Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Изменения охватили и систему образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях.
Цель семинара: показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель–ученик» в современном образовании, провести сравнительную характеристику традиционного и современного уроков.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход семинара представляет собой модель современного урока.
Его структура:
- Постановка проблемы (проблемные вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним школьникам?»)
- Планирование способов решения проблемы, намеченной цели («Современный урок» в понимании аудитории – гипотезы).
- Открытие новых знаний (восприятие и осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).
- Первичная проверка понимания (обобщение полученных знаний, сравнение сформулированного понятия «Современный урок» с научной трактовкой).
- Включение нового знания в систему знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о характере взаимодействия учителя и ученика в современном образовании).
- Подведение итогов – рефлексия.
ХОД СЕМИНАРА
1. Вступление
Презентация. Слайд 1
Я никогда не сомневалась в выборе профессии. Оглядываясь назад, могу точно сказать, что всю свою сознательную жизнь я постигала и влюблялась в профессию учителя. Когда сделала первые шаги в качестве учителя, ощущение во мне педагога на базе уже имеющихся умений было чудесным и ласкающим самолюбие. Однако очень скоро я пришла к выводу, что получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель. Диплом педагогического вуза – только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни).
Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким должен быть урок в современной школе?
Возникают вопросы: Что влияет на
«современность» урока? (версии участников
семинара) Слайд 2
Мастерство педагога? Совокупность методических
приемов? Наличие технических средств обучения?..
Можно перечислять до бесконечности. Но,
прежде чем анализировать, строить проекты и
планы, говорить о том «как надо», стоит ответить
на вопросы: «Каковы особенности построения
современного урока? Какой урок нужен сегодняшним
школьникам?»
Поразмышляем над этими вопросами.
2. Гипотезы
Для начала разберемся, что же такое современный
урок в нашем понимании…
Слайд 3 (варианты участников семинара
записываются на слайде)
(По-вашему, современный урок – это…, в вашем
понимании…, как вы считаете – что такое
современный урок).
Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории.
Современный урок – это урок, который
предполагает…(зачитываются записанные на
доске варианты)
3. Социологический опрос
Дальше двигаемся в понимании определения «Современный урок». Предварительно готовясь к семинару (рассуждая о сущности современного урока), я не могла не провести социологическое исследование. Субъектами моего исследования стали педагоги, учащиеся и родители.
На вопрос «Что такое современный урок?» ответили учителя нашей школы, а также были изучены (с помощью сети ИНТЕРНЕТ) мнения учителей страны. Результаты перед вами.
Слайд 4
– Посмотрите на слайд: можете ли вы сказать, что
взгляды педагогов на современный урок
однозначны?
– С какой из этих формулировок вы не согласны и
почему?
– Какие существующие позиции в образовании
отражают точки зрения учителей?
Вывод:сегодня в современной школе существуют 2 способа организации процессов современного образовательного пространства: традиционного и инновационного.
Что такое современный урок? На этот
вопрос с удовольствием ответили ученики нашей
школы. Просмотрите содержание слайда. Слайд 5
– О чем вам говорят (что отражают) формулировки
этих учеников? (вызовы и заказы) .
– Какова позиция современных учеников по
отношению к образованию? (готовы к новым формам
работы, новым способам обучения, нет расслоения
по отношению к тем новым условиям, в которых
живут).
Каким должен быть современный урок в понимании родителей?
Здесь представлены наиболее общие точки зрения. Слайд 6
– Что отражают данные высказывания?
– Чего ждут родители от современной школы? (Более
всего жаждут индивидуального подхода к ребенку,
выпускник должен быть целеустремленным,
ответственным и умеющим мыслить, чтобы дети
после школы смогли успешно вписаться в мир,
меняющийся на глазах – ориентиры современного
образования).
4. Обобщение
Теперь я предлагаю обобщить полученные
результаты исследования, содержание
высказываний и сделать вывод: что такое
современный урок, каким он должен быть, если
учитывать потребности общества.
Сформулируем единое мнение. Из предложенных
характеристик выберите ту, которая раскрывает
сущность современного урока, и обоснуйте свой
выбор. Слайд 7
Слайд 8 Сравним наше понимание урока с научной, компетентностной трактовкой: урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися М.И. Махмутов.
5. Вывод
Современный урок должен давать современный учитель. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование?
Изменения в образовательной парадигме (изначально традиционной и на современном этапе созидающей) повлекли за собой изменения взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса – педагогов и учащихся. Данный тезис уже не требует доказательств. Большинство учителей, работающих в сегодняшней школе, формировались как профессионалы в рамках старой системы субъект-объектных отношений. Задача учителя была «наполнить» ребенка содержанием. Дети воспринимались в виде механического «приемника» передаваемых им знаний и должны были полностью подчиняться управлению со стороны учителя.
Новая педагогика требует изменения сознания,
затрагивающего поведение, взгляды на мир и
этические нормы. При этом изменение сознания
должно происходить как у педагога, так и у
учащихся.
Вашему вниманию представлена таблица,
содержание которой позволяет определить
сущность отношений «учитель-ученик» в
современной школе, их отличие от
субъект-объектных отношений старой системы.
Слайд 9
– В чем сущность взаимодействия учителя
и ученика в современном образовании? Каким
словом можно обозначить характер их
взаимоотношений? (партнеры)
– Какова роль учителя в современном
уроке? (создать условия для развития
творческих способностей, развивать у учеников
стремление к творческому восприятию знаний,
учить их самостоятельно мыслить, полнее
реализовывать их потребности, повышать
мотивацию к изучению предметов поощрять их
индивидуальные склонности и дарования).
6. Подведение итогов. Слайд 10
Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершествованию.