Нужно ли быть грамотным?
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущей необходимостью». Эти слова А.И.Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона, заимствованных слов» [8] и – безграмотности.
Потребность в грамотности в ХХI веке возрастает, потому что «в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи как устной, так и письменной.» [ 3 ]
Поэтому владение орфографически грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития нас - школьников.
Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит урокам русского языка и литературы, на которых обучающиеся должны научиться правильно оформлять свои мысли.
Орфографическая грамотность – один из важнейших навыков, формируемых у школьников на уроках русского языка, т.к. владение грамотной речью является показателем общей культуры человека и непременным условием активного творческого участия и адаптации человека в общественной, народнохозяйственной жизни государства.
Под орфографической грамотностью подразумевается умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, чёрточку, пробел) при передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами орфографии. [9] Овладеть орфографической грамотностью не просто, так как русский язык очень трудный, в нем представлено много различных орфограмм, пунктограмм, некоторые из которых нужно знать наизусть.
Чтобы знать правила и слова наизусть, нужно иметь хорошую память, которая всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [1]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.
Самые трудные орфограммы в русском языке
Самыми трудными орфограммами в русском языке являются безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением и непроверяемая согласная в корне слова. Не случайно программа каждого класса по русскому языку включает список слов, обязательных для усвоения, т.е. тех слов, которые необходимо запомнить. Их ещё называют «словарными». Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на наш взгляд:
- во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
- во-вторых, неумение большинства наших одноклассников пользоваться орфографическим словарём, так как бумажные пособия теряют свою актуальность в последнее время;
- в-третьих, наши ровесники не научены рациональным способам запоминания;
- в-четвертых, нехватка времени на создание атмосферы творчества на уроке, когда можно учится владению устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров;
- в-пятых, многие орфограммы были изучены в 5-6 классах и сейчас уже забываются, требуя повторения в процессе употребления.
Для подтверждения данных доказательств, было проведено небольшое исследование с целью выяснения – являются ли данные орфограммы трудными для написания в 6 «Б» классе МАОУ СОШ №147. Обучающимся был предложен следующий список слов, которые являются наиболее встречающимися.
- Винегрет
- Багряный
- Хоккей
- Шоколад
- Лимон
- Аккуратный
- Дорога
- Бахрома
- Облако
- Колесо
Данное исследование показало, что использование мнемонических приемов орфографической грамотностью обладают не все обучающиеся, что доказало актуальность поднятой проблемы.
Слова | 6 «В» |
Винегрет |
16 |
Багряный |
9 |
Хоккей |
13 |
Шоколад |
16 |
Лимон |
19 |
Аккуратный |
18 |
Дорога |
6 |
Бахрома |
16 |
Облако |
20 |
Колесо |
17 |
Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на мой взгляд:
- во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
- во-вторых, неумение большинства учащихся пользоваться орфографическим словарём;
Поэтому поиск эффективных приемов работы со словарными словами велся в 2-х направлениях:
- выбор такого способа первоначального знакомства, который максимально исключил бы их неверное написание, и
- создание условий для прочного запоминания этих слов.
В этой работе я склонилась ко второму направлению - созданию условий для прочного запоминания этих слов. Для этого мною было продолжено изучать литературу по мнемоническим приемам и попробовать использовать их при запоминании трудных орфограмм.
Разные виды памяти и мнемотехника
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6].
Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости. Визуалы с большим трудом воспринимают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспринять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, если нет возможности услышать информацию (такие ученики часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник). Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4].
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3].
Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области; возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове; отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Разработка приемов мнемотехники была известна еще во времена античности, а ближе к нашему времени она велась параллельно с исследованием памяти психологами.
Так, в 80-е годы ХIХ века немецкий психолог Г.Эббингауз поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления, для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и пр.
В России в советский период интерес к мнемотехнике проявляли лишь отдельные ученые, преимущественно психологи: А.Р.Лурия, К.К.Платонов и др. У советских дидактов и методистов мнемоника признанием не пользовалась, поскольку она якобы противоречит сознательному усвоению предмета обучения. А между тем, повторяем, она незаменима там, где объекты запоминания находятся «вне правил и других обобщений» [5]
Мнемонические приемы или «Изюминки»
Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запоминания «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.
В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.
По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.
Мнемонических приемов запоминания достаточно много, однако в методике русского языка их, мы не нашли, так как их никто пока не обобщил. Поэтому мы решили придумать свои и назвать их «Изюминками», которые будут наглядно показывать орфограмму, способствовать ее быстрому запоминанию через стихи, ассоциативные рисунки или через раскрытие лексического значения слова.
Список использованных источников и литературы
1. Агафонов, В.В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.
2. Беседина Н.К. Ассоциативные рисунки на уроках русского языка. РЯШ, №5, 2008,стр.40-42.
3. Бондаренко, С.М., Ротенберг. Обучение. Здоровье / - М.: Просвещение, 1989.
4. Журнал «Мурзилка», №8, 2008, стр. 6-7.
5. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Стр. 74.
6. Зиганов, М. А., Козаренко : Запоминание на основе визуального мышления
7. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402
8. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. РЯШ, №1, 2002, стр.33
9. Никитина Е.И., Изучение слов с непроверяемыми написаниями. Обучение орфографии в 8-ей школе. М., «Просвещение»,1974, стр.113.
10. Никитина Е.И., Развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
11. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.
12. Путинцев В.С. Юмор и зрительный образ в наглядных пособиях по русскому языку. РЯШ, №1, стр.61-63.
13. Успенский М.Б.Приемы мнемотехники на уроках русского языка. РЯШ, №6, 1999, стр.24.
14. http://spiritual_culture.academic.ru
15. http://www.london-moscow.ru/russkiy_yazik
16. https://ru.wikipedia.org/wiki
17. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/