Множество обличий подлежащего. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Данный урок является комбинированным. Проводится в соответствии с программой М.М. Разумовской. Построен в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ) обучающихся и учителя. Сопровождается электронной презентацией, которая представлена в приложении.

Цель урока: усвоение обучающимися особенностей выражения подлежащего как главного члена предложения.

Задачи:

- обобщить изученное ранее о подлежащем;

- расширить представление об этом главном члене предложения;

- формировать умение находить подлежащее в предложении, определять средства выражения;

- развивать навыки анализа, обобщения, систематизации;

- воспитывать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа при работе с учебником, дополнительной литературой.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме “Множество обличий подлежащего”).

Ход урока

Слайд №1. Презентация

1. Начало урока, “разогрев” учебной группы

- Если вы внимательны были на наших уроках, то вы заметили, что нами были повторены все виды тропов, фразеологизмы и дошла очередь до еще одного удивительного способа выразить точно, ярко, образно свою мысль.

Слайд №2

- Посмотрите на мультимедийную доску, прочитайте предложение. (Древо червь изнутри гложет)

- Что представляет по жанру это предложение? (Пословица)

2. Словарная работа

- Что такое пословица? Давайте проверим себя по словарю. Наши консультанты поработали с толковыми словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. и готовы познакомить нас с толкованием этого слова.

Слайд №3

- Обратите внимание на ключевое слово в определении пословицы.

Притча

- Что такое притча? (Работаем со словарем)

Слайд №4

Притча - изреченье, замечательное, мудрое слово на тему нравственности.

Слайд №5

- Прочитайте предложения и запишите в тетрадь.

Красна речь с притчею.
Эта притча короче носа птичьего
Древо червь изнутри точит.

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Найдите подлежащее в каждом предложении.

3. Объявление темы урока

- А теперь давайте мы с вами сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить сегодня? (О подлежащем)

Слайд №6

- А точнее о множестве обличий подлежащего. Запишите тему в тетрадь.

- Скажите, что такое подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает?
  • Чем может быть выражено?

- Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим говорить о его величестве подлежащем? (“Цель и цели”)

(Ученики формулируют личные учебные цели)

- Замечательно! И поможет нам достичь наших целей анализ языкового материала.

Слайд №7

- Запишите предложения, Обозначьте, чем выражено подлежащее.

Маленькая лень большое горе приносит.
Увиденное лучше услышанного.
Не всякий на добро добром ответит.
Никто не спотыкается, лежа в постели.

Слайд №8

Кто же делает рыболовный крючок из золотой булавки?
Один пашет, семеро руками машут.
Говорить с вами - только слова тратить.
Сегодня кормит завтра.

- Сделайте выводы по проделанной работе.

Слайд №9

Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением, наречием, числительным, инфинитивом.

Физминутка.

- Откройте учебник п.9, с.34, прочитайте теоретическую статью. Скажите, чем еще может быть выражено подлежащее. Приведите примеры.

- Сейчас мы поиграем. Вам предстоит записать предложения и определить, сколько в них подлежащих. Кто быстрей?

Слайд №10

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Что медленно разгорается, то жарче горит.

- Начните ответ с характеристики предложения.

- Сейчас я прелагаю вам поработать в паре.

Задача: придумать предложения, чтобы в качестве подлежащего были:

свободные сочетания: мы с тобой, большинство друзей;

неразложимые сочетания: гомерический смех; гималайские горы.

Слайд №11

- Откройте учебник с.36, упр.56. Выполняем упражнение по заданию (достаточно 4 предложения).

Выборочный диктант. Прослушайте предложения, запишите подлежащие, определите, чем они выражены.

Ученье - свет, неученье - тьма.

Люди пахать, а мы руками махать.

Один в поле не воин.

Сытое брюхо к ученью глухо.

Скупой платит дважды.

Красна речь с притчею.

Улыбка- душа лица.

- Я хочу, чтобы вы сейчас улыбнулись мне и друг другу.

- Назовите подлежащие, записанные вами. Молодцы!

Слайд №12

Домашнее задание:

1 уровень. Подобрать 10 пословиц на тему “Ученье. Труд”, выделить подлежащее.

2 уровень. Выписать из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 8-9 предложений, выделить подлежащее.

3 уровень. Упр.55 (по заданию).

- Выберите то задание, которое вам по силам.

4. Рефлексия

Обязательно комментируются оценки за урок.