Данный урок является комбинированным. Проводится в соответствии с программой М.М. Разумовской. Построен в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ) обучающихся и учителя. Сопровождается электронной презентацией, которая представлена в приложении.
Цель урока: усвоение обучающимися особенностей выражения подлежащего как главного члена предложения.
Задачи:
- обобщить изученное ранее о подлежащем;
- расширить представление об этом главном члене предложения;
- формировать умение находить подлежащее в предложении, определять средства выражения;
- развивать навыки анализа, обобщения, систематизации;
- воспитывать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа при работе с учебником, дополнительной литературой.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме “Множество обличий подлежащего”).
Ход урока
Слайд №1. Презентация
1. Начало урока, “разогрев” учебной группы
- Если вы внимательны были на наших уроках, то вы заметили, что нами были повторены все виды тропов, фразеологизмы и дошла очередь до еще одного удивительного способа выразить точно, ярко, образно свою мысль.
Слайд №2
- Посмотрите на мультимедийную доску, прочитайте предложение. (Древо червь изнутри гложет)
- Что представляет по жанру это предложение? (Пословица)
2. Словарная работа
- Что такое пословица? Давайте проверим себя по словарю. Наши консультанты поработали с толковыми словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. и готовы познакомить нас с толкованием этого слова.
Слайд №3
- Обратите внимание на ключевое слово в определении пословицы.
Притча
- Что такое притча? (Работаем со словарем)
Слайд №4
Притча - изреченье, замечательное, мудрое слово на тему нравственности.
Слайд №5
- Прочитайте предложения и запишите в тетрадь.
Красна речь с притчею.
Эта притча короче носа птичьего
Древо червь изнутри точит.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Найдите подлежащее в каждом предложении.
3. Объявление темы урока
- А теперь давайте мы с вами сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить сегодня? (О подлежащем)
Слайд №6
- А точнее о множестве обличий подлежащего. Запишите тему в тетрадь.
- Скажите, что такое подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем может быть выражено?
- Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим говорить о его величестве подлежащем? (“Цель и цели”)
(Ученики формулируют личные учебные цели)
- Замечательно! И поможет нам достичь наших целей анализ языкового материала.
Слайд №7
- Запишите предложения, Обозначьте, чем выражено подлежащее.
Маленькая лень большое горе приносит.
Увиденное лучше услышанного.
Не всякий на добро добром ответит.
Никто не спотыкается, лежа в постели.
Слайд №8
Кто же делает рыболовный крючок из золотой булавки?
Один пашет, семеро руками машут.
Говорить с вами - только слова тратить.
Сегодня кормит завтра.
- Сделайте выводы по проделанной работе.
Слайд №9
Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением, наречием, числительным, инфинитивом.
Физминутка.
- Откройте учебник п.9, с.34, прочитайте теоретическую статью. Скажите, чем еще может быть выражено подлежащее. Приведите примеры.
- Сейчас мы поиграем. Вам предстоит записать предложения и определить, сколько в них подлежащих. Кто быстрей?
Слайд №10
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Что медленно разгорается, то жарче горит.
- Начните ответ с характеристики предложения.
- Сейчас я прелагаю вам поработать в паре.
Задача: придумать предложения, чтобы в качестве подлежащего были:
свободные сочетания: мы с тобой, большинство друзей;
неразложимые сочетания: гомерический смех; гималайские горы.
Слайд №11
- Откройте учебник с.36, упр.56. Выполняем упражнение по заданию (достаточно 4 предложения).
Выборочный диктант. Прослушайте предложения, запишите подлежащие, определите, чем они выражены.
Ученье - свет, неученье - тьма.
Люди пахать, а мы руками махать.
Один в поле не воин.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Скупой платит дважды.
Красна речь с притчею.
Улыбка- душа лица.
- Я хочу, чтобы вы сейчас улыбнулись мне и друг другу.
- Назовите подлежащие, записанные вами. Молодцы!
Слайд №12
Домашнее задание:
1 уровень. Подобрать 10 пословиц на тему “Ученье. Труд”, выделить подлежащее.
2 уровень. Выписать из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 8-9 предложений, выделить подлежащее.
3 уровень. Упр.55 (по заданию).
- Выберите то задание, которое вам по силам.
4. Рефлексия
Обязательно комментируются оценки за урок.