1, 2 слайд |
|
3 слайд | Велика роль предметов гуманитарного и эстетического цикла, таких как литература, музыка, изобразительное искусство, краеведение, история в изучении Всемирного природного и культурного наследия и связи этих предметов с внеклассной работой, в частности с экскурсионной деятельностью. Большую поддержку в изучении ВПКН оказывают нам социальные партнеры. Сегодня мы расскажем вам о нашем опыте, приведем примеры использования материалов ВПКН в нашей работе как учебной, так и внеклассной. |
4 слайд | Очень много произведений на уроках литературы изучают наши ученики, как известно, многие произведения так или иначе связаны с нашим городом – либо писатель жил и творил в Петербурге, либо действие происходит на улицах города. А увидеть все своими глазами, прочувствовать и пережить все то, что переживал литературный герой, это ведь так интересно! Именно такие вещи откладываются в памяти у ребят. Поэтому взаимодействие уроков литературы и экскурсионной деятельности необходимо. Как же правильно организовать работу по изучению культурного наследия, переданного нам предками. |
5 слайд | В начале творческого пути работы с
классом, когда мы только знакомимся, провожу урок
внеклассного чтения по рассказу Тэффи “Туристы
родного города”. Рассказ поучительный. Героиня,
долгие годы прожив в Петербурге, не помнила,
когда она посетила Эрмитаж, напомнила ей об этом
подруга, приехавшая посмотреть наш город.
Подумав, героиня собрала вещи, сняла себе номер в
гостинице и на неделю стала туристом родного
города, о чем долгие годы вспоминала. После
прочтения проводится беседа. Основной вопрос
обсуждения: как в одном названии могут
сочетаться слова: туристы и родной город. Дети
высказывают свое мнение. И в ответах многих звучит мысль: недостойно быть туристом родного города, но это возможно. Далее даем творческие задания: представьте, что вы стали туристом родного города, путешествие совершено, остались впечатления и фантазии. Вырежьте силуэт той достопримечательности, которая стала близка вашему сердцу. После этого предлагаем детям оживить достопримечательность с помощью художественного слова, украсить ее образами, рифма послужит толчком к этому. |
6 слайд | Дети читают свои стихи и вешают силуэт на доску. Получается карта Санкт-Петербурга. Призываю детей не забывать, что они живут в Санкт-Петербурге. И вместе составляем план литературных экскурсий. |
7 слайд | 6 класс. По пушкинским местам (имение, могила Ганнибала, домик няни, домик станционного смотрителя) |
8 слайд | 7 класс. Некрасов в Петербурге (с посещением музея-квартиры) |
9 слайд | 8 класс. Город Пушкин. “Дней Александровых начало” (с посещением Лицея) |
10 слайд | 9 класс. Пушгоры |
11 слайд | Ф.М.Достоевский в Петербурге |
12 слайд | А.А.Ахматова в Петербурге |
13 слайд | За эти годы банк инновационных продуктов ОУ пополнен новыми разработками, программами. Если в 2009 году таких продуктов не было, то за эти годы творческие группы создали и реализовали 14 инновационных продуктов. |
14 слайд | Необходимо также связать уроки
литературы и замечательные спектакли,
поставленные в нашем городе. Нами был составлен
план посещения спектаклей, связанных с
изучаемыми произведениями. Таким образом, мы
воспитываем любовь к прекрасному. Каждый поход в
театр - это праздник, улыбка, радость. 5 класс. “Муму” (И.С.Тургенев), “Робинзон Крузо” (Дефо) 6 класс. Станционный смотритель” (А.С.Пушкин), “Приключения Гекльберри Финна” (М.Твен), “Барышня-крестьянка” (А.С.Пушкин), “Ночь перед Рождеством” (Гоголь) |
15 слайд | 7 класс. “Маленький принц” (Экзюпери),
опера “Борис Годунов” (Пушкин) 8 класс. “Ревизор” (Гоголь), “Капитанская дочка” (Пушкин), балет “Ромео и Джульетта” |
16 слайд | 9 класс. “А-ка-кий” (по повести Гоголя
“Шинель”), “Белая ночь” (Ф,М.Достоевский), “Горе
от ума” (Грибоедов), опера “Князь Игорь”. 10 класс.”Бесприданница” (Островский), “Обломов”(Гончаров), “Господа Г” (Салтыков-Щедрин), “Мертвые души” (Н.В.Гоголь), “Вишневый сад” (Чехов), опера “Фауст”, опера “Евгений Онегин” |
17 слайд | 11 класс. “Мастер и Маргарита” (М.А.Булгаков), “На дне” (М. Горький), “Митина любовь” (И.А. Бунин), “Легкое дыхание” (И.А. Бунин), “Сашка” (В. Кондратьев) |
18 слайд | Очень важно, чтобы после посещения театров, мероприятие не было забыто. В 5-7 классах мы устно делимся впечатлениями, а в 8-11 классах пишем рецензии на спектакли. Очень важно, что мнения наших детей оставлены в книге отзывов в театре “Русская антреприза”, первое время дети боялись этого, но, видя, что я оставляю там свои впечатления, некоторые тоже стали делать попытки поделиться мнением. |
19 слайд | Хочется отметить, что за 4 года вырос интерес учащихся к таким видам работ как отзывы и рецензии после посещения краеведческих мероприятий с 15 до 90% |
20 слайд | Мы часто восторгаемся нашим городом, его красотами, это замечательно, но есть еще одна сторона, о которой никогда нельзя забывать, работая над образом нашего города. Когда-то мне попались слова Д.С.Лихачева “Среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отводиться тем, что воспитывают нравственность”. На мой взгляд, именно литература должна развивать в ребенке душевные качества, учить сопереживать героям. |
21 слайд | Приведу в качестве примера 2 произведения художественной литературы 19 и 20 веков. Повесть “Шинель”, входящая в цикл “Петербургские повести”. Предлагаем детям совершить прогулку по Невскому проспекту Гоголя, по которому гуляют усы и бакенбарды, фраки и чиновничьи мундиры, дамские рукава, похожие на воздушные шарики. Расскажем о Невском проспекте. Но потом ставим учебную задачу и говорим, что гулять мы будем по Невскому проспекту Гоголя, но обратим внимание не на достопримечательности, а обратимся к человеку, маленькому петербургскому чиновнику, А.А., который бредет со службы через толпу фраков и мундиров. И в конце урока ответим на вопрос: “Почему человек может быть так одинок среди людей?”. На этом уроке мы используем разные приемы: это и кроссворд-карта, и иллюстрации Невского проспекта, презентации, но самый важный момент урока, на мой взгляд, когда дети графически рисуют сцену “Кража шинели” и обосновывают рисунки. Самое страшное, что произошло исчезновение человека. Вот он образ не только пышного Петербурга, но и бедного. |
22 слайд | Не только в 19 веке мы можем столкнуться
с такой ситуацией. 20 и 21 век порок также жесток. И
современный драматург Разумовская написала
замечательную пьесу “Домой”, ее нет в школьной
программе, но в качестве материала для
внеклассного чтения мы можем ее использовать. В
нашем городе был театр молодых актеров Светланы
Крючковой, который поставил спектакль по этой
книге. Это история о жизни, вернее существовании
ребят, по разным причинам оказавшихся на улицах
“гостеприимного Питера. Происходящее на сцене,
как осколки битого стекла, врывается в темный
зал, раня всех. Спектакль для старшеклассников,
конечно, он показывает наш город с другой
стороны. И наши дети должны уметь сочувствовать
тем, кому плохо, и понимать, что есть рядом их
сверстники, потерянные в этом большом мире.
Реакция у детей была очень положительная. Таким образом, мы видим, что наш город может быть разным: сказочным и загадочным, жестоким и темным. |
23 слайд | За время работы над темой “Всемирное природное и культурное наследие” увеличилось количество детей, выбирающих для сдачи ЕГЭ предметы гуманитарного цикла с 77 до 85% |
24 слайд | Живя современном мире, развиваясь
вместе с ним, мы должны овладевать различными
технологиями. Недавно появилась новая
технология, по которой я только начинаю работать,
большого опыта пока нет. Небольшими наработками
поделюсь. Технология называется СИНКВЕЙНЫ. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. |
25 слайд | Приведу примеры синквейнов на нашу
тему:
На первый взгляд кажется, что написать образно трудно, но уже после первого занятия, когда дети понимают правила написании синквейна, работа проходит творчески. |
26 слайд | Данная технология также помогает и на уроках музыки, изо, краеведения, истории, на которых систематически изучается ВПКН. На уроках музыки, например к ДНЮ блокады мы рассказываем о Ленинградской симфонии Шостаковича, на ИЗО в разной технике создаем работы ко всем праздникам, заложенным в Этнокалендаре, связанным с историей и культурой Санкт-Петербурга. |
27 слайд | За 4 года увеличилось количество детей, участвующих в школьных мероприятих краеведческой направленности: музыка с 10 до 37%, изо – с 18 до 37%, история и культура СПб – с 15 до 33% |
28 слайд | Кроме того, что у нас уже наработано и применяется есть планы. На сегодняшний день мы пишем заметки о культуре нашего города в газете “Санкт-Петербургский курьер”. Сейчас мы ищем связи с молодежными газетами, которые будут печатать заметки наших учеников о культуре нашего города. Это поможет нам в изучении публицистических жанров на уроках развития речи. |
29 слайд | В качестве примера можем привести два сборника, где опубликованы работы наших детей: “Из Охтинской летописи” и “Я люблю этот город, умытый дождями” |
30 слайд | На сегодняшний день уровень учителей и детей, публикующих свои работы увеличился: 4 года назад 17% педагогов публиковали свои работы, сегодня это 45%; также учителя помогают в публикации работ и нашим ученикам: 4 года назад не было публикаций детских работ, сегодня это 21%. |
31 слайд | И вот здесь мы можем начать разговор об одаренных детях, которые выявляются в процессе такой работы. Одаренный ребенок…. Кто он? Что с ним делать и как его не испугаться? Что важно для учителя русского языка и литературы, классного руководителя в работе с таким ребенком? Мы знаем, что у таких детей отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Они обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. |
32 слайд | Для учителей русского языка и литературы очень важно, чтобы ученик проявлял интерес к тексту (то есть к чтению как процессу). Он должен понимать смысл прочитанного текста, уметь его анализировать, осознавать, что сказано в тексте, как это сказано и зачем. И, конечно, прививать любовь к хорошему чтению, к хорошей литературе. И вот работа с текстом, умение его понимать может помочь выявить одаренных детей, склонных к филологической направленности, при этом мы не должны забывать, что рядом с одаренными детьми находятся и обычные дети. |
33 слайд | В 2008 году, объединив предмет и классное
руководство, мы начали работу по знакомству
школьников с детской прессой, начали ее с
анкетирования. Тогда в анкетировании приняли
участие 28 восьмиклассников: 12 мальчиков и 16
девочек. Детям было задано 4 вопроса. После
проведения анкетирования были выведены
следующие результаты: На вопрос, какие журналы вычитаете, 7 человек назвали “Cosmopolitan”, 8 человек – Дом-2, 5 человек журналы, рекламирующие автомобили, 3 – человека – “Плейбой”, 5 человек не читают журналов вообще. Некоторые сказали, что иногда берут в руки глянцевые журналы, при этом не сумели даже вспомнить названия этих журналов. |
34 слайд | На вопрос, какие газеты вы читаете, 20 человек назвали бесплатные газеты “Новая Охта”. “Мой район”, 8 человек газет не читают. |
35 слайд | На вопрос, чем интересны эти издания для вас, ответ был практически однозначен: 20 человек назвали красочный иллюстративный материал, 3 человека отметили портреты звезд, 5 человек обратили внимание на бумагу, из которой сделан журнал, при этом о содержании не вспомнил никто. |
36 слайд | Ответ на вопрос: “С какой детской прессой вы знакомы?” 4 человека назвали газету “Пять углов”, при этом отметили, что слышали только название, но никогда не читали, 24 человека не назвали детской прессы вообще. |
37 слайд | Увидев такие результаты, решено было
провести работу по знакомству подростков с
детским журналом “Костер”. Первое занятие было
посвящено знакомству с журналом, тем более был
повод, “Костру” в 2012 году исполнилось 75 лет.
Прошло достаточно времени. Но и сегодня журнал
“Костер” не поменял своего направления.
Несколько изменилась подача материалов. Задача
“Костра” и “Автобуса” - воспитание порядочных,
ответственных, духовно развитых людей. На втором занятии мы познакомились с архивом журналов “Костер”, за последние 5 лет, подержали в руках, рассмотрели рубрики, которые есть в журнале. Сегодня происходит подмена ценностей. К примеру, литературные герои, которые раньше считались отрицательными, стали положительными персонажами. Журнал “Костер” остается на позициях, направленность которым задали в свое время Хармс, Зощенко, Маршак, Чуковский, очень много материалов в журналах посвящено изучению истории города. Первое общение детей с журналом было трудным. Материал журнала не привлекал. Стало понятно, что это чуждо детям. |
38 слайд | Я прошла по 10 киоскам, где спрашивала о
детских изданиях, и в основном получала один и
тот же ответ: “Рыжий Ап”, “Открой мир с Волли”,
“COOL”. Ни в одном киоске мне не предложили
“Костер”. И я решила продолжить кропотливую
работу по приучению детей к прекрасному. Над
одним и тем же номером мы работали ни один час. А
ведь “Костер” - это издание не развлекательного
характера. Он все-таки требует от читателя
каких-то усилий: нужно прочитать материал,
задуматься, разгадать содержательную часть,
выполнить какие-либо задания. Ведь важно
развивать в ребенке творческие задатки,
приобщать к хорошему чтению. Уже через месяц дети с удовольствием читали журнал. И важно отметить, что надо предостеречь детей, защитить от потребительского отношения ко всему, что их окружает, в том числе и к близким ему людям, защитить от душевной черствости, равнодушия, невежества, насилия и жестокости. И было приятно смотреть на радость в глазах детей при обсуждении материала журнала. Когда дети сравнивали то, что они читали до знакомства с “Костром”, то было ясно – прививаются ложные ориентиры, ценности, уверенность в том, что главное не что-то сделать, а что-то выиграть, получить просто так. Дети признались в том, что им это нравится. Многие считают, что счастливым можно быть , только купаясь в этом блеске. Я пыталась объяснить детям, что есть и другие ценности – к примеру, здоровая романтика путешествий. Кроме этого, работая над журналом, читая прозаические произведения, мы обратили внимание не только на то, что это хорошо написано, но и на то, что в этом тексте есть нравственное начало. И когда через несколько занятий я спросила детей о том, чем нравится журнал “Костер”, то получила вполне достойный ответ: “Здесь мало рекламы”. Спустя еще некоторое время многие уже нашли для себя что-то интересное, и каждый назвал какую-то рубрику: |
39 слайд | Эта работа была проведена для всего класса. Работа с журналом закончилась, но именно это послужило выявлению одаренных детей. У многих появилось желание самим создавать тексты. И это творческое начало мы пытаемся поддерживать и развивать в детях. В работе с одаренными детьми важно отходить от школьной программы, давать детям только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, от раза к разу увеличивая количество проблем, давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. |
40 слайд | Приемы, используемые в работе с
одаренными детьми могут быть следующие: - обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, о котором пишет ребенок; - выбор нравственной, научной, эстетической позиции; - придумывание заданий вопросов, тем; - ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критики, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания одаренный ребенок возьмет нас себя роль лидера: руководителя, контролера, критика. Направить его выбор может и учитель. |
41 слайд | Научившись свободно высказывать свои мысли, одаренные дети выходят за рамки школьной программы и здесь необходимо поддержать их. Участие в различных конкурсах филологической направленности с использованием ВПКН - первый помощник в этом. Кропотливая систематическая работа по созданию текста одаренными детьми дает свои результаты. Сегодня наши учащиеся участники и победители. Калинина Светлана – творческая личность, занявшая 1 место на региональном этапе VII Всероссийского конкурса “Лучший урок письма” в номинации “Год молодежи. Что я делаю для страны?” |
42 слайд | Три ученика Калинина Светлана, Путиловский Антон и Давыдова Виктория стали лауреатами литературного международного конкурса “Проба пера”, создав замечательные работы в номинациях “Проза” и “Поэзия” |
43 слайд | Гиль Екатерина получила гран-при в городском конкурсе “Успешная школа глазами петербуржцев” |
44, 45 слайд | Бачманова Елена участник международного литературного конкурса “Купель-2009” по произведениям современного писателя А.Костюнина |
46 слайд | Проведена работа над проектом “Но помнит мир спасенный”, посвященном 65, 66 и 67 летию Победы. В этом проекте уже принимают участие 23 учащихся. Конечная цель данного проекта – выпуск электронной газеты к 9 Мая. |
47 слайд | Данной работе предшествовала большая подготовительная работа, общение с ветеранами войны, участие в районной военно-исторической игре “Память”, в районной конференции “Судьбы, опаленные войной”. |
48 слайд | На данный момент увеличилось количество участников городских конкурсов и акций, направленных на изучение Всемирного природного и культурного наследия с 6 до 29% |
49 слайд | После участия в данных мероприятиях мы создали команду юных журналистов. Это ребята, которые умеют общаться со словом, они наблюдательные, эрудированные, творческие личности. И уже есть первые результаты. Команда стала лауреатом районного фестиваля “Первый шаг-2009”, заняла 2 место в игре “Информационные жанры журналистики” и два первых места в игра “Аналитические жанры журналистики” и “Принципы журналистики”. Ребята готовят “Клятву журналиста” и пишут журналистское расследование “Имя на карте района”. Очень важно, что таких детей становится все больше и больше, и главное в этом – наша педагогическая поддержка. |
50 слайд | Хочется отметить, что благодаря такой систематической интегрированной учебной и внеклассной количество поступающих в гуманитарные и творческие вузы увеличилось с 77 до 85 % |
51-55 слайд | И сегодня я хочу прочитать Вам работу, посвященную нашему городу. Эта работа стала лауреатом конкурса “Проба пера”. Это размышление о городе, о восприятии города автором. (Чтение работы ученика под музыку.) |
56 слайд | А закончить свое выступление хочу словами: Захлестнутые бурным потоком повседневных дел, мы пробегаем по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами – история, а мы не слышим ее пульса. Остановитесь! Оглядитесь! Проникнитесь красотой Петербурга, духом его истории парадной и повседневной, живой поныне и стертой с его лика. |
Многоликий Петербург
- Давыдова Светлана Викторовна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа