольные.

  4. Перечислите основные признаки двудольных растений, используя таблицы.

  5. Назовите растения, изображённые на картинках.
    Ромашка непахучая, василёк синий, мать-и-мачеха, астра, георгин.

  6. К какому семейству относятся эти растения?
    Они относятся к семейству сложноцветные.

  7. Назовите основные признаки этого семейства?
    Соцветие – корзинка, плод – семянка.

Биотест:

  • Какие бывают растения?
    а) Вежливые; б) Воспитанные; в) Деликатные; г) Культурные.

Культурные. Обработанные, возделанные и выращенные человеком.

  • Какие из рассмотренных выше растений относятся к культурным?

Астра и георгин.

Анаграмма.

На доске из букв составлено слово: ТАРАС – АСТРА

(Переставьте буквы так, чтобы получилось название цветка, который сравнивают часто со «звездой»).

Индивидуальный опрос:

  • Рассказать о биологических особенностях астры.

  • Загадка:
    На клумбе у окошка
    Посажена картошка
    Цветки её огромные –
    И светлые и тёмные (Георгин).

  • Сравните корневую систему астры и георгина.
    У астры стержневая корневая система, а у георгина в почве разрастаются утолщённые корнеклубни. Они живут несколько лет, но в открытом грунте не зимуют… 

  • Как размножают астры и георгины?
    Астры размножают семенами, а георгины клубнями. 

  • Почему люди выращивают эти растения?
    Они красивые, имеют яркую окраску цветов. Их высаживают в парках, в скверах, на балконах, около домов. Дарят на праздники. 

  • Кто подготовил стихотворение об этих цветах?

Георгин
С завитыми лепестками
Стройный, гордый георгин
Я красуюсь меж цветками
И красуюсь не один.

Всеволод Рождественский «Астра»
Астру с прямыми её лепестками
С древних времён называли «звездой».
Так же её вы назвали и сами
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, какие растения называют однолетними?

Приведите примеры однолетних растений.

Подсолнечник, ромашка, календула, бархатцы, астра, майоры, василёк декоративный.

  1. Работа с натуральными объектами и гербарием.
    • Изучение биологических особенностей календулы и бархатцев по плану.
    • Учащиеся рассматривают семена ноготков, определяют название растения.
    • Строение корня, стебля, листьев, соцветия.
    • Размножение растений.
  2. Особенности выращивания этих растений.
    • Где приобрести семена?
    • Сроки посева и цветения.
    • Уход.
  3. Для чего люди выращивают эти декоративные растения.
  4. Использование ноготков как лекарственное растение

Аутотренинг:

(Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра П. Мориа)

Ярко светит солнце.
Дует лёгкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром царства цветов.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всего живого.

IV. Работа в тетради.

а) Стр. 44, задание 136.Подпишите названия растений сложноцветных.

б) Задание 138. Отгадайте загадку. Объясните ответ.

Ноготок короток,
А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
Календула.

V. Закрепление изученного.

Беседа.

  1. С какими декоративными однолетними растениями мы познакомились сегодня на уроке?
  2. Почему люди выращивают календулу и бархатцы?

Игра. «Пропущенные слоги»

  • Ва - - лёк.
  • Оду - - - чик.
  • Ге - - гин.
  • Ка - - - дула.

VI. Итог.

  • Учитель демонстрирует фото, с изображением клумб города, на которых выращены бархатцы.
  • Это интересно! «Цветочные часы» – сообщение учителя об использовании календулы для определения времени.

Задание на дом: Календула. Бархатцы.