Педагогическая симптоматика трудностей |
Причины |
Задания для психодиагностики и коррекции (cмотри в приложении №1) |
| Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) | Недоразвитие фанетико-фонематического анализа | Задания 19,20 |
| Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | Задание 2 | |
| Несформированность звукобуквенных ассоциаций | Задания 29,35 | |
| Недостатки в произношении | Задания 22,23 | |
| Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”) | Недостаточность звукобуквенного анализа | Задание 21 |
| Неустойчивость внимания | Задания 2,5 | |
| Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “васелки” вместо “васельки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”) | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | Задания 19,20 |
| Не развито умение дифференцировать мышечные усилия | Задание 32 | |
| Неусвоены правила правописания | ||
| Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова. | Несформированность фонетико-фонематического анализа. | Задания 19,20 |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. | Недостатки в развитии вербального анализа. | Задание 25 |
| Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Задания 19,20 |
| Недостаточность звукового анализа | Задание 21 | |
| Затруднение при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа | Задание 21 |
| Слабое развитие слуховой памяти | Задание 13 | |
| Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа | Задания 5,24,29,33,46 |
| Несформированность анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Задания 19,20 |
| Недостаточность процессов звукового анализа | Задание 21 | |
| Недостатки в артикулировании | Задание 23 |
Педагогическая симптоматика трудностей |
Психологические и другие причины |
Задания для психодиагностики и коррекции |
| Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”) | Несформированность звукобуквенного анализа | Задание 21 |
| Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
| Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”) | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,24,29,33, 46 |
| Недостаточность звукобуквенного анализа | Задание 21 | |
| Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
| При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”) | Несформированность вербального анализа | Задание 25 |
| Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | Задания 3,4,5,24,29, 33,46 | |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| “Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,29 |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Задание 29 | |
| Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 |
| Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,24,29,33, 46 | |
| Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | Задание 32 |
| Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 | |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| Не усвоено понятие “рабочая строка” | Задание 6 |
Педагогическая симптоматика трудностей |
Психологические и другие причины |
Задания для психодиагностики и коррекции |
| Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована одноправленность считывания слева на право | Задание 6 |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 | |
| Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 30,31 |
| Не отработанно правило размещения учебного материала в направлении сверху в низ | Задания 6,7 | |
| Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,24,29, 33,46 |
| Недоразвитие микромоторики | Задание 32 | |
| Несформированность зрительно-двигательных координаций | Задание 8 | |
| Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | Задание 29 | |
| Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | Задание 3 | |
| Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики | Задание 32 |
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задания 32(9) | |
| Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 | |
| Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | ||
| Очень медленный темп письма | Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 |
| Недоразвитие микромоторики | Задание 32 | |
| Трудности в произвольном управлении движениями | Задания 9,11 | |
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | Задание 35 | |
| Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа | Задание 21 |
Педагогическая симптоматика трудностей |
Психологические и другие причины |
Задания для психодиагностики и коррекции |
| С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 3,4,24,29,33, 46 |
| Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
| Неумение поэлементно воспроизводить образец | Задание 4 | |
| Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | Задание 12 | |
| Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звукобуквенного анализа | Задание 21 |
| Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | Задание 35 | |
| Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение | Задание 29 | |
| Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти | Задания 12,13 |
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | Задания 15,17 | |
| Недостатки в развитии произвольного внимания | Задание 2 | |
| Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа | Задания 1,3,4,5,24.29, 33,46 |
| Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | Задание 29 | |
| Недостаточное развитие зрительной памяти | Задание 12 | |
| Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | Задание 32 |
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задание 32(9) | |
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | Задание 8 | |
| Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля | Задание 11 |
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | Задание 9 | |
| Ослабление процессов произвольного внимания | Задание 12 |
Педагогическая симптоматика трудностей |
Психологические и другие причины |
Задания для психодиагностики и коррекции |
| Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”) | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,24,29, 33, 46 |
| Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | ||
| Плохо ориентируется в пространстве листая тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ) | Задания 30,31 |
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | Задание 9 | |
| Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | Задание 12 |
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | Задания 19,29 | |
| Несформированность звукобуквенного анализа | Задание 21 | |
| Затруднения в употреблении заглавных букв | Недостатки в развитии вербального анализа. | Задание 25б |
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задание 14 | |
| Не усвоено соответствующее правило | ||
| Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа | Задания 25б, 26 |
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | Задания 1,5,26 | |
| Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | Задание 28 |
| Недостаточность операции абстрагирования | Задание 45 | |
| Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления | Задание 28 |
| Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 16,18 |
Педагогическая симптоматика трудностей |
Психологические и другие причины |
Задания для психодиагностики и коррекции |
| Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”) | Недостаточность операции абстрагирования | Задание 45 |
| Несформированность операции сравнения | Задание 37 | |
| Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | Задания 3,4,5,26 | |
| Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа | Задание 36 |
| Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | Задания 33,34,42,43, 44 | |
| Несформированность звукового анализа | Задание 19 | |
| Недоразвитие зрительной памяти | Задания 12,34 | |
| Недостаточность звукобуквенного анализа | Задание 21 | |
| Недостатки в развитии самоконтроля | Задание 10 | |
| Несформированность двигательных образов слов | Задание 29 | |
| Недостаточное артикулирование слов при письме | Задание 23 | |
| Неотработанна связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | Задание 35 | |
| Недостатки в развитии фонематического восприятия | Задание 19 | |
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания | Задание 2 | |
| Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) | Задание 25 |
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | Задания 38,39,40,41 | |
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи в нутрии смыслового целого) | Задания 21,27 |