Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учётом возрастных и программных критериев.
Методический практикум.
Блок | Класс | Тема | Литературный материал |
1 | 5 класс | Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия. | Былина “Вольга и Микула Селянинович” |
2 | 7 класс | Роль различных предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в речи литературных героев | Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” |
7 класс | Функциональные особенности причастных и деепричастных оборотов | Крылатые выражения. Поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри” | |
3 | 10 класс | Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии. “Новый слог” русской литературы. | “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина |
10 класс | Комплексный лингво-смысловой анализ поэтического текста | Стихотворение В.В. Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” |
Методический практикум “Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учетом возрастных и программных критериев” – иллюстрация системы интегрированных уроков по русскому языку и литературе. Каждый блок практикума представляет собой фрагменты уроков по теме “Синтаксис”.
Цель учителя-словесника – не только научить детей свободно владеть родным языком практически, но и объяснять языковые явления.
Учитывая, что предложение представляет собой основную единицу связной речи – наименьшую единицу для общения и выражения мысли, она и является наиболее изученным объектом синтаксиса.
В гораздо меньшей степени изучена функциональная направленность синтаксических конструкций русского языка. Этот аспект в изучении синтаксиса нам показался интересным для исследования, поэтому данной темой мы стали заниматься более глубоко. Тем более, что особенностью преподавания в классах с углубленным изучением русского языка и литературы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции.
Объект исследования: функционирование синтаксических единиц в текстах художественных произведений, изучаемых по программам под редакцией М.Б. Ладыгина для социально-гуманитарного профиля и под редакцией Т.Ф. Курдюмовой для общеобразовательных классов.
Предметом исследования в нашей работе являются синтаксические единицы языка и их функции в тексте.
Мы выделяем основные цели и задачи:
- выявить систему синтаксических средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;
- способствовать формированию, у учащихся, понятий функциональных особенностей синтаксических единиц современного русского языка;
- создавать условия для реализации творческих возможностей учащихся и применения полученных знаний на практике.
Анализ художественного текста включает исследование как идейно – тематического содержания, так и синтаксической организации. В ходе лингвистического анализа мы можем наблюдать, как языковая система реализуется в речи и на синтаксическом уровне, как с помощью синтаксических средств языка создается произведение словесного искусства.
В ходе работы мы используем следующие приемы, направленные на освоение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка:
- стилистический эксперимент – поиск возможностей замены одной единицы другой в рамках отдельного текста с целью выявления функциональной нагрузки изучаемых синтаксических конструкций (на примере былины “Вольга и Микула Селянинович” в 5 классе);
- метод синтетического анализа и метод самостоятельного обобщения и конструирования предложений (на примере крылатых выражений, отрывков из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” в 7 классе);
- поисково-исследовательский и семантико-стилистический методы: разыскание тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов-слов, оборотов, синтаксических единиц. В процессе применения данного метода мы учитываем:
а) отступление от языковых правил;
б) возможность индивидуальной многозначности устойчивых сочетаний в тексте (при изучении синтаксических средств реализации сентиментальной экспрессии в “Письмах русского путешественника” Н.М. Карамзина, в ходе лингво-смыслового анализа стихотворения В.В. Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (в 10 классе);
в) метод количественного анализа текста, когда количественные показатели, количественные закономерности являются сигналом определенного качественного своеобразия синтаксических средств языка (в 7 классе на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и в 10 классе при анализе “Писем русского путешественника” Н.М. Карамзина).
При работе с текстом мы учитываем следующие моменты:
- текст должен быть интересен учащимся с точки зрения идейно-тематического содержания;
- текст должен содержать определенное (оптимальное) количество исследуемых единиц.
В соответствии с программой по русскому к урокам учащиеся должны владеть теоретическими знаниями по разделам синтаксиса простого и сложного предложений.
В рамках школьной программы по литературе в 5 классе учащиеся должны:
- определять род и жанр литературного произведения;
- понимать и уметь использовать при изучении произведений литературоведческие понятия;
- уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественного текста;
в 7 классе:
- находить основные художественные приемы и средства создания характеров в литературном произведении;
- делать самостоятельно устное сообщение;
- самостоятельно подбирать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;
в 10 классе:
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- определять принадлежность творчества писателя к тому или иному литературному направлению.
Виды деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
В результате такой работы учащиеся приобретают навыки исследования при изучении литературного произведения, развивается устная и письменная речь, языковое чутье, творческие способности учащихся.